Д. Возраст, в котором следует принимать крещение
Итак, те, кого аргументы в пользу крещения верующих убедили, вероят-но, спросят, в каком же возрасте следует крестить детей.
Наиболее прямой ответ на этот вопрос таков: крестить детей следует, ког-да они становятся достаточно взрослыми для того, чтобы дать заслуживающее доверия исповедание веры. Невозможно установить точный возраст в каждом конкретном случае, но если родители видят убедительные признаки подлин-ной духовной жизни и понимают, что их ребенок осознает истины, касающиеся веры в Христа, то крещение может быть совершено. Конечно, это требует за-боты церкви и пояснительной работы родителей дома. Точный возраст, в ко-тором следует совершать крещение, будет варьироваться от ребенка кребенку и, в каком-то смысле, от церкви к церкви27.
Е. Прочие вопросы
1. Есть ли повод разделяться по вопросу крещения? Многие годы среди протестантов не было единства по этому вопросу. Но, может быть, есть воз-можность прийти к согласию?
25 Об оправдании см. в гл. 35.
26 О новом рождении см. в гл. 33.
27 Я крестил своих троих детей, когда им было от семи до десяти лет и когда они
достаточно хорошо стали понимать Евангелия и обнаружили подлинные признаки веры
в Христа. Во всех трех случаях, я полагаю, крещение могло быть совершено немного
раньше, но мы откладывали его, следуя традиции той церкви, членами которой мы были,
поскольку детей младше семи лет там не крестили. (Баптисты Соединенного Королев-
ства обычно допускают к крещению детей более старшего возраста.)
Один из путей — это признать, что крещение не является первостепен-ным учением веры и что можно уважать мнение друг друга и не позволять различиям в этой сфере стать причиной разделений в теле Христовом28. Это озна-чает, что можно оба подхода применять на практике.
Несомненно, это будет нелегко как для баптистских, так и для педобап-тистских деноминаций, поскольку сложилась давняя традиция отстаивать ту или иную точку зрения по этому вопросу. Конечно, христиане должны сами решить, как они относятся к крещению, однако вряд ли деноминационные различия в этом вопросе должны вести к разделению. Церквам также не еле-дует навязывать тот или иной взгляд на крещение тем, кто учит в церкви или хочет принять сан29. В частности, это означает, что баптистским церквам еле-дует принимать в общение тех, кто был крещен в детстве и чьи убеждения под-тверждают, что нет необходимости в повторном крещении. Конечно, они мо-гут изложить свою точку зрения, но если люди не согласятся с их доводами, товрядли нужно чинить препятствие тем, кто хочет стать членом их церкви. Какое благо принесет такой барьер? И конечно, много вреда принесет неже-лание демонстрировать единство Церкви. Вряд ли стоит отвергать тех, кого Господь привел в эту общину.
28Я понимаю, что многие читатели не согласятся со мной и скажут, что крешение — очень важный вопрос, поскольку различия затрагивают понимание самой природы Церк-ви. Многие баптисты скажут, что практика детского крещения совершенно не согласу-ется с идеей о Церкви, которая состоит только из веруюших, а многие педобаптисты скажут, что не практиковать детское крещение — значит противоречить идее общины завета, которая включает в себя и детей верующих.
Я призвал бы всех, кто рассуждает таким образом, вспомнить, как много общего у них с евангельскими христианами, придерживающимися противоположной точки зре-ния по этому вопросу, — не с теми, кто и по другим вопросам придерживается иных взглядов, а с теми из оппонентов, которые в большинстве случаев согласны с ними в других аспектах христианской жизни. Многие баптисты действительно поощряют при-сутствие детей в церкви, и многие педобаптисты действительно молятся о спасении сво-их крещеных детей с той же пылкостью, с какой баптисты молятся о спасении своих некрещеных детей. В том, что касается церковного общения, евангельские педобаптисты действительно требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем дети могут стать полноправными членами церкви (их называют «причастниками», т. е. при-нимающими причастие). Они также требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем взрослому человеку будет позволено присоединиться к церкви.
И баптисты, и педобаптисты используют очень похожие способы, позволяющие до-биться, чтобы их церкви состояли только из верующих. Как те, так и другие любят своих детей, учат их и молятся о них, как о самых дорогих членах большой церковной семьи, которые однажды, как надеются их родители, станут истинными членами тела Христова.
29 В Соединенных Штатах Евангелическая свободная церковь позволяла как пе-добаптистам, так и сторонникам крещения верующих быть членами церкви и прини-мать сан.
С другой стороны, те, кто верит в педобаптизм, должны признать, что не следует оказывать давления на родителей, которые не хотят крестить своих детей, и не считать, что такие родители не повинуются Господу. Возможно, необходима некая церемония посвящения детей Господу после рождения ре-бенка, которая заменяла бы церемонию крещения, если родители того жела-ют. И конечно, обеим сторонам следует согласиться, что не следует делать кри-терием взгляды на крещение, когда решается вопрос о церковном служении или рукоположении30.
Если бы подобные шаги были предприняты обеими сторонами, то можно было бы достичь большего единства уже сегодня, и вопрос о крещении посте-пенно перестал бы быть причиной разделения среди христиан.
2. Кто может совершать крещение?Ыы должны признать, что Писание не уточняет, кто может проводить церемонию крещения. Церкви, в которых есть особое священство (такие, как Римско-католическая церковь и в опре-деленной степени англиканская), будут настаивать, что в обычных обстоя-тельствах осуществлять крещение могут только должным образом рукопо-ложенные священники (но в необычных обстоятельствах допускаются ис-ключения). Но если мы действительно верим в священство всех верующих (см.: 1 Пет. 2:4—10), το в принципе нет никакой необходимости ограничивать право осуществлять крещение только рукоположенным священством.
30 Отмечу, что те шаги, которые я предлагаю для преодоления разделений по этому
вопросу, не требуют от людей ничего, противоречащего их убеждениям. Я не предлагаю
тем, кто разделяет баптистскую точку зрения, начинать крестить детей, если того хотят
их родители, или тем, кто придерживается педобаптистского взгляда, крестить только
тех, кто дает исповедание веры, или настаивать на повторном крещении тех, кто был
крещен в детстве.
31 Поскольку крещение — это внешний знак вхождения в Церковь — Тело Христо-
во, то уместно было бы требовать принятия крещения прежде, чем кто-то будет принят в
члены местной церкви.
Однако поскольку крещение — это знак вхождения в Тело Христово, Его Церковь (ср.: 1 Кор. 12:13 о внутреннем, духовном крещении), то, похоже, оно должно совершаться в общении церкви, если это возможно, чтобы вся церковь могла радоваться вместе с тем человеком, который принимает крещение, и укрепляться в вере31. Кроме того, поскольку крещение — это символ начала христианской жизни, а потому также и символ начала жизни в истинной Церк-ви, будет правильным, если вся церковь соберется засвидетельствовать этот факт и поприветствовать человека, принимающего крещение. Церкви следу-ет также поддерживать практику крещения и следить, чтобы люди, принима-ющие крещение, правильно понимали, в чем заключается смысл этого обря-да. И наконец, если крещение — это символ вхождения в общение истинной Церкви, то уместно было бы, если бы его осуществлял один или несколько официально назначенных представителей церкви. Именно поэтому обычно крещение совершают рукоположенные священнослужители, однако нет ни-каких причин, по которым церковь не могла бы иногда доверять крещение другим служителям церкви или зрелым христианам. Например, если кто-то успешно проповедует в местной церкви, то ему можно поручить крестить тех людей, которые пришли к Христу через его проповедническое служение. (От-метим, что в Деян. 8:12 Филипп проповедует Евангелие в Самарии, а затем, судя по всему, крестит тех людей, которые пришли к вере в Христа после его проповеди.)
Вопросы для самостоятельной работы
1. Вы крещены? Когда это произошло? Как крещение повлияло на вашу хри-стианскую жизнь (если повлияло)? Если вы были крещены в детстве, то как в последствии отнеслись к этому?
2. Какие аспекты такого явления, как крещение, вы стали ценить больше, прочтя эту главу (если такие аспекты есть)? Какие аспекты крещения, по вашему мнению, следовало бы осветить более полно в вашей церкви?
3. Является ли крещение в вашей церкви поводом для радости и прославле-ния Бога? Как вы думаете, что происходит с человеком в момент крещения? Как вы считаете, что должно с ним происходить?
4. После прочтения этой главы изменилось ли ваше мнение по вопросу о детском крещении? Чью точку зрения вы приняли?
5. Какие практические шаги по преодолению различий между христианами в вопросе крещения вы могли бы предложить?
6. Каким образом крещение может усилить эффективность проповеди в церк-ви? Действует ли оно именно таким образом?
Специальные термины