Пятница 19 августа. Преображение Господне
Преображение Господне |
Продолжается Успенский пост и вот, грядет величайший из праздников этого поста, праздник Преображения Господня. Стоит ли напоминать об истории праздника. Пожалуй, все-таки, сделаю это. Это, тем более, просто, что этот Великий двунадесятый праздник посвящен одному из Евангельских событий и текст, посвященный ему, читается как на всенощном бдении дня, так и на литургии. Господь, взяв с собой трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, взошел на гору для молитвы. Не скажу, что Он, будучи Одно с Отцом, нуждался в молитве, но он именно это делал. Многие, рассуждая об этом, говорят, что Он делал это, давая пример своим ученикам. Горой была Фавор – одна из гор Палестины. Взойдя на гору, Господь приступил к тому, ради чего и пришел, ученики же его в усталости (все-таки – это гора и если на горы нашего Маркотхского хребта с высотой от 300 до 500 метров, взбираться и даже просто всходить по тропинке тяжело, то что говорить о других горах?) уснули. Проснувшись же, увидели своего Учителя в удивительном свете. «Одежды его сделались белы, как снег, а лицо просияло, как Солнце». Явились два пророка, Моисей и Илия, которые, как подчеркивает евангелист Лука, беседовали о пути Христа и Его
грядущих страданиях. Когда пророки стали уходить, то Петр воскликнул, не понимая, что собственно, говорит: «Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем три шалаша: один тебе, один Моисею и один Илии.»
Когда он это сказал, вершину горы накрыло облако, и из облака был голос: "Се Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих. Того послушайте[75].» Ученики в ужасе пали ниц и когда подняли глаза, исчезло и облако и оба пророка. Христос поднял их: «Встаньте и не бойтесь.» Когда же они спускались с горы, то Он повелел им никому не рассказывать о виденном до своего Воскресения из мертвых. Это состоялось за 40 дней до дня Крестных страданий Христа. С празднованием этого дня вышла проблема, ибо отмечай Церковь этот день согласно порядку и праздник пришелся бы на Первую седмицу Великого поста или начало второй. Было решено, что дух Первых дней Великого поста несовместим со столь большим празднованием и было найдено решение – отмечать праздник за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.
Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 18 августа) и семь дней попразднства (с 7 / 20 по 13 / 26 августа). Отдание праздника совершается 13 / 26 августа.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский |
Преобразившись, Господь на короткое время показал своим ученикам малую частичку своей Божественной славы, чтобы дать им понять, что те страдания, которые Ему надлежит принять, не принудительные, а вольные, носящие целью спасение человечества. Но также и самим ученикам надлежало много потрудиться во имя Господне и много пострадать от тех, для кого Слово Божие невыносимо и потому также им надлежало увидеть Славу Его, чтобы они знали, ради чего они терпят все это, ибо даже испытав малую толику этой славы, ученики испытывали такое блаженство, что апостол Петр не хотел, чтобы это видение заканчивалось. Бог – источник всякой жизни и всякого блага, ибо Он есть благ по своему существу и чужд всякому злу. Невозможно даже представить, какое блаженство ждет человека во Царствии Божием и эту частичку Царствия своего Господь показал своим ученикам, чтобы дать им стимул совершенствованию. Этот же свет Божественной благодати освещает и всякого человека, приближающегося своей жизнью к Богу и чем больше человек очищается, тем более его естество проникается этим светом, пусть ему не всегда дается вкусить эту радость при жизни (большинству из нас это просто вредно, ибо в нас сидит змий гордости, могущий погубить даже самое доброе дело…). Святитель Димитрий Ростовский в своих трудах рассуждает: почему же Господь не показал эту славу всем своим ученикам? Он же и отвечает на этот вопрос – среди 12 учеников был Иуда Искариот, будущий предатель. Господь знал о его мыслях и давно косвенно указывал на него: «среди вас есть диавол» и т.д. Но он не обличал его прямо, вплоть до Тайной вечери Господней. Причину этого святитель тоже нашел в результате рассуждения, но эту часть его мыслей я не помню…..
Тема Света Господня освещена в трудах святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунь, ныне на Руси именуется «Салоники», хоть сами греки и именуют его по-прежнему – Фессалоники «Θεσσαλονικη»). Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 / 24 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января / 1 февраля). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 / 25 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Фессалоники, где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в
безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Фессалоник местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 / 16 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Фессалоники, оттуда в Константинополь и затем снова в Фессалоники, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая / 9 июня 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Фессалоники. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 / 27ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 - 1355, 1362 - 1376), который написал житие и службу святителю.
Напоследок стоит сказать, что в праздник этот, принимая во внимание его торжественность, разрешается употребление в пищу рыбы, даже в среду и пятницу поста сего. Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 / 20 по 13 / 26 августа). Отдание праздника совершается 13 / 26 августа. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.
Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6 / 19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.