Обязательная благотворительность. Закят
Закят - это обязательная выплата с дохода мусульманина, равного или превышающего установленную норму (нисаб) за годовой период.
Всевышний Аллах сказал:
"Соблюдайте намаз и выплачивайте закят".
(Сура "Корова", аят 110.)
Аллах также сказал:
"Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне ипреданно, совершать обрядовую молитву, раздавать закят. Это и есть правая вера!"
(Сура "Ясное знамение", аят 5.)
"Если же они покаются и начнут совершать намаз и выплачивать закят, то станут вашими братьями по вере". (Сура "Покаяние", аят 11.)
Облагаемый закятом минимум (нисаб) равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этому количеству золота или серебра сумме денег. С этой суммы, если в течении года она не уменьшалась и не использовалась на собственные нужды, выплачивается закят равный 2.5%.
Закят платится в первую очередь бедным и неимущим. О других категориях говорится в Коране: "Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60).
4. Пост в месяц Рамадан. Саум фи Рамадан.
Аллах сказал: "О, вы которые уверовали! Предписан вам пост, как был он предписан тем, кто был прежде вас, - может быть вы будете богобоязненны"(аль-Бакара 2: 183).
Он также сказал: "Месяц Рамадан - месяц, в который ниспослан Коран в руководство людям и объяснение того руководства и различения (добра и зла). Кто из вас застал этот месяц, тот должен поститься" (Бакара 2: 185).
Пост означает воздержание от еды, питья, супружеской близости в течении дневного времени суток, то есть от рассвета да захода солнца. Это время для увеличения богобоязненности, благочестивых дел, борьбы с собственными слабостями и пороками. Верующий укрепляет свою веру (иман) путем приближения к Аллаху через чтение Корана, дополнительных молитв, воспоминание Его имен и атрибутов (зикр) и размышления над могуществом Всевышнего Аллаха.
5. Паломничество к дому Аллаха. Хадж.
Всевышний Аллах сказал: "Поистине, первый Дом, который воздвигнут для людей, - тот, что воздвигнут в Mекке в благословение и руководство для миров! В нем есть ясные знамения - место Ибрахима, и кто вошел в него, тот - в безопасности. На людях обязанность перед Аллахом совершить хадж к Дому, если они в состоянии совершить путешествие к нему. А если кто не верует, то ведь Аллах - Богат и не нуждается в этих мирах!" (Аль Имран 3:96-97).
Хадж является величайшим обрядом поклонения, а поскольку все поклонение Всевышнему основывается на Священном Коране и Сунне посланника Аллаха, то каждый мусульманин при совершении хаджа обязан стремиться следовать дороге пророка, который сказал: Учитесь у меня своим обрядам (Муслим).
Хадж обязателен один раз в жизни для каждого мусульманина, который в состоянии совершить его, то есть имеет для этого физические силы, а также денежные средства. Женщина может отправиться в хадж только с мужем или с родственником, вступление в брак с которым она невозможно (махрам).
В последнее время имеется заключение (фетва) по поводу отправления в хадж женщины, не сопровождаемой махрамом. Данное разрешение имеет место, если:
1.У женщины нет махрама, способного сопровождать ее.
2.Группа, отправляющаяся в хадж должна иметь женщин.
3.В группе должен быть руководитель - мужчина, хорошо владеющий информацией о правилах хаджа, месте пребывания и ориентирующийся на местности.
Духовная чистота и нравственные качества мусульманки
Мусульманку отличает от других женщин, прежде всего ее внутренняя чистота, благородство и целомудрие. Эти качества она воспитывает в себе и стремится быть наилучшей в следовании всем предписаниям Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Поведению мусульманки присуща скромность, достоинство, благонравие. Она незаметна на публике, но в укладе ее жизни заложен успех здорового общества и процветания. Верующую женщину можно сравнить с драгоценностью, которая обладает такой же чистой, лучезарной и совершенной природой.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Стыдливость происходит от веры, а вера в Раю".
В другом изречении (хадисе) говорится: "Скромность и вера неразрывно связаны между собой. Если удалить одно из этих свойств, то другое исчезнет само по себе".
В следовании предписаниям ислама мусульманка видит залог собственной безопасности и совершенствовании своей личности. Воспитывая в себе нравственные добродетели, она находится в гармонии с собой и с окружающим миром и идет навстречу Всевышнему Аллаху.
Понятие хиджаб. Основные требования к одежде
Положение скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде.
Аллах, Свят Он и велик, говорит в Коране: "О дети Адама! Истинно, ниспослали Мы вам одежды для прикрытия стыда вашего, а также пристойный наряд…" (Сура 7, аят 26)
Вопреки распространенному мнению, именно мусульмане считаются с мнением женщины и не воспринимают как унижение ее правоту, при условии, что она одета в хиджаб. Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать того, что может вызвать страсть чужого мужчины. А значит, обязана одеваться в особый наряд, сразу отличающей мусульманку - хиджаб, закрывающий тело от посторонних взглядов. Женщина в хиджабе не может стать объектом мужской страсти, когда весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве, а лицо приобретает внутренний свет - нур.
Внешним хиджабом называется одежда мусульманки, покрывающая все ее тело за исключением лица и кистей рук.
В Священном Коране об этом сказано:
"Скажи истинно уверовавшим в Бога мужчинам, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою (от грешного). (Поступать) так - наиболее безгрешно (благонравно) для них. Господь же Сведущ о том, что совершают они. И скажи женщинам, истинно верующим в Бога, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою (от грешного). И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь (арабское слово "джуюб", употребляемое здесь переводится как "разрез одежды на верхней части груди"). И пусть не выставляют красоту свою, кроме как для мужей своих, отцов своих, отцов мужей своих…" (Св. Коран, 24:31).
Не допустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту, помимо тех мужчин, за которых она не имеет права по родственным связям выйти замуж.
Что касается "и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно" (илля ма захара минхе), то здесь подразумевается лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая по случайности оголилась и контуры тела, которые не скрываемы даже свободной, не облегающей одеждой. (Данный комментарий включает в себя мнения столь авторитетных ученых как Ибн Аббас, Ибн Мас`уд и др.).
В последнем Священном Писании человечества, Коране, а также в высказываниях последнего посланника, Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), четко определены требования к женской одежде, ограниченные следующими пунктами:
1. Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
Это основано на комментариях ученых к аяту "и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно", и хадисах, в числе которых следующий: жена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Аиша передает: "Однажды ко мне зашла моя племянница. Когда пророк увидел ее, он отвернулся. Я сказала: "Это моя племянница!" Пророк ответил: "Если девушка становится совершеннолетней, с появлением месячных, то недопустимо для нее выставлять напоказ что-либо, кроме лица и вот этого (пророк охватил кистью предплечье второй руки так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)" (хадис приведен у ас-Суюти, при комментарии 31-го аята 24-й суры).
2. Одежда должна быть не прозрачной, не просвечивающейся.
Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, сообщил нам о том, что "одетые и в тоже время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его" (хадис передаваем Абу Хурайрой и приведен в сборнике имама Муслима).
Однажды женщины из племени Бану Тамим зашли к жене пророка, Аише. На них были тонкие прозрачные одежды. Аиша сказала им: "Если вы истинно верующие мусульманки, то на вас не та одежда!". А однажды зашла невеста, на которую была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: "Кто одевается так, тот не уверовал в истинность суры "ан-Нур!" (Ее 31-й аят был ранее упомянут). Последние два случая приводятся в тафсире аль-Куртуби. Что бы сегодня сказала Аиша, увидев то, во что одеваются женщины нашего времени?…
3. Одежда должна быть не облегающей. Облегающая одежда подчас бывает даже более соблазнительной, чем прозрачная.
4. Одеяния должны быть из категории женской одежды и никак не мужской. У мужчин общепринятая мужская одежда, а у женщин женская. В высказывании пророка четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин, которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природе человека.
5. Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами.
6. Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.
Одежда, не соответствующая данным пунктам, является противоречащей канонически правильному одеянию, и облачение в нее наказуемо пред Господом в День Великого Суда. Если бы женщины в одежде своей придерживались упомянутых норм, они всесторонне облегчили бы себе жизнь.
Сегодняшнее положение женщины в обществе, особенно европейском, оставляет желать лучшего. Оно не соответствует как логике, так и этическим и религиозным нормам, независимо от того, христианские они, иудейские или мусульманские.
Полное покрытие женщины. Понятие никаб
Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины (словарь канонической терминологии "му`джаму люгатиль фукаха").
Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно даже среди тех, которые религиозно очень грамотны, богобоязненны и искренни. Причиной разногласий является то, что эта тема не имеет четкой формулировки в Коране или сунне. Каждая группа ученых, при иджтихаде (подробном и старательном изучении) по данному вопросу, обращает свое внимание на те или иные канонические намеки в аятах и хадисах, нормы права и правила.
Первым делом необходимо упомянуть, что по - шариату, не является обязательным (ваджиб) одевание никаба и абсолютно допустимо (джаиз) для женщины-мусульманки открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это было сказано подавляющим большинством ученых со времен сподвижников пророка.
Взгляните на следующие авторитетные мнения:
В учении Абу Ханифа:
"Запрещается смотреть на чужую женщину (имеются ввиду оголенные части тела), кроме как на лицо ее и кисти рук".
Абу Ханифа добавляет: "Также ступни ног, постоянное сокрытие которых крайне затруднительно".
Основанием данных слов является аят "… и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно" (Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка прокомментировали последнюю часть как "лицо и кисти рук" (информация взята из книги "аль-ихтияр").
Маликитская правовая школа:
"Ауратом женщины (то есть те части тела, которые должны быть обязательно закрыты) перед чужим для нее мужчиной (не чужие это те, за кого она не может выйти замуж по причине родственной связи) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Что касается их, то они не являются ауратом" (из книги "акрабуль масалик иля мазхаби малик").
Известный ученый маликитского мазхаба ас-Сави в комментарии добавляет: "На эти две части тела разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения и удовлетворения смотрящего. В противном случае взгляд запретен (харам)".
Шафиитская правовая школа:
"Что касается тела женщины, то все оно аурат (чужим смотреть на него запрещено и оно должно быть сокрыто от взглядов их), кроме лица и кистей рук"
(из книги "аль-мухаззаб").
Известнейший своей ученостью имам ан-Навави сказал: "Не являются ауратом кисти рук вместе с запястной частью лучевой кости".
Основано это на известном нам аяте и комментарии к нему, а также на том, что "пророк Мухаммад запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, одевать перчатки и никаб (тонкая ткань с прорезью для глаз, закрывающая лицо)" (достоверный хадис, передаваемый Ибн Умаром и приведенный в сборнике аль-Бухари). Данный хадис явно показывает, что сокрытие лица и кистей рук имело место быть во время пророка, однако данные части тела не являются ауратом, так как посланник Господа приказал не закрывать их во время паломничества. Если бы они были ауратом, то открытие их никак не могло быть допустимо даже во время хаджа.
Ханбалитская правовая школа:
"Нет разногласий в мазхабе по вопросу разрешенности открытия лица во время совершения молитвы (что говорит о том, что лицо не является ауратом, так как одно из условий становления молитвы принятой - это сокрытие аурата). Для женщины недопустимо оголять тело, кроме лица и кистей рук (перед мужчинами, чужими для нее, по родственным отношениям)".
Из всего вышесказанного явно видно, что такая часть одежды женщины-мусульманки как никаб имеет место быть, однако каноническая обязательность применения этого отсутствует.
В последнее время многие мусульманки в России изъявляют желание фотографироваться на документы, не нарушая своих религиозных убеждений, а именно, в предписанных Исламом головных уборах. Это нередко вызывает противодействие должностных лиц, неосведомленных с приведенным ниже документом.
Глава 3.
Облегчение поклонения
Время менструального цикла и послеродового очищения
Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле ислам является религией облегчения. В любых затруднительных для верующего ситуациях, когда он не может должным образом совершать свое поклонение, есть пути разрешенного облегчения.
Время менструального цикла у женщин является естественной функцией женского организма. Обычно в этот период женщина выходит из привычного для нее ритма жизни вследствие физиологических изменений, которые могут даже вызывать болезненные ощущения. Учитывая состояние женщины в этот период, ислам накладывает некоторые ограничения на виды поклонения. Однако, ислам не рассматривает менструацию как некое "проклятие", когда женщина становится "грязной" и нe допускает пренебрежительного отношения к ней. В Коране сказано: "Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: Это боль и выделения."
С началом цикла девочка становится совершеннолетней, то есть на нее возлагается ответственность за совершение поклонения и любые другие поступки. С этого времени она обязана совершать все религиозные предписания.
Об окончании менструации свидетельствуют выделения, не имеющие красного цвета. Передают, что Умм 'Атиййа, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: "После очищения от менструаций мы не придавали значения ни мути, ни желтизне". (передали аль-Бухари и Абу Давуд).
По окончанию цикла женщина должна совершить полное омовение (гусль).
Оно выполняется следующим образом:
1.Намерение очиститься. Главное - это присутствие намерения в сердце.
2.Сказать: "бисмиллях".
3.Вымыть руки.
4.Обмыть половые органы.
5.Совершить частичное омовение (аль-вуду). Если человек стоит на месте, где собирается стекающая с него вода, то мытьё ступней ног оставляется напоследок.
6.Обмыть всё тело трижды. Начать необходимо с головы, затем - правое плечо, а после - левое и так далее справа налево. Необходимо, чтобы вода попала на все участки тела.
Продолжительность менструального периода может быть разной. Ученые считают, что нормальный период длится 6-7 дней, минимальный - один день и одну ночь, максимальный 10-15 дней. Любое кровотечение более этого срока рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихада).
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что у Фатимы бинт Абу Хубейш были хронические кровотечения, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей:
"Менструальная кровь - темная, и ее можно определить без труда. Когда будет выделяться такая кровь, то воздерживайся от намаза. А когда будет выделяться другая (т.е. алая) кровь, то совершай омовение и молись"( хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным).
Если имеет место истихада, то ограничения в поклонении снимаются, и мусульманка обязана продолжать исполнение регулярных обязанностей.
Появление желтизны свидетельствует об окончании менструации, и на основании этого критерия женщины, страдающие хроническими кровотечениями, могут определять срок окончания менструации.
Женщина, страдающая хроническим кровотечением, после каждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.
Доказательством этого служит следующий хадис: передают, что Хамна бинт Джахш, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что у нее было очень сильное хроническое кровотечение, и она обратилась за советом к Пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
Он сказал: "Это - удар дьявола. Придерживайся правил, касающихся менструации, в течение шести-семи дней, а затем искупайся. После того как ты очистишься, совершай намаз и соблюдай пост в течение двадцати трех или двадцати четырех дней, и этого для тебя вполне достаточно. Поступай таким образом каждый месяц, подобно остальным женщинам. Если у тебя хватит сил, то откладывай полуденный намаз и переноси вперед послеполуденный намаз, после чего купайся и объединяй эти намазы. Затем откладывай закатный намаз и переноси вперед вечерний намаз, после чего купайся и также объединяй эти два намаза. Затем еще раз купайся и совершай рассветный намаз". Передают также, что 'Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Умм Хабиба бинт Джахш пожаловалась Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на кровотечение, и он сказал: "Пережди, пока не закончится менструация, а затем искупайся". После этого Умм Хабиба купалась перед каждым намазом. Этот хадис передал Муслим. В версии аль-Бухари говорится: "…и совершай омовение перед каждым намазом".
Абу Давуд и другие богословы также передали хадисы с похожим содержанием.
Подобные неменструальные кровотечения могут следовать сразу по окончании менструации (если срок регулярного цикла больше обычного и превышает максимальный) или же появляться в другое время месяца. Кратчайший промежуток между нормальными менструациями согласно мнению большинства ученых составляет 15 дней. Ислам считает, что при беременности менструации не бывает. Но известны случаи, когда во время беременности наблюдались ежемесячные кровотечения. В таком случае женщине следует молиться как обычно, подобные кровотечения рассматриваются как истихада.
При хронических кровотечениях определить срок окончания менструации можно по трем признакам.
Во-первых, по характеру крови, потому что менструальная кровь является темной, густой и имеет неприятный запах, тогда как кровь, выделяющаяся при хроническом кровотечении, является желтоватой и жидкой.
Во-вторых, по продолжительности менструаций, если они имели место до начала хронического кровотечения.
В-третьих, по средней продолжительности менструаций у женщин такого возраста и телосложения.
Если два из этих трех признаков совпадают, то определить точный срок окончания менструации становится еще легче. Если же эти признаки расходятся, то срок окончания менструации по характеру крови, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдал предпочтение этому признаку и разъяснил, что менструальная кровь темная и густая. Здравый смысл также призывает нас отдавать предпочтение именно этому признаку. Затем следует руководствоваться продолжительностью менструаций у самой женщины, и только затем можно равняться на остальных женщин. Руководствуясь этими правилами, любая благоразумная женщина может без особого труда выявлять разницу между менструальным и хроническим кровотечением. Что же касается некоторых усложненных методов, руководствоваться которыми призывают некоторые богословы, то они противоречат легким, ясным и доступным предписаниям мусульманского шариата.
Нифас - послеродовое кровотечение, которое следует сразу же после родов и может длиться несколько недель. У нифас нет минимальной продолжительности. То есть, если кровотечение прекращается сразу после родов, то следует сделать полное омовение и приступить к выполнению поклонения. В качестве максимальной продолжительности ученые установили период равный сорока дням. Если выделения прекратились на несколько дней и возобновились снова в течении 40 дней, то они рассматриваются как нифас.
Запреты в поклонении во время хайд и нифас:
1. Совершение молитвы. Несовершенные молитвы не требуют восполнения позже.
2. Соблюдение поста. Обязательные посты должны быть возмещены позже.
3. Совершение обхода вокруг Каабы во время хаджа. Другие обряды хаджа допустимы.
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: "Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха и не говорили ни о чем, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меня началась менструация и я заплакала.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зашел ко мне и спросил: "Отчего ты плачешь?"
Я ответила: "Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году".
Он сказал: "Наверное, у тебя началось кровотечение".
Я сказала: "Да".
Тогда он сказал: "Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама, посему делай все, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься". ( хадис передали аль-Бухари и Муслим)
4. Вступление в половую связь. Допустимы объятия, поцелуи, запрещен сам половой акт.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто имеет с женой половые сношения во время месячных, или посредством заднего прохода, или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становиться неверным по отношении к тому, с чем пришел Мухаммад (последний посланник Творца)" (достоверный хадис, приведенный во всех сборниках достоверных хадисов.)
Передают, что Му'аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, что разрешается мужчине, когда у его жены начинается менструация. Он ответил: "Все, что выше изара" (хадис передал Абу Давуд).
Существует мнение, что этот хадис разрешает супругам любые любовные игры, кроме полового акта.
Согласно другому мнению, мужчине разрешается ласкать женщину, избегая участков тела, расположенных между пупком и коленями. Это мнение противоречит хадису Анаса ибн Малика, который является более сильным и достоверным сообщением на эту тему. Из этого следует, что первое толкование является более правильным.
5. Нахождение в мечети, исключением является время двух праздников Ид альФитр, Ид альАдха.
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения"
(хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным)
6. Притрагиваться и читать суры Корана (кроме специальных оберегающих сур и аятов).
Некоторые ученые считают, что это можно делать в целях обучения.
Желательные действия во время хайд и нифас:
1.Обращение к Аллаху с просьбами (дуа).
2.Частое произнесение зикра.
3.Нахождение в обществе благочестивых сестер.
4.Чтение духовной литературы.
Правила личной гигиены
Ислам придает большое значение чистоте, гигиене и уважению к телу, данному человеку Богом. Существует множество хадисов, в которых Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предписывал мусульманам быть чистыми и опрятными, должным образом заботиться о своем теле, следить за своим внешним видом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждал неряшливость, особенно если человек имел возможность облачиться в хорошую одежду, ибо "Бог любит видеть на Своих слугах знаки Своей щедрости".
Существует ряд правил, касающихся повседневной гигиены, о которых необходимо знать мусульманке.
1.Очищение интимных частей тела после посещения туалета. После мочеиспускания или выделение кала эти области необходимо обмыть водой левой рукой (при этом можно дополнительно использовать бумагу).
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Остерегайтесь [брызгов] мочи, потому что большинство людей получают наказание в могиле именно из-за этого".
2.Регулярное удаление волос на теле: вокруг половых органов и подмышечных впадин.
Допустимо удаление волос на ногах и на лице. Однако выщипывание бровей не разрешается.
3.Ногти должны быть коротко острижены и содержаться в опрятном виде.
4.Принятие душа с необходимой частотой с целью избежания запаха пота и поддержания тела в чистоте.
Глава 4. Этикет разговора
Часто ли мы следим за нашими разговорами, за словами, которые ежеминутно слетают с языка. А ведь есть старинная мудрая поговорка:"Слово не воробей, вылетит, не поймаешь". Слова это не просто звуки, сотрясающие воздух. Это нематериальные поступки, и за каждое слово человек будет нести ответственность перед Господом. Наши безобидные разговорчики, на самом деле могут оказаться мощным оружием шайтана приводящие к греховным поступкам и плачевным результатам. Язык, его последняя надежда увести верующую благочестивую женщину в сторону, уничтожив одним словом множество праведных дел. И наоборот хороший разговор станет причиной увеличения веры и благочестия.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на что сам он не обратит внимания, но за что Аллах возвысит его на много ступеней, и раб может сказать нечто, вызывающее ярость Аллаха, на что сам он не обратит внимания, за что Аллах его ввергнет в ад" (от Абу Хурейра, приведен Бухари).
Надо помнить, что слово не растворяется в небытии, каждая фраза фиксируется ангелами и пишется либо как хорошее, либо как дурное, третьего не дано.
"Не проронит человек и слова, чтобы не записал его недремлющий страж" (Каф:18)
Сдержанному на язык мусульманину обещан рай за то, что он контролировал свою речь.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тому, кто поручится мне за то, что находится между челюстей его и между ног его, я поручусь за то, что он попадет в рай" (приведен Бухари, Муслимом).