Хадис 394. Если вы совершите намаз дома, а затем придете и увидите, что имам еще не молился, то совершите намаз вместе с ним, и он будет для вас дополнительным.

Передают со слов Йазида ибн аль-Асвада, о том, как однажды он совершил рассветный намаз вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Как только Посланник, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз, он увидел двух мужчин, которые не молились вместе с ним. Он подозвал их, и когда они подошли к нему, у них тряслись поджилки. Он сказал: «Что вам мешало совершить намаз вместе с нами?» Они ответили: «Мы уже совершили намаз дома». Он сказал: «Не делайте так. Если вы совершите намаз дома, а затем придете и увидите, что имам еще не молился, то совершите намаз вместе с ним, и он будет для вас дополнительным». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и в такой форме он встречается у Ахмада. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

Комментарий:

Этот хадис также передали аль-Хаким и ад-Даракутни, а Ибн ас-Сакан назвал его достоверным. Аль-Албани согласился с этим суждением в сборниках “Сахих Абу Давуд” (575) и “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (219). Аш-Шафи‘и поначалу говорил, что рассказчик данного хадиса неизвестен. Аль-Бейхаки объяснил это тем, что единственным пересказчиком хадиса Йазида ибн аль-Асвада был его сын Джабир, а единственным, кто рассказывал хадисы от его имени, был Йа‘ла ибн ‘Ата. Однако это обстоятельство не считается недостатком, поскольку хадисы Йа‘лы пересказывал Муслим, а Джабира считали заслуживающим доверия ан-Насаи и многие другие.

История, описанная в данном предании, произошла в мечети аль-Хейф во время прощального паломничества. В ней содержится явное свидетельство в пользу того, что если мусульманин совершил обязательный намаз (отдельно или вместе с другими молящимися), а потом пришел в мечеть и обнаружил, что имам еще молится или не начал молиться, то ему следует помолиться еще раз вместе с ним. В таком случае первый намаз будет засчитан за обязательный, а второй будет дополнительным. Следовательно, нет необходимости отказываться от ранее совершенного намаза. Об этом говорили аш-Шафи‘и и многие другие.

Малик полагал, что обязательным должен считаться второй намаз. При этом он опирался на рассказ о том, что однажды Йазид ибн ‘Амир пришел в мечеть, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уже начал молиться. Он сел и не присоединился к ним. После намаза Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повернулся и увидел Йазида сидящим в стороне. Он спросил: «Разве ты не обратился в ислам, Йазид?» Он ответил: «Конечно, обратился, о Посланник Аллаха!» Он спросил: «Что же помешало тебе присоединиться к молящимся?» Он ответил: «Я думал, что люди уже помолились, и поэтому совершил намаз дома». Тогда он сказал: «Если ты придешь в мечеть и увидишь, что люди молятся, то молись вместе с ними. Если ты уже совершил намаз, то он станет для тебя дополнительным, а этот будет засчитан как обязательный». Этот хадис передал Абу Давуд, однако целый ряд ученых (ан-Навави, аль-Албани и др.) назвали его слабым. Аль-Бейхаки сказал: «Он противоречит более достоверному хадису Йазида ибн аль-Асвада». Ад-Даракутни назвал этот хадис слабым и аномальным, т.е. противоречащим другим достоверным сообщениям (шазз).

Согласно некоторым сообщениям, мнение Малика разделял и аш-Шафи‘и. От его имени передают и третье суждение, согласно которому Аллах примет тот из двух намазов, который пожелает. Оно опирается на слова Ибн ‘Умара по данному вопросу. Нафи‘ рассказывал, что какой-то мужчина спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: «Должен ли я совершить намаз вместе с имамом, если помолился дома, а затем успел на намаз вместе с ним?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Какой же из двух намазов мне засчитать?» Ибн ‘Умар сказал: «Разве это зависит от тебя?! Это во власти Аллаха, и Он примет тот из двух намазов, который пожелает». Этот рассказ передал Малик в “аль-Муватте”. Там же приводятся аналогичные слова, пересказанные от имени Са‘ида ибн аль-Мусаййаба.

На первый взгляд эти сообщения противоречат хадису, переданному Абу Давудом и ан-Насаи со слов Сулеймана ибн Йасара, вольноотпущенника матери правоверных Меймуны. Он рассказывал, что однажды пришел на аль-Балат (известное место в Медине, вымощенное булыжниками), где молились мусульмане. Подойдя к Ибн ‘Умару, он спросил: «Разве ты не молишься с ними?» Он ответил: «Я уже помолился. Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Не совершайте один и тот же намаз дважды в день”». Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным. См. «Сахих Абу Давуд» (579) и «Сахих ан-Насаи» (859).

Однако между хадисами нет противоречий, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил дважды совершать один и тот же обязательный намаз, но не запретил совершить добровольный намаз вместе с имамом. Существует мнение, что он запретил совершать один и тот же намаз дважды, если человек молится отдельно.

Следует отметить, что рассказ Йазида ибн аль-Асвада имеет общий смысл и распространяется на все ежесуточные намазы. К этому мнению склонялся имам аш-Шафи‘и. Абу Ханифа полагал, что совершить второй намаз вместе с имамом можно только, если речь идет о полуденном и вечернем намазах. Молиться после рассветного и послеполуденного намазов не следует, потому что в это время нежелательно совершать добровольные намазы. После закатного намаза нежелательно молиться вместе с имамом, потому что эта молитва расценивается как дневной витр, т.е. нечетный рак‘ат завершает дневной цикл молитв. Повторное совершение намаза с имамом сделает число совершенных рак‘атов четным, что нежелательно. Малик говорил: «Если человек совершил намаз вместе с другими молящимися, то ему не следует молиться повторно; если же он помолился отдельно, то ему следует совершить намаз еще раз».

Суждения двух имамов (Абу Ханифы и Малика) противоречат очевидному смыслу хадиса Йазида ибн аль-Асвада, тем более что в нем описывается история, произошедшая во время рассветного намаза. Таким образом, запрет на совершение добровольных намазов при восходе или заходе солнца носит общий характер, а предписание повторить намаз вместе с имамом считается частным исключением из данного правила. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 2, с. 55-57.

Наши рекомендации