В. Вечная ценность поклонения
Поскольку поклонение прославляет Бога и исполняет ту цель, ради кото-рой Бог сотворил нас, оно имеет вечное значение и огромную ценность. Когда Павел предостерегает эфесян, чтобы они не тратили время попусту, а исполь-зовали его надлежащим образом, он упоминает о жизни мудрых людей: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16).
Затем Павел объясняет, что значит быть мудрым и не тратить времени по-пусту:
Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Бо-жия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но испол-няйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и пес-нопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благо-даря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 5:17-20,курсив мой. — У. Г.).
Итак, рассуждая о мудром использовании времени, Павел говорит, что оно заключается в пении духовных псалмов и в воспевании Господу в своем сердце.
Следовательно, поклонение — это исполнение воли Божьей[ Поклонение — это результат осознания того, «что есть воля Божия». Это и значит «доро-жить временем». Более того, поскольку Бог вечен и всеведущ, хвала, которую мы воздаем Ему, никогда не изгладится из Его сознания и будет продолжать приносить Ему наслаждение вечно (ср. с Иуд. 25: «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки»).
Тот факт, что поклонение — это действие, имеющее офомное значение и вечную ценность, очевиден также из того, что оно является главным занятием тех, кто уже находится на небесах (ср.: Отк. 4:8—1; 5:11—14).
Г. Как поклоняться «вдухе и истине»?
В конечном счете, поклонение — это духовное действие, и оно должно уси-ливаться действием в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.
Тот факт, что подлинное поклонение происходит в невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:
Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники бу-дут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).
Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности»"'. Это означает, что истинное поклонение затрагивает не только наши физи-ческие тела, но также и наш дух, нематериальный аспект нашего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнула: «Ве-личит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).
11 Основания для такого утверждения: 1) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20, 21). Ответ Иисуса понимается гораздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог εν («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову kv, употребленному в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иеру-салиме». И вновь противопоставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклоняться. 3) Слово «истина» обозначает качество поклонения. Па-раллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе» относят-ся не к личности, а к качеству поклонения.
Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, покло-няется Богу. Такое поклонение считается обязательным, поскольку поклоня-ющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняется Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.
Мы входим в состояние истинного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «быв-шие... в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присут-ствие Божье (Евр. 12:18—24), то должны «служить благоугодно Богу, с благо-говением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поддающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклонение не является чем-то самопроизвольным, и это-му нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.
Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубо-кое, искреннее поклонение? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и проповедь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, полным хвалы. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклоне-ния, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богат-ство поклонения, которое является естественным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его природы?12
12 Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пение гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.
Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы наше поклонение стало бо-лее эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, от-носящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и потому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благосло-вил наше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной природе поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присутствии Бога (см.: Евр. 12:22—24). Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нару-шенные отношения с ближними. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар кжертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверж-дающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата — «лжец» (1 Ин. 4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», следует быть уверенны-ми, что они живут со своими женами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распрос-транился на большое количество людей и чтобы в результате этого Божье бла-гословение на всю общину не прекратилось.
Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает верующим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус говорит, что «чис-тые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безусловно, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», сразу же добавляет: «Очиститеруки, грешники, исправь-те сердца, двоедушные» (Иак. 4:8)13.
13 В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклонением Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Ibcno-дом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15—18; 65:18.)
И все же устройство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус придавал большое значение атмосфере во вре-мя поклонения. «Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и по-купающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верую-щим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша мо-л итва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвлекается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раз-дражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запрещены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбирать обета-новкуддя молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, по-скольку мы должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собираться в обстановке, благоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возмож-ность сосредоточить свое внимание на Господе14.
И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. В наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общи-ной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога. Песнопения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во вто-ром лице (т. е. когда к Богу обращаются на «ты» и о Нем не говорится «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклонения, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.
Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совмест-ного поклонения. Безусловно, определенное время должна занимать молитва (см.:Лк. 6:12; 22:39—46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть до-вольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7—11). Кроме того, подлин-ное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.
14 Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут быть отне-сены к разным формам поклонения, но я не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных литургических служений епископаль-ных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предпи-сывает нам придерживаться какой-то конкретной формы, здесь следует руководство-ваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Однако евангельские христиане не должны не раздумывая отклонять непривычные фор-мы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определенный порядок, а харизматические группы должны понять, что на-зидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же касается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведенная до крайности, может превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.
Отчасти это справедливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состояния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и кон-центрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требу-ют сосредоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совер-шаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на уверенное-ти в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, атакже благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой при-чине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те, кто пытается осуществить все за короткое время, плотно заполняют его раз-ными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо15. Если члены общины хотят решить различные задачи во время богослужения и еде-лать собрание более продолжительным, то им придется подойти к этому твор-чески; может быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения, которые стали привычными или традиционными, но в действительности не яв-ляются необходимыми.
Вопросы для самостоятельной работы
15 К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить множество действий во вре-мя богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с несколькими арена-ми, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Также и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примиритесь с ближним! Поприветствуйте ваших друзей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмо-ции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на при-зыв пастора в своем сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недоволь-ными, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена.
Большинство людей с трудом концентрируются на чем-то и легко отвлекаются. По-этому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает мое внимание от Господа и переносит его на самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.
1. Происходит ли в вашей церкви полное, истинное поклонение каждое вое-кресенье? Как много времени уделяется поклонению (в узком смысле слова) — т. е. вознесению хвалы и благодарения Богу? Вы хотели бы, чтобы этому уделя-лось больше времени? Какие аспекты поклонения, по вашему мнению, являют-ся наиболее важными? Какие аспекты вам кажутся менее важными? Каким обра-зом ваша церковь могла бы сделать поклонение более эффективным и глубоким по своей сути (если это необходимо)?
2. Вы когда-то переживали сильное ощушение присутствия Бога на совмест-ном поклонении? Когда это произошло? Опишите этот опыт. Можете ли вы ска-зать, что способствовало этому?
3. Какие эмоции вы испытываете во время поклонения? Схож ли этот опыт с другими ситуациями повседневной жизни, или эти чувства возникают у вас толь-ко во время поклонения? Вы когда-то ощущали, что Бог служит вам в то время, когда вы поклоняетесь Ему? Что помогло вам осознать это?
4. Как вы полагаете, в вашей жизни достаточно времени уделяется поклоне-нию? Если нет, то что этому мешает?
1. 5. Что вы думаете о том факте, что Бог ревнует о своей славе и ищет ее? Мо-жете представить себе нечто во вселенной, что могло бы искать себе славы с боль-шим правом, чем Бог? Что иное, кроме поклонения, может дать вам уверенность, что вы делаете именно то, для чего были сотворены?
Специальные термины
Поклонение
Библиография