Мощи прав. старца Феодора.
История обители
1605 – Богородский мужской монастырь основан в 1605 году в устье реки Большая Киргизка.
1656 – На Юрточную гору, где уже 30 лет находилась церковь во имя Алексия человека Божия, перенесён через 50 лет, в связи с частыми набегами кочевников, после пожара в деревянном храме обители.
1662 – Через 7 лет был возведён первый деревянный трёхпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра.
XVII– При монастыре организована первая в городе больница и богадельня.
1746 – в обители открывается первая на Томской земле школа – Русское духовное училище.
1776 – В XVIII веке построено каменное здание Казанского храма.
1860 – В XIX веке построена колокольня каменного собора.
1923 – Во время революции монастырь был закрыт Советскими властями. Снесена колокольня, частично разобран храм. Территория монастыря застроена новыми домами.
Архимандрит Ираклий (Попов) расстрелян в 30-х гг.
1992 – Новейшая история монастыря началась с торжественного богослужения, совершённого еп. Новосибирским и Бердским Тихоном в день памяти св. первоверховных апп. Петра и Павла.
1995 – Через 3 года был отреставрирован и передан обители Казанский храм.
1999 – Наместником монастыря был назначен иг. Силуан (Вьюров), ныне еп. Колпашевский и Стрежевской, при котором было собрано современное братство обители.
Расписание. Особенности монастырского богослужения.
· Совершается полный круг богослужения, включая полунощницу и повечерие.
· Утреня совершается с утра, как и положено по уставу.
· Уставные всенощные бдения в ночное время по особенным дням.
· В монастыре читается ночная псалтырь с поминовением заказанных имён.
Братский корпус –бывший настоятельский корпус, построенный в 1884 году по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. На втором этаже располагаются монашеские келлии, а на первом – трапезная, административные помещения. В 1999 году была открыта общедоступная православная библиотека с читальным залом – одна из самых больших в Томске (насчитывает более 11000 книг).
Братство монастыря. На сегодняшний день братство монастыря находится под руководством иг. Кирилла (Умрилова) и насчитывает около 15 человек (игумен, 3 иерм., 2 иерд., 1 монах, 1 инок, послушники). Основное занятие братии монастыря – молитва и богослужения. Также братия монастыря получает духовное образования в ТДС и занимается просветительской и миссионерской деятельностью.
Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремлённость к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо.
«Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог». Еп. Иларион (Алфеев).
Трёхсвятительский корпус – бывший архиерейский дом, построенный в 1835. Был разрушен во время революции. Восстановлен в 2010. В корпусе расположен храм в честь трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, монашеские келлии, воскресная школа. Воскресная школа была открыта при монастыре ещё в 2007 году, а с 2010 располагается в Трёхсвятительском корпусе.
Каменная часовня над могилой старца Феодора.
1904 – Над могилой старца возведена каменная часовня по проекту архитектора Викентия Оржешко по благословению архим. Ионы (Изосимова), руководителя кружка почитателей старца.
1936 – Часовня разрушена и на её месте устроили выгребную яму.
1995– силами Томской Духовной семинарии были произведены раскопки по поиску захоронений Фёдора Кузьмича. 5 июля мощи были обретены.
1998 – Через 6 лет после открытия монастыря каменная часовня восстановлена.
Каменные стены и башни. Возведены в 1830-х гг.
Снежный вертеп. Возводится здесь каждый год, начиная с 2011 года. С 2012 года по примеру монастыря вертепы стали строить и в оградах других храмов Томска.
Святыни монастыря
Мощи прав. старца Феодора.
1836 – Недалеко от Екатеринбурга был задержан проезжавший на лошади, запряжённой в телегу, неизвестный человек без документов. Он был арестован за бродяжничество и отправлен по этапу как ссыльный в Красноярский край на поселение. Во время общения с арестантами, он снискал расположение к себе, часто укрепляя осужденных и оказывая им духовную поддержку. Прожил в Красноярском крае около 20 лет.
1958 – За 6 лет до своей кончины переселился в Томск по приглашению горячего почитателя старца, томского купца-золотопромышленника Семёна Феофановича Хромова. Проживал он здесь, рядом с монастырём, в специально построенной для него келье во дворе дома Хромова. Летом он жил на загородной усадьбе купца в Хромовке (в Академгородке). Ходил молиться в монастырскую домовую церковь при архиерейском доме. Проводя уединённую молитвенную жизнь старец, тем не менее, был широко известен Томичам как человек святой жизни, у которого можно было получить совет и духовное вразумление. Он имел общение с духовенством, дворянством и простыми поселянами, которые оставили многочисленные воспоминания и свидетельства о чудесах, связанных с ним.
2 февраля 1864 – преставился и был похоронен на монастырском кладбище.
Канонизирован в1984 году. 5 июля 1995 года были обретены мощи.
Каждое воскресенье в пять часов вечера перед мощами совершается акафист (молитвенное славословие святого), по окончании которого монахи открывают стеклянную крышку и каждый может приложиться к мощам, после чего священник помазывает молящихся освящённым маслом из лампады, горящей перед мощами святого. Во время акафиста мы просим молитвенной помощи старца Феодора себе и своим близким. Для того чтобы во время акафиста наше имя и имена наших близких были прочитаны монахами, нужно заранее подать записку.
2. Икона с мощами трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, храм в честь которых находится в недавно восстановленном Трёхсвятительском корпусе.
3. Икона преподобного Алексия человека Божия с частицей его мощей. Частица мощей преподобного Алексия была передана монастырю одним из московских храмов по ходатайству архиепископа Ростислава, а сама икона была написана ранее одним из томских иконописцев.