Несостоятельность утверждения брахманов
Итак, брахманы утверждают, что разум избавляет человека от потребности в Откровении. Для того чтобы опровергнуть это утверждение, нам не нужно даже приводить разного рода доказательства и аргументы. Всё, что мы сделаем, — обратим внимание читателей на то, к чему привёл их самих этот разум, о котором они утверждают, что он избавляет их от потребности в Откровении. Один из самых известных их лидеров говорит с нескрываемой гордостью14: «Когда я вижу корову, я не вижу перед собой животное, потому что я поклоняюсь корове, и я готов отстаивать поклонение ей перед лицом всего мира». Более того, его разум привёл его к тому,
14 Этот лидер — Ганди.
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 44
что корову он поставил выше родной матери: «Моя мать-корова лучше моей настоящей матери с многих сторон. Настоящая мать выкармливает нас своим молоком год или два года, а потом требует от нас за это, чтобы мы прислуживали ей до конца её жизни. А наша мать-корова даёт нам молоко постоянно, и взамен не требует от нас ничего, кроме самой обычной еды...» Этот человек, поклоняющийся корове, ещё долго рассуждал о преимуществах матери-коровы перед его настоящей матерью, и в конце концов сказал: «Поистине, миллионы индийцев возвеличивают корову и поклоняются ей, и я считаю себя одним из этих миллионов».
Некоторое время назад я читал в журнале «Аль-Араби», издаваемом в Кувейте, о роскошном храме, облицованном белым мрамором, в который посылали дары и подношения со всей Индии... Самое интересное, что божеством, которому приносились жертвы и давались обеты в этом великолепном храме, были мыши.
Это лишь некоторое из того, к чему привёл их разум, который, как они считают, избавляет их от потребности в Божественном Откровении.
Области, доступные разуму
Те, кто желает обойтись без Откровения, заменив его разумом, на самом деле совершают огромную несправедливость по отношению к своему разуму и обращают энергию разума в совершенно чуждую для него область. Поистине, у разума есть своя «специальность», своя сфера деятельности и свой предел, и, если он работает «не по специальности», он отклоняется от истины, допускает ошибки и запутывается. Если его направляют в чуждую ему область, он теряется и начинает «спотыкаться». А если нагрузить его тем, что находится за пределами его возможностей, он истощается, утомляется и теряет силы.
Осязаемый мир представляет собой обширную сферу деятельности для разума, и в этой сфере он чувствует себя «в своей тарелке», без особого труда открывая сокрытое, связывая причины со следствиями, предпосылки — с результатами. Он делает открытия и изобретает, углубляясь в полезные науки в разных жизненных сферах, и заставляет человечество прогрессировать и идти вперёд.
Если же заставить его рассматривать и изучать то, что не входит в его «специальность», то есть то, что за границей осязаемого, область метафизики, то после долгого изучения, продолжительных поисков и колоссального утомления он так и не добивается результата и выдаёт нам лишь бессмыслицу, нелепость и далёкие от истины рассуждения.
ГЛАВА 2. Потребность человечества в посланниках и Посланиях 45
Разум и Откровение
Многие люди считают, что Откровение «стирает» разум, лишает его света и делает человека тупым и закоснелым. Это утверждение, несомненно, ложное, не имеющее к истине никакого отношения... Божественное Откровение направило человеческий разум к созерцанию того, что есть во Вселенной, и размышлению об этом, побудило человека осваивать и благоустраивать землю и получать от неё пользу. А в области знания, ниспосланного Аллахом, задача разума заключается в том, чтобы удостовериться в том, что это знание действительно пришло от Всевышнего Аллаха, и если это так, тогда он должен усвоить это Откровение. Иначе говоря, человек должен использовать разум, которым наделил его Всевышний, для понимания и осмысления Откровения, а потом прилагать все усилия для того, чтобы исполнять веления, содержащиеся в этом Откровении, и следовать ему.
Откровение с разумом — словно солнечный свет с глазом. Если закрыть, отделить от человека Откровение, он не сумеет извлечь пользу из своего разума, подобно тому как зрячий не может извлечь пользу из своего зрения в кромешной тьме, а когда засияет солнце, он начинает видеть, и тогда его зрение приносит ему пользу. Точно так же обладающий разумом, когда Откровение озарит своим светом его разум и сердце, начинает видеть и находит истинный путь: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (сура 22 «Паломничество», аят 46).