I. Слова и заговоры отъ портежу.
1) Слова портежныя. — Возьмешъ съ головы волосъ и положишь въ яйцо бѣлое невареное и запечатаешъ сѣрой; и возьмешъ 39 зернятъ житныхъ и смелешъ противъ солнца и сваришь 39 колобковъ въ коробочкѣ въ лѣсѣ въ ямкѣ; и коробочка была бы чиста; и самъ былъ бы чистъ; и все платье чисто; и пойдешъ въ лѣсъ къ осинѣ и ударишъ топоромъ, однимъ ударомъ выкулупишъ щепу осиновую; и пойдешъ въ лѣсъ отъ солнечнаго заката и станешъ возлѣ муравейника къ западу лицомъ; а колобки на щепу положишъ на осиновую, и положишъ на сучье надъ муравейникомъ; а яйцо положишъ въ муравейникъ и закопаешъ, а самъ говори: Лягу не благословясь, стану не перекрестясь, стану будить умершихъ: станьте умершіе, разбудите убитыхъ, станьте убитые, разбудите усопшихъ, станьте усопшіе, разбудите съ древа падшихъ, станьте съ древа падшіе, разбудите заблудящихъ, станьте заблудящіе, разбудите не крещеныхъ, станьте не крещеные, разбудите безъимянныхъ; да я къ вамъ пришелъ, русской человѣкъ, а принесъ
С. 73 |
я къ вамъ честной обѣдъ русской поминокъ бѣлую лебедь, а въ бѣлой лебеди знатьбу принесъ отъ раба (имя рѣкъ(*)); и вы по той знатьбѣ возьмите сего раба (м), отъ котораго я вамъ принесъ знатьбу и бѣлую лебедь, и вы того раба возьмите себѣ на сбереженіе и на свои руки, да возьмите себѣ умъ и память, и не дайте ему въ ночи спать, ни въ день дѣла дѣлать, ни съ людьми бесѣдовать, ни платья на себѣ носить, — держите вы его, докулева я къ вамъ не буду съ обѣдомъ и съ бѣлымъ лебедемъ; а отъ меня вамъ бѣлая лебедь за вашу службу, а сего раба другая бѣлая лебедь и честной обѣдъ, — русской поминокъ; и вы отъ него отступите прочь, отдайте вы мнѣ на руки раба (м) и нарядите вы его умна и памятна; по старому бы въ день дѣлать, въ ночь бы спать, и въ платьѣ ходить, и съ людьми бы бесѣдовать. Аминь.
2) Слова отъ портежу. Говори надъ рябиной въ веснѣ.
„Господи Боже, благослови, отче! Святый Козьма и Даміанъ, научите мена добрымъ словомъ говорить. Отъ чего начинаются добрыя слова, починаются добрыя слова отъ Козьмы и Даміана и отъ старыхъ стариковъ. Есть море черное и съ того моря чернаго выдетъ черный мужъ подъ заднее окно и подъ заднюю стѣну и ударитъ пятой въ стѣну, и окно отворится, а двери выпругнутъ вонъ. А ты, рябина, выпряни вонъ и вынеси надобье, чтобы меня не нялъ никакой портежъ, ни переполохъ, а чтобы ты было надобье самому и людямъ”. Говори трижды, а самъ води безъимяннымъ перстомъ; а какъ гдѣ пойдешъ и ты грызи рябины, да и за щекой оставь мало, и ты не бойся ничего.
3) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пристани, Господи пособи Господи; благослови мя, Господи, на добрыя дѣла. Ѣздитъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ, по Божію духу, и возитъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ копіе булатное и стрѣлы булатныя, колетъ и стрѣляетъ копіемъ булатнымъ и стрѣлами булатными съ раба Божія (м) приколъ и пристрѣчу и притчу всякую, урокъ и портежъ и не чистой приходъ и водяной приколъ и вѣтряной, и притчинную матерь ночную и полуночную, дневную и полудневную, зорную и полузорную, мѣсяца ветха и млада и перекроя, утра и
С. 74 |
вечера, во всякой день и во всякой часъ. И глотаетъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ со свята моря-окіана пѣну черную и бѣлую, и такъ бы онъ глоталъ съ раба Божія (м) приколъ и притчу всякую, и урокъ водяной и вѣтряной, и портежъ и нечистой приходъ, и причину мать ночную и полуночную, дневную и полудневную, зорную и полузорную, мѣсяца ветха и молода, утра и вечера, во всякой день и во всякой часъ и во всякую ночь. Милостивый Государь Спасъ и Пречистая Богородица, Николай Чудотворецъ, святые чудотворцы и безсребренники Козма и Даміанъ скорые пособники, святый государь Михаилъ Архангелъ и Гавріилъ Архангелъ, всѣ небесныя силы и воеводы, поставите, государи, мои слова въ слова, а слово по слову, а кое слово выронено и то бы было вставлено, а кое слово назади, то бы было слово на переди, отъ востоку и до западу, и отъ запада до востоку, отъ земли и до небеси, а отъ небеси и до земли; а боли бы у меня у раба Божія не было, а рабу Божію (м) на здравіе и на спасеніе, а тѣлу на исцѣленіе, а недугу на отгнаніе, а болѣзнямъ на устрашеніе, во вѣки вѣковъ, аминь.
4) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море окіанъ, въ томъ морѣ окіанѣ есть мужъ златъ, и лукъ златъ, и тятива злата, и стрѣла злата и стрѣляетъ отъ своего златаго плеча на всѣ на четыре стороны отъ сего раба Божія (м) притчу и порчу и пристрѣчу и всякой недугъ и болѣзнъ отъ раба Божія (м) на всѣ на четыре стороны.
5) Отъ чародѣевъ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святое море-окіанъ, въ томъ святомъ морѣ-окіанѣ есть камень во глубинѣ морской; подъ тѣмъ каменемъ стоитъ щука желѣзная и зубы у ней желѣзные и съѣдаетъ на морѣ пѣну морскую, и такъ бы съѣдала щука вѣщихъ и вѣдуновъ, и чародѣевъ черныхъ и чермныхъ.
6) Пристрѣчной заговоръ. Господи, благослови отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пойдетъ святъ мужъ отъ Адама, возметъ лукъ отъ самаго Христа, стрѣлы отъ самаго грому, пострѣляетъ всякаго лихаго человѣка, вѣдуна и вѣдуницу и всякаго зломыслящаго на меня раба Божія (м) чародѣя и шимоволоса и простоволоса, и впредь идущаго и созади догонящаго. Пострѣлитъ
С. 75 |
тотъ святъ мужъ пристрѣчу изъ меня раба Божія (м) въ адъ преисподній, во вѣки вѣковъ, аминь.
7) Заговоръ пристрѣчной и прикольной. Господи Боже, благослови, отче! Есть рѣка Черная, на той на рѣкѣ на Черной есть Черной мужъ, и у того Чернаго мужа есть черный лукъ и выстрѣливаетъ изъ раба Божія (м) пристрѣчъ и присосы дневные и нощные, вѣтренные и дымные, и будь на здравіе сему рабу Божію (м), во вѣки вѣковъ. „Говори трижды, на что хошъ (хочешъ).“