Епископ Палладий (IV—V вв.) о египетских монахах
Посетив много святых и прожив года три в монастырях около Александрии... я оттуда пошел на Нитрийскую гору...(Нитрийская гора располагалась в нескольких десятках километров к югу от Александрии) К этой горе прилежит большая пустыня, простирающаяся даже до Эфиопии и Мавритании. По горе живет до пяти тысяч мужей, которые ведут различный образ жизни, кто как может и хочет; так что можно там жить по одному, и по двое, и многим вместе. У них семь пекарен, в которых готовят хлебы и для себя, и для отшельников, удалившихся в большую пустыню, числом до шестисот. На этой горе Нитрийской только одна церковь, весьма обширная. Подле церкви находится странноприимный дом, в котором содержат странника во все время его пребывания на горе, хотя бы оно продолжалось два или три года, пока он не захочет оставить гору. Ему дозволяют жить без дела только одну неделю, а в следующие дни ему дают дело или в саду, или в пекарне, или на поварне. Если же странник человек знатный, то ему дают читать книги, но беседовать ни с кем не дозволяют до шестого часа дня. На этой горе живут и врачи, и аптекари. Употребляют здесь и вино и продают его. Платье себе делают все сами своими руками, так что в этом отношении они не знают нужды. По наступлении вечера можно... слышать в каждой келье хвалебные песни и псалмы, воспеваемые Христу, и молитвы, воссылаемые на небеса... В церковь собираются только по субботам и воскресным дням.
Из устава св. Бенедикта
О ПОСЛУШАНИИ
Первая ступень смирения — беспрекословное послушание. Сие надлежит всем, для кого ничего нет дороже Христа... Но самое послушание сие тогда будет угодно Богу и приятно людям, когда повеленное исполняется бестрепетно, безропотно, безотлагательно, ревностно и безответно, ибо послушание, оказываемое старшим, Богу воздается... Когда же ученик подчиняется не от души и ропщет хоть не устами, а только в сердце своем, то, и исполнив, не угоден он будет Господу, видящему ропот его сердца, и таковым исполнением не достигнет он милости, но подпадет каре, положенной за ропот, если не исправится и не искупит вины своей...
О МОЛЧАНИИ
...Говорить и поучать приличествует наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику...
ДОЛЖНЫ ЛИ МОНАХИ ИМЕТЬ КАКУЮ-ЛИБО СОБСТВЕННОСТЬ
Особливо этот порок нужно с корнем вырвать из монастыря. Чтобы никто не смел что-либо давать или принимать без благословения аббата или иметь что-либо в виде собственности, никакой вообще вещи, ни книги, ни дощечки для письма, ни грифеля, ни вообще чего-либо.
О КОЛИЧЕСТВЕ ПИЩИ
Полагаем достаточным для ежедневной еды, как в 6-й, так и в 9-й часы (В Древнем Риме и в раннесредневековой Европе счет времени начинали от восхода солнца и делили на 12 часов день и на 12 часов ночь. Поэтому в разное время года длина как дневных, так и ночных часов менялась. Летом 6-й и 9-й часы соответствовали примерно нашим 11 и 14 часам.) во все месяцы по два горячих блюда, ради болезненности многих, дабы если кто-нибудь не может есть одно, он питался бы другим. Итак, два горячих блюда достаточны для всей братии, буде же случатся яблоки или овощи, то прибавляется и третье. Хлеба весового фунт (Римский фунт равен 327,5 г.) должно хватить на день, будет ли одна трапеза или завтрак с обедом. Если полагается обед, то из того же фунта третья часть удерживается келарем (Келарь — монах, заведующий монастырскими припасами, хозяйством монастыря.) для раздачи обедающим. Если случится большая работа, то от власти и благоусмотрения аббата зависит, буде нужно, прибавить, но избегая, паче всего, объедения... От еды же мяса четвероногих пусть все и всегда воздерживаются, кроме совершенно слабых и больных.
О КОЛИЧЕСТВЕ ВИНА
...Полагаем полмерки (Полмерки равны примерно четверти литра.) вина достаточной на день для каждого. Кому же Господь дает силу воздержания, те пусть ведают, что будет им особливая мзда на небесах. Если же условия местности, или тяжелый труд, или летний зной потребуют большего, то давать по усмотрению аббата, соблюдая всячески, чтобы не дошло до пресыщения и пьянства. Конечно, мы читали, что пить вино — не монашеское дело, но так как в наши времена убедить в этом монахов нельзя, мы согласились хотя бы на том, чтобы не пить до пресыщения, а умеренно, ибо «вино развращает и разумных». Если же по условиям местности нельзя достать вышеуказанного количества, а много меньше или совсем ничего, то пусть обитающие там благословляют Господа и не ропщут, памятуя прежде всего, что надлежит им быть безропотными.
0 ЕЖЕДНЕВНЫХ ТРУДАХ
Праздность — враг души, а посему в определенное время братья должны быть заняты трудом телесным, в другое время — душеспасительным чтением. А посему считаем нужным распределить то и другое время так: чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и почти до четвертого они работали, что будет нужно; с четвертого же часа и вплоть до шестого пусть слушают чтение. После шестого же часа, поднявшись со стола, пусть отдохнут на ложах своих при полном молчании. Буде же кто захочет читать для себя, пусть читает так, чтобы не беспокоить другого. «Час девятый» (Согласно уставу св. Бенедикта, монахи должны молится 7 раз в день и один раз ночью. «Час девятый» — название пятой дневной молитвы.) совершается раньше, в половине восьмого часа, и вторично пусть работают, что нужно, до вечери. Если местные условия или бедность потребуют, чтобы они сами занялись сбором плодов, да не огорчаются, ибо тогда они воистину монахи, буде живут трудом рук своих, как отцы наши и апостолы. Все же их задания пусть определяются точно из-за малодушных...
В дни же Четыредесятницы,(Четыредесятница — сорокадневный Великий пост перед Пасхой.) с утра и вплоть до третьего часа, пусть слушают чтения, а затем вплоть до десятого — работают, что им прикажут. В эти дни Четыредесятницы пусть все получат из библиотеки по книге, которую и читают по порядку, целиком; книги эти выдавать в начале Четыредесятницы. Пусть будут также приставлены один или два старца обходить монастырь в часы, когда братия прилежит чтению, и смотреть, чтобы кто-либо из братьев не впал в уныние, предаваясь праздности и празднословию, и, не прилежа чтению, не был бы не только бесполезен себе самому, но и вреден другим...
О ПРИЁМЕ СТРАНСТВУЮЩИХ
Все странствующие, без разбору, принимаются, точно Христос, ибо сказал Он: «Я был странником, и вы приняли Меня»...
МОЖЕТ ЛИ МОНАХ ПОЛУЧАТЬ ПИСЬМА И ИНОЕ ЧТО
Монах никоим образом не должен получать писем от родных или от кого-либо из мира, ни писать им, а также не должен принимать или делать приношения и подарки без благословения аббата.
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ НОВЫХ БРАТЬЕВ
Если кто внове приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо говорит апостол: «Испытывайте духов, от Бога ли они»...
0 МОНАСТЫРСКИХ ПРИВРАТНИКАХ
К вратам монастырским приставляется старец мудрый, способный выслушать просьбу пришедшего и передать ответ; зрелый возраст его не позволит ему отлучаться без необходимости...
Вопросы
1. Попробуйте восстановить внешний вид монастыря по рассказу Палладия.
2. Можно ли из самого текста устава св. Бенедикта определить регион Европы, в котором он возник?
3. Насколько строгим кажется вам устав св. Бенедикта? Тяжело ли было бы вам его придерживаться?
4. Что вы можете сказать, основываясь на тексте св. Бенедикта и рассказе Палладия, о грамотности монахов и об их отношении к книге? Насколько тяжелой работой было для них чтение?
§ 6. Теодорих Великий: между варварами и римлянами