Во святых отца нашего Августина, епископа Иппонского, монастырский устав

1. Прежде всего, возлюбленнейшие братья, [мы должны] любить Бога, а затем ближнего, потому что это первые заповеди, преподанные нам.

2. Вот как подобает нам молиться или воспевать псалмы. Утром должно возглашать три псалма: шестьдесят второй, пятый и восемьдесят девятый. В третий час возглашаем вначале один псалом ан­тифонно, затем два антифона, одно поучение и от­пуст. Подобным образом в шестой и девятый час. На вечерне — один псалом антифонно, четыре ан­тифона, другой псалом антифонно, поучение и от­пуст. В соответствующее время, после вечерни, мы все поучаемся в чтении. Потом возглашаем обыч­ные псалмы, положенные перед сном. Ночные мо­литвы в ноябре, декабре, январе и феврале долж­ны включать в себя двенадцать антифонов, шесть псалмов и три поучения. В марте, апреле, сентябре и октябре —десять антифонов, пять псалмов и два поучения. В мае, июне, июле и августе — восемь антифонов, четыре псалма и два поучения.

3. Мы должны работать с утра до шестого [часа]. От шестого часа до девятого мы должны читать. В де­вятый час мы должны возвращать книги и после трапезы до вечерни работать или в саду, или там, где понадобится.

4. Никто пусть не требует себе что-либо, настаивая на том, что это его собственное: ни одежду, ни иное что, поскольку мы избрали апостольскую жизнь.

5. Никто пусть ничего не делает с ропотом, чтобы не умереть, подвергшись тому же осуждению, что и роптавшие [в пустыне].

6. Братья должны слушаться без рассуждения, после Бога почитать своего отца, а игумена чтить, как чтут святых.

7. За трапезой мы должны молчать, слушая чтение. Если за трапезой чего-то недостает, об этом дол­жен позаботиться игумен. Те, кто желают, в суббо­ту и воскресенье могут выпить вина, как это было решено.

8. Если будет необходимость нам выйти [из мона­стыря] ради какого-то монастырского дела, мы должны идти вдвоем. Выходящий из монастыря не должен ни есть, ни пить, если он не получил на это заповеди, потому что это противоречит уставу монастыря. Если братья будут посланы продать из­готовленное в монастыре рукоделие, они должны быть особенно внимательны к тому, чтобы ни в чем не нарушить данных им наставлений, в той уверен­ности, что они прогневляют Бога, если прогневля- ют Его рабов. Если же им придется что-то покупать ради нужд монастыря, пусть действуют с большой рассудительностью и честностью, как рабы Божии.

9. Между ними не должно произноситься праздное слово. Пусть принимаются за работу с утра и после молитв третьего часа возвращаются к ней. Пусть они не затягивают бесед, разве что беседа будет душеполезной. Когда они работают, пусть молчат, разве только необходимо будет сказать что-то по работе.

10. Если кто-то не старается с помощью милости Бо­жией изо всех своих сил исполнять эти заповеди, но пренебрегает ими и не повинуется им, пусть его вразумят раз или два. Если он не исправляется, пусть получит подобающее наказание, по уставу монастыря. Если же позволяет его возраст, пусть будет наказан розгами.

11. Если вы с любовью в точности соблюдете эти за­поведи ради имени Христова, то сами вы получите пользу и нам ваше спасение принесет неизречен­ную радость. Аминь.

Правила

1.1. Вот что мы заповедуем соблюдать вам, живущим в монастыре.

1.2. Прежде всего, вы собрались в братство, чтобы жить единомысленно в доме, имея одну душу и одно сердце, обращенные к Богу.

1.3. И не говорите: «Это мое», но: «Все общее». Игумен не должен распределять пищу и одежду всем по­ровну, потому что не у всех одинаковое здоровье, но лучше каждому брату давать их по его силам. Именно об этом вы читаете в Деяниях апостоль­ских: Но все у них было общее... и каждому дава­лось, кто в чем имел нужду.

1.4. Когда обладавшие чем-либо в миру вступают в мо­настырь, пусть они с радостью соглашаются с тем, что их собственность станет общей.

1.5. А не имевшие ничего пусть не ищут в монастыре того, что невозможно им было иметь в миру. Но ради их немощи пусть им дадут необходимое, хотя они по своей бедности и не могли этого приобре­сти, когда жили в миру. Только пусть они не счи­тают для себя счастьем получать пищу и одежду, какие не имели возможности приобрести в миру.

1.6. И пусть они не гордятся тем, что живут с людьми, к которым в миру не дерзнули бы и приблизиться, но возносят свои сердца к небу, отрекаясь от сует­ных земных благ. Если богатые будут смиряться, а нищие становиться гордецами, тогда монастыри окажутся полезными для богатых, а не для бедных.

1.7. С другой стороны, занимавшие в миру какое-ли­бо важное положение не должны презирать бра­тьев, приходящих в это святое братство из нище­ты. Пусть они постараются хвалиться скорее сво­им общением с бедными братьями, чем знатным происхождением и богатыми родителями. Если они отдали в общее пользование что-то из своего имущества, пусть не гордятся этим и не думают о себе высоко из-за подаренных монастырю бо­гатств. Ибо всякая другая страсть проявляет себя в злых поступках, гордость же восстает против добрых дел и извращает их. И что пользы раздать имущество нищим и стать нищим самому, если несчастная душа, презрев богатство, гордится этим больше, чем самим богатством?

1.8. Итак, все проводите жизнь в единодушии и согла­сии, и один в лице другого почитайте Бога, храма­ми Которого вы стали.

2.1. Будьте усердны к молитве, совершаемой в опреде­ленные часы и в определенное время.

2.2. В храме никто пусть не делает ничего неподобаю­щего ему и несообразного с самим его названием. Конечно, если братья, когда есть возможность, же­лают помолиться больше, чем отведено на молит­ву, пусть им не препятствуют те, кто думал занять­ся там чем-то иным.

2.3. Когда молитесь Богу псалмами и гимнами, старай­тесь, чтобы произносимое устами входило в ваше сердце.

2.4. Пойте только то, о чем прочли, что это должно петь, а чего не написано петь, того не пойте.

3.1. Покоряйте плоть постом и воздержанием в пище и питии, насколько позволяет ваше здоровье. Кто не может поститься, не должен хотя бы есть вне тра­пезы, кроме случаев болезни.

3.2. Во время трапезы слушайте положенное чтение, не прерывая его и не возражая. Пусть не только уста получают пищу, но и уши жаждут слова Божия.

3.3. Если немощным, привыкшим в прежней жизни к иным условиям, предлагается особая пища, это не должно возмущать остальных или казаться не­справедливым тем, кто приучен к суровому обра­зу жизни и потому более крепок. [Сильные] пусть не считают немощных счастливее себя, поскольку те получают особую еду, но лучше пусть радуются своему крепкому здоровью, которого не имеют их братья.

3.4. Когда тем, которые прежде жили в роскоши, в мо­настыре дают больше еды и одежды, когда у них более мягкая постель и теплое одеяло, чем у про­чих монахов, более крепких и, следовательно, бо­лее счастливых, эти крепкие должны задуматься над тем, какую жизнь оставили те братья, ради того чтобы вести одинаковый с ними образ жизни, пусть даже они еще и не достигли неприхотливо­сти крепких. Вы не должны желать того, что дает­ся кому-либо вовсе не для того, чтобы его почтить, а просто по снисхождению. Если не поостереже­тесь этого, тогда весь порядок извратится, так что в монастыре богатые будут прилагать усилия к тому, чтобы подвизаться по силам, а бедняки ста­нут изнеженными.

3.5. Подобным образом и с больными, которым необ­ходимо особое питание, чтобы они не заболели еще больше от обычной пищи, нужно после их вы­здоровления относиться как к здоровым, чтобы они скорее восстановили свои силы. Это касается всех братьев, даже тех, которые происходят из низших общественных слоев. Можно считать, что они из-за своей недавней болезни находятся в том же состоянии, что и богатые, изнеженные преж­ним образом жизни. Когда же силы больных вос­становятся, пусть они с радостью возвращаются к образу жизни, приличествующему рабам Божиим, избавившимся от стесненных обстоятельств. Вре­менное послабление не должно приводить к тому, чтобы братья и после выздоровления пользовались теми удобствами, каких требовала их болезнь. Пусть те, кому легче переносить лишения, чув­ствуют себя более богатыми. Ибо лучше терпеть небольшую нужду, чем иметь изобилие благ.

4.1. Пусть ваша одежда не привлекает внимания [окру­жающих], стремитесь понравиться другим не одеждой, но образом жизни.

4.2. Когда вы в пути, идите вместе. Когда придете, куда шли, оставайтесь вместе.

4.3. В том, как вы передвигаетесь, как держите себя, во всех своих движениях не допускайте ничего, что может смутить другого, но держите себя так, как приличествует святости вашего звания.

4.4. Если ваш взгляд упадет на женщину, не смотрите на нее пристально. Когда выходите из монастыря, смотреть на женщин не запрещается, но предосу­дительно испытывать вожделение или стремиться быть вожделенным. Женщины, стараясь обратить на себя внимание или замечая, что на них обраща­ют внимание, привлекают к себе не только через страстное прикосновение, но и через взгляд. Так что не говорите, что у вас непорочный дух, если ваши глаза бесстыдны, потому что бесстыдный взгляд — признак бесстыдного сердца. Когда серд­ца нецеломудренных при молчании уст открыва­ют друг другу взаимное расположение через взгля­ды и когда они услаждаются взаимной страстью, вызванной плотским вожделением, их нравы ли­шаются непорочности, хотя тела и остаются не­тронутыми нечистым буйством страстей.

4.5. Тот, кто останавливает взгляд на женщине и кому нравится привлекать ее взгляд, не должен вооб­ражать, будто другие не замечают того, что он так себя ведет. Без сомнения, это видят и те, кого он и не подозревает. Но даже если предположить, что его поведение осталось незамеченным людьми, то можно ли это сказать о Том вышнем Свидетеле, от Которого невозможно ничего утаить? Неужели оттого, что Бог, наблюдая со всей проницатель­ностью, проявляет терпение, мы должны думать, что Он ничего не видит? Человек, посвятивший себя Богу, должен избавляться от преступного желания понравиться женщине — из-за боязни огорчить Того Свидетеля, Которому неприятны наши нечистые помышления. Нужно размышлять о том, что Бог видит все, и тогда уже ты не бро­сишь страстный взгляд на женщину. Именно по­этому Священное Писание советует иметь страх Божий: Мерзость пред Господом дерзко поднима­ющий глаза.

4.6. Когда вы окажетесь в церкви, где присутствуют женщины, храните сокровенную стыдливость. Тогда и Господь, внутри вас пребывающий, будет хранить вас.

4.7. Если вы замечаете у кого-либо из ваших братьев бесстыдный взгляд, о котором я говорю, вразум­ляйте брата сразу, чтобы в нем не развился порок, и позаботьтесь, чтобы он немедленно исправился.

4.8. Если обнаружится, что брат повторяет то же пре­грешение после предостережения, то увидевший это должен сообщить о нем как о раненном в брани. Вначале пусть известит одного или двух братьев, чтобы вина согрешившего была доказана словом двух или трех свидетелей и он был наказан с подо­бающей строгостью. Не считайте себя недоброже­лателями, когда объявляете о подобных делах. На­против, вы будете виновны, если, промолчав, оста­вите братьев погибать, тогда как могли бы их ис­править, сообщив об их проступках. Если бы твой брат имел на теле рану, которую хотел бы скрыть, боясь предстоящего лечения, разве не было бы же­стокостью промолчать и не было бы милосердием открыть о том? Тем более нужно открыть бесстыд­ный поступок, чтобы не дать ране в сердце брата превратиться в неизлечимую гангрену.

4.9. Если виновный осознаёт свои дела, но, несмотря на вразумления, не заботится о своем исправле­нии, вы должны известить об этом игумена, пре­жде чем расскажете братьям. Если он лжет, нужно представить свидетельства братьев, изобличаю­щие его во лжи, так чтобы его обвинял не один сви­детель, но двое или трое, которые могли бы перед всеми доказать его вину. Когда вина брата будет доказана, он должен быть наказан по рассужде­нию игумена или священника, имеющего власть над братьями, ради его исправления. Если брат отказывается понести положенное наказание, из­гоните его из братства, хотя бы он и не хотел ухо­дить. Это не жестокость, но милосердие, ибо не подобает, чтобы его гибельный и заразительный пример стал причиной отпадения многих братьев.

4.10. Сказанное о пристальном взгляде следует тща­тельно и в точности применять и к прочим прегрешениям, чтобы их открыть, доказать или назна­чить за них наказание. К людям нужно проявлять любовь, а к страстям — ненависть.

4.11. Если кто-то развратился до такой степени, что тай­но получает письма или небольшие подарки от ка­кой-либо женщины, то, если он признается в этом добровольно, нужно простить его и помолиться о нем. Но если его поймают с поличным и его вина будет доказана, тогда, по решению священника или игумена, он должен быть строго наказан.

5.1. Оставляйте свои одежды в отведенном для них ме­сте, под присмотром одного, двух или необходимо­го числа смотрителей, которые будут их перетря­сать и беречь от моли. Равно и продукты получайте из одного общего хранилища и одежду с одного склада. Если возможно, не беспокойтесь о том, ка­кие вещи вам дают в то или иное время года, и не выясняйте, получили ли вы свою одежду и вещи, которые отдавали на хранение, или вам дали не ваше. Довольно того, что ответственные за склад не отказываются доставлять каждому необходи­мое. Если же неожиданно по этому поводу возник­нут споры и ропот и кто-то из вас будет жаловаться, что полученная им одежда хуже той, которую он сдавал, и посчитает невозможным для себя носить то, что раньше носил его брат, тогда вы, спорящие об одеянии для тела, заключите из этого, что вам недостает внутреннего, святого одеяния сердца. Если по снисхождению, ради немощи вашей, вам возвращают ту одежду, которую вы сдавали, то храните ее под общим присмотром в особом месте.

5.2. Пусть никто не работает ради личной выгоды, но пусть все трудятся ради общей пользы, с большей ревностью и более горячим желанием, чем если бы кто работал ради собственной выгоды. Как сказано в Писании, любовь не ищет своего. Зна­чит, общее благо нужно ставить выше личного, а не наоборот. И еще: о своем преуспеянии судите по тому, насколько вы способны предпочитать ин­тересы братства личным интересам. Любовь, ко­торая никогда не перестает, должна стоять выше всех вещей, использовать которые нас принужда­ют временные затруднения.

5.3. Если [кто-то из мирян] подарит своим детям, близ­кому или дальнему родственнику в монастыре одежду или другие нужные вещи, то получивший их не должен это скрывать. Пусть он передаст вещи игумену, который сделает их общим досто­янием, так что можно будет отдать их тому, кто в них нуждается.

5.4. Когда вам скажет игумен, стирайте одежду или сами, или отдавая специально назначенным для этого братьям. Остерегайтесь, чтобы чрезмерная забота о чистоте одеяния не привела со временем к нечистоте души.

5.5. Не будем запрещать мыться тем, кому по болезни это необходимо. Больной должен безропотно сле­довать предписаниям врача. Если он не согласен с врачом, пусть тогда лечится так, как ему скажет игумен. Если монах захочет чего-то неполезно­го, не будем уступать его своенравию, иначе он может дойти до того, что будет считать полезным приятное, тогда как оно вредно.

5.6. Наконец, если какой-то раб Божий ощутит вну­тренние боли и скажет об этом, нужно принять его слова с доверием. Если нет уверенности в том, что лечение, которое он предпочитает, облегчит боль, следует посоветоваться с врачом.

5.7. В баню или в какое-то другое место пусть братья хо­дят по двое или по трое. Выходящий из монастыря не должен сам избирать себе спутников, но пусть идет с теми братьями, которых укажет ему игумен.

5.8. Забота о больных, о выздоравливающих и о тех, кто чувствует какое-то недомогание без горячки возла­гается на одного из братьев. [Брат] просит со скла­да все, что считает нужным для каждого больного.

5.9. Те, кому поручено заботиться о келарской, рухольной и библиотеке, должны служить братьям без ропота.

5.10. Книги пусть братья получают каждый день в уста­новленное время. Тому, кто попросит их не вовре­мя, выдавать их не следует.

5.11. Если братьям нужна одежда или обувь, то ответ­ственные за вещи должны выдавать их без про­медления.

6.1. Не спорьте. Прекращайте спор как можно быстрее, чтобы гнев не превратился в ненависть, сучок — в бревно и человек не оказался преступником, пото­му что, как написано: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.

6.2. Если кто-то обидит брата: оскорбит его, скажет ему злое слово или оклевещет, то пусть вспомнит, что должен как можно скорее уврачевать зло, сде­лав огорченному что-нибудь приятное. Но и оби­женный должен прощать брата и не спорить с ним. Если же обида была взаимной, нужно простить друг другу согрешение, как заповедует молитва Господня, которая вас освящает тем сильнее, чем чаще вы ее произносите. Лучше часто искушаться гневом и спешить просить прощения у обиженного, чем держать гнев внутри и испрашивать про­щение через силу. Тот, кто не желает просить про­щения, причем от всей души, не получает никакой пользы от своего пребывания в монастыре, хотя мы его и не прогоняем. Храните себя и от резких слов. Если они вырвутся у вас, не медлите увраче­вать эти самые уста, нанесшие рану.

6.3. Но если ради исправления младших кому-то из вас по долгу послушания придется сказать суровое слово, вам не обязательно просить у них проще­ния, даже если вы чувствуете, что преступили меру строгости. Чрезмерное смирение может подорвать ваш авторитет среди тех, кто должен вас слушать­ся. Просите лучше прощения за всех у Господа, Ко­торый знает, как вы любите тех, кого исправляете, может быть даже больше, чем нужно. Любовь меж­ду вами должна быть духовной, а не плотской.

7.1. Мы должны слушаться игумена как отца и подоба­ющим образом почитать его, чтобы не оскорбить в его лице Бога. Еще более мы должны слушаться священника, который отвечает за всех нас.

7.2. Забота о соблюдении всех этих заповедей лежит прежде всего на игумене. И если монахи не соблю­дают какую-либо заповедь, игумен старается ис­правлять их и должным образом наказывать. О тех ситуациях, разрешить которые игумен не в силах, он сообщает священнику, чья власть над братьями больше.

7.3. Тот, кто управляет вами, должен радоваться не тому, что распоряжается со властью, но тому, что служит вам с любовью. [Игумен] стоит выше вас и впереди вас из-за присущей ему чести и преклоняет колени пред Господом из страха. Всем вам он показывает пример добрых дел, он обуздывает резвых, ободряет малодушных, поддерживает слабых, он терпе­лив со всеми. Игумен всем сердцем хранит уставы и вызывает у братьев уважение к себе. Хотя равно необходимы и любовь, и страх, он старается быть любимым больше, чем вызывать страх, и всегда размышляет о том, что даст за вас ответ пред Богом.

7.4. Поэтому, оказывая послушание, думайте не только о себе, но и о нем. Чем выше его положение среди вас, тем больше его ответственность.

8.1. О если бы Господь помог вам и подал силу хранить эти заповеди с любовью. Соблюдайте эти заповеди как плененные Божественной красотой, святостью своей жизни издавая аромат прекрасного Христо­ва благоухания. Соблюдайте их как влюбленные, не рабски, как бы находясь еще под законом, но свободно, потому что вы под благодатью.

8.2. Читайте раз в неделю эту небольшую книжку, для того чтобы смотреть в нее как в зеркало и не пре­небрегать ничем по забывчивости. Если вы убеди­тесь, что соблюли всё написанное в ней, тогда воз­благодарите Господа, подателя всякого блага. Если же кто-либо из вас заметит свое упущение, пусть сожалеет о сделанных погрешностях и впредь бу­дет внимателен, молясь, чтобы получить проще­ние долга и не впасть снова в искушение.

Во святых отца нашего Августина, епископа Иппонского, монастырский устав - student2.ru

Наши рекомендации