См. гл. 27, где рассматривается природа воскрешенного тела Христа.
Но как будут выглядеть наши будущие воскрешенные тела? Будут ли они точно такими же, как нынешние наши тела, и будут ли обладать в точно-сти теми же признаками, или они будут несколько другими, или же они бу-дут совершенно другими? И кроме того, будут ли наши воскрешенные тела состоять из тех же молекул, из которых состоят наши земные тела; будут ли они совершенно новым творением Божьим, или некоторым сочетанием ста-рого и нового творения?
Многиетексты посланий подтверждают, что Павел предполагал, что меж-ду нашими нынешними земными телами и нашими будущими воскрешен-ными телами будет много общего. Павел говорил: «Если же Дух Того, Кто вое-кресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11, кур-сив мой. — У. Г.). Он говорил, что Иисус «.уничиженное тело наше преобразит так, что оно будетсообразно славному телу Его» (Флп. 3:21, курсив мой. — У. Г.). Павел, говоря о природе воскрешенного тела, привел пример посеянного в почву зерна: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, ка-кое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:37,38). В этом примере он опирается на человеческий опыт, который показывает, что междутем, что посажено, итем, что вырастает, есть разница (ст. 42—44), но есть также и преемственность — зерно становится растением, сохраняя в себе свою сущность, но вбирая в себя из земли также и многое другое, следовательно, и мы будем иметь в наших воскрешенных телах как схожесть, так и различия. Об этой аналогии мы мо-жем сказать, что Бог возьмет все, что останется вмогилахот нашихфизичес-ких тел, и использует это для трансформации в воскрешенное тело. Подроб-ности этого процесса остаются неясными, поскольку Писание о них умалчи-вает. Однако, поскольку Писание нас этому учит, мы должны быть уверены, что именно так все и произойдет, хотя мы и не можем объяснить, каким обра-зом такое возможно8.
Другое указание на значительное сходство между нашими нынешними телами и теми телами, которые будут нам дарованы, заключается в том факте, что верующие, которые будут жить в тот день, когда возвратится Христос, «из-менятся» — однако тела их не будут другими: «Не все мы умрем, но все изме-нимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит об-лечься в нетление, и смертному сему—облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51 —53).
8 Кто-то может возразить, что некоторые тела распадаются полностью, поглощают-ся растениями, а затем эта материя попадает уже в другие тела, так что от первого тела уже ничего не остается. Однако в ответ мы просто должны сказать, что Бог в состоянии найти достаточное количество элементов от каждого тела, чтобы сформировать «зерно», из которого и будет произведено новое тело (см.: Быт. 50:25; Иов. 19:26; Иез. 37:1-14; Евр. 11:22).
Мы также должны отметить, что воскрешенное тело Христа несколько отличалось оттого тела, которое у Него было, прежде чем Он умер, и ученики не сразу узнавали Его, но все же было достаточно сходства с прежним телом, так что ученики все же довольно быстро понимали, Кто перед ними. Да, были такие ситуации, когда они не сразу узнавали Его. Отчасти это следует объяс-нить тем фактом, что за время земной жизни и служения Он, несомненно, значительно изменился под влиянием возраста, поскольку Он был «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3), а после воскресения был возвращен к пол-ной и совершенной силе и молодости внешне. Мы иногда тоже не сразу узна-ем наших друзей, если долго не видимся с ними; также и ученики могли с тру-дом узнавать Христа, только не потому, что Он состарился, а, наоборот, явил-ся им в совершенном виде9. С другой стороны, значительное сходство между телом Иисуса до и после воскресения с очевидностью проявляется в том, что на Его воскрешенном теле даже остались раны — на руках, ногах и на тулови-ще (Ин. 20:20,27).
Есть еще одно свидетельство в пользу мнения о сходстве между нашими земными и небесными телами: судя по всему, люди будут узнавать друг друга на небесах. Иисус говорит, что люди придут с востока и с запада и «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Кроме того, Илия, который был взят на небо в его земном теле, был каким-то образом узнан учениками на горе преображения (Лк. 9:30,33) — конечно же, ученики не зна-ли Илию и Моисея во плоти, однако в каком-то смысле эти люди сохранили свойственные им черты, так что ученики поняли, что это были именно они, и они были настолько же реальны, насколько и Сам Иисус (см.: Лк. 9:33). И наконец, Матфей говорит нам, что, когда Иисус умер, «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресе-нии Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52,53, курсив мой. — У. Г.). То, что воскрешены были собственные тела воскресших и что они в Иерусалиме явились многим, вновь подтверждает, что было определенное сход-ство между их мертвыми телами и воскрешенными. Поскольку они вышли из могил, «когда Иисус умер», мы можем предположить, что эти святые получи-ли воскрешенные тела как предупреждение о том, что произойдет в день окон-чательного прославления, когда возвратится Христос10. Тот факт, что эти люди «явились многим», предполагает, что их можно было узнать, т. е. люди знали их прежде. Это свидетельство можно признать скорее основанием для пред-положения, а не для твердого вывода, и все же оно указывает на то, что есть нечто общее между телом, существовашим до воскресения, и телом, получен-ным после воскресения.
9 Вопрос о том, почему ученики не сразу узнали Христа после Его воскресения, рассматривается в гл. 27.
10 См.: D. A. Carson, Matthew, in ЕВС, 8:581-582.
В наши дни многие евангельские христиане колеблются и не могут от-крыто признать «воскресения тела» или хотя бы то, что воскрешенные тела будут материальными, физическими, в определенной степени связанными с телами, которые опускаются в могилы. В некоторой степени это основано на неспособности понять, каким образом Бог может поднять тела из могил, в особенности в том случае, когда эти тела мертвы в течение уже многих веков.
И все же часть этих колебаний основывается на продолжающемся скепти-цизме неверующих, которые говорят, что подобная точка зрения просто фан-тастична и совершенно невероятна. Как Бог может совершить подобное?
В обоих случаях — основывается ли колебание на честных вопросах ве-рующего, или на скептицизме неверующего — мы должны отдавать себе от-чет в том, что наша неспособность понять или объяснить что-либо никогда не должна быть причиной отказа от той или иной точки зрения, если таковая представлена в Писании. Многочисленные тексты, процитированные выше, указывающие на то, что Бог воскресит нашимертвые тела, находящиеся вмо-гилах, также как Он воскресил тело Христа, находившееся в могиле, указы-вают также и на то, что между нашими нынешними телами и нашими воскре-шенными телами будет существовать сходство. И если этому учит нас Писа-ние, то даже если мы не можем понять, каким именно образом Бог совершит это в каждом конкретном случае, все же мы должны верить в это. Бог, сотво-ривший мир и сотворивший каждого из нас, — Тот, Кто суверенно управляет каждой частичкой этого творения в каждый конкретный момент, Тот, Кто все свершает Своим словом силы, — безусловно, может сохранить частицы на-ших физических тел, которые Он хочет использовать как «зерно», из которо-го будет создано новое тело.
Очень важно настаивать на воскресении реального, физического тела, и не только по тем причинам, которые были приведены выше, но также и потому, что в этом — ясное утверждение благости физического творения Бога. Мы будем жить в телах, которые будут обладать всеми теми прекрасными качествами, с которыми Бог и сотворил нас. И потому мы навечно будем живым доказательством мудрости Бога, создавшего материальное творение, которое от начала было «хорошо весьма» (Быт 1:31). В этих новых телах мы будем жить как воскрешенные верующие. И эти тела будут в совершенстве соответствовать жизни на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).