Как приучить наших детей к молитве?
Процесс приучения к молитве можно разделить на несколько периодов, соответственно приведенному выше хадису:
а) до семи лет;
б) между семью и десятью годами;
в) по достижении десяти лет и до возраста наступления шариатской ответственности.
Для каждого из этих периодов подходят свои методы, которые мы изложим ниже. Начнем же с общих рекомендаций, распространяющихся на все три периода.
I. Общие рекомендации
1. Прежде всего надо пояснить, что процесс приучения к требуемым поведенческим стереотипам требует времени, наблюдения и терпения. Необходимо подразделить его на ряд естественных периодов, которые понадобятся для достижения полного результата. На это отчетливо указывается в вышеприведенном хадисе.
Прежде чем приступить к этому воспитательному процессу, родители должны изучить образ мышления детей, проследить за тем, как они реагируют на то, что им приказывают, и всегда учитывать индивидуальные различия между своими детьми.
2. Семья должна вести себя последовательно, то есть родители должны быть согласны между собой в деле приучения ребенка к молитве. Не должно возникать противоречия, когда один из родителей требует молиться, а другой считает, что время для этого еще не пришло. Это ведет к колебаниям и сомнениям ребенка, который начитает думать, кому из родителей лучше угодить; пропадает эффект склонности ребенка к подражанию и послушанию. Требовать от ребенка молитвы и послушания должны все его родные без исключения.
3. Необходимо напоминать о значимости молитвы в жизни мусульманина, ее месте в исламе, разъясняя это ребенку таким способом, который соответствует его возрасту и особенностям мышления.
4. Расскажите своим детям, зачем нужна молитва, объясните, что верующие молятся для того, чтобы Аллах любил их, что тому, кто молится, уготован рай в день Суда, что молитва – один из столпов религии, что она является признаком верующего человека.
5. Родители должны своим поведением подавать добрый пример детям: им следует неукоснительно придерживаться молитвы, заботиться о том, чтобы молиться в положеное время, соблюдая все необходимые правила молитвы.
6. Пример побуждает к подражанию, и это тем легче произойдет, если между ребенком и родителями будут царить любовь и взаимное расположение, если родители будут много общаться с детьми, часто бывать с ними, участвовать в их играх, разделять их интересы. Все это усилит стремление подражать родителям и выполнять их требования.
7. Старайтесь подбирать детям друзей из числа придерживающихся молитвы. Ведь, как сказано в хадисе, человек держится религии своего друга. Хорошо известно, что друзья оказывают большое влияние на поведение и нравы детей. Друзей лучше подбирать из числа посещающих мечети, медресе, исламских курсов, и т.д.
8. Главным образом следует применять метод стимулирования и поощрения, ведь собственное желание ребенка сделать что-то сильно побуждает его к действию. Средств для этого немало: это, в частности, похвала за хороший поступок – причем хвалить нужно в присутствии взрослых и сверстников ребенка; подарок – например, даримый за то, что ребенок рано встал на молитву, и т.д. Ребенка также следует поощрять оптимистическими, стимулирующими фразами.
9. Используйте религиозные поводы (например, исламские праздники или пятничная молитва) для приучения детей к молитве: ведите их в мечеть, демонстрируйте стремление торжественно отметить эти дни.
10. Приучая детей к послушанию, необходимо принимать во внимание следующее:
а) не следует требовать от ребенка чего-то, когда он занят другим делом, которое ему нравится;
б) позаботьтесь о том, чтобы просьба или требование были ясными и простыми;
в) не нужно одновременно предъявлять несколько требований;
г) проследите за тем, как ребенок выполнил требование, и убедитесь в адекватности его реакции на него;
д) просьба или требование, выраженое в стимулирующей форме, побуждает ребенка действовать с воодушевлением.
11. Родители должны чаще молиться о благонравии своих детей. Молитва, прибегание к Великому и Всемогущему Аллаху за помощью имеют огромное значение для исправления детей. Известно, что молитва родителя за своего ребенка не остается без ответа по благоволению Господа. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Нет сомнения (в том, что Аллах отзовется) в следующем: молитве притесняемого, молитве путешествующего и молитве отца за своего сына» (передал Ибн Маджа). Эту благосклонность Аллаха к родителям нужно использовать, вознося молитвы за свое потомство, прося Великого и Всемогущего Аллаха об исправлении, наставлении и сохранении детей. Пример такой молитвы находим в Священном Коране:«Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!» (25 : 74). Родитель должен всячески остерегаться молитвы с пожеланием зла своим детям: ведь Аллах откликается на молитву как за потомство, так и против него.
II. Период до семи лет
На этом этапе ребенок смотрит, как его родители и родственники исполняют молитву. Кроме того, это период подражания им, особенно в первые годы, предшествующие совершеннолетию.
Поэтому родители должны уделить особое внимание этому периоду в жизни ребенка. Нужно избегать постоянного прямого побуждения к молитве; цель данного периода состоит в том, чтобы ребенок привык к позам и действиям во время молитвы и видел, как его родителя молятся. Для этого отец исполняет дополнительные молитвы (сунна и нафиль) дома на виду у детей.
Отправляясь в мечеть, отец должен сказать об этом детям. Известно, что исполнять дополнительные молитвы (нафиль) дома лучше, чем в мечети. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!):«Сделайте свои дома домами молитвы и не превращайте их в могилы» (текст хадиса согласован). И еще сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Лучшая молитва после предписанной (т.е. после обязательных молитв) – молитва человека в доме своем» (передал аль-Бухари). Эти хадисы со всей очевидностью побуждают исполнять дополнительные молитвы дома. Несомненно, что благодаря таким молитвам в доме обретается благодать, а кроме того, увеличивается воздаяние и вознаграждение от Аллаха. Благодаря им обеспечивается сильное и устойчивое воспитательное воздействие на маленьких детей, которые видят, как их отец падает ниц перед Великим и Всемогущим Аллахом, благоговейно предстоит пред Ним, не обращая внимания на то, что делается вокруг. Такая картина ежедневно повторяется на глазах у детей, и благодаря этому в их душах зарождается осознание величия Всемогущего Аллаха, Его роли в жизни людей. Вместе с тем, когда они видят отца молящимся, у них появляется желание самим встать на молитву. Они привыкают к созерцанию молящегося и узнают действия, совершаемые во время молитвы - такие, как воздевание рук к небу, коленопреклонение, опускание ниц и предстояние.
Часто маленький мальчик, желая подражать отцу, становится рядом с ним и повторяет молитвенные действия, еще не отдавая себе отчета в их значении. Ясно, что ежедневное повторение такой картины делает молитву привычным для ребенка делом, и, достигнув совершеннолетия, он сам будет с легкостью и желанием исполнять ее.
Отцу не следует проявлять слишком большую строгость к несовершеннолетнему сыну в том, что касается ритуального омовения и прикрывания аурат (у мужчин – часть тела от пупка до колена), предоставляя ему действовать по собственному усмотрению. Не следует также прогонять его, мешать попыткам мальчика подражать ему в коленопреклонении и опускании ниц, поскольку такое отстранение и строгость по отношению к несовершеннолетнему отвратят его от молитвы, с которой у него будут связаны неприятные ассоциации.
По мере приближения с школьному возрасту отец должен научить мальчика читать первую суру Корана – аль-Фатиху, и несколько других коротких сур, позаботиться о том, чтобы сын выучил их наизусть, а также научить его нескольким поминаниям, произносимым во время коленопреклонения и опускания ниц, и ташаххуду (ритуальная фраза в конце молитвы, содержащая приветствия Аллаху, Его Пророку, и свидетельство о вере).
Отец может записать мальчика в кружок при мечети, где его обучат коротким сурам из Священного Корана. При этом нужно позаботиться о том, чтобы руководитель кружка был надежным, добросовестным человеком, умеющим разумно обращаться с детьми такого возраста.
Когда ребенок приблизится к семилетнему возрасту, отец напоминает ему о том, что вскоре мальчик вступит в пору ответственности за исполнение молитвы, и старается увлечь его, сделав приятной мысль о том, что он станет мужчиной и будет наравне с мужчинами ходить в мечеть.
В книжных магазинах имеются книги, разъясняющие, как нужно совершать ритуальное омовение и молитву. Купив такие книги, отец побуждает мальчика раскрашивать их. Ребенку могут хорошо пригодиться имеющиеся в таких книгах молитвенные фразы, описание порядка омовения. Кроме того, имеются аудиокассеты с записями песен о молитве, о Коране и т.д. в детском исполнении; они тоже могут принести пользу в этом возрасте.
III. Период между семью и десятью годами
1. Обучение ритуальному омовению.
Готовясь к правильной молитве с соблюдением необходимых требований, отец незадолго до того, как сыну исполнится семь лет, учит его ритуальному омовению и правилам ритуальной чистоты: обучает его, как очищаться от нечистоты, чистить наружные и внутренние органы, подмываться. Эти органы он называет так, как их принято называть в шариате, не прибегая к эвфемизмам. Затем отец обучает сына омовению на собственном примере, несколько раз совершая омовение на глазах у него, пока тот не усвоит требуемый порядок. Следует использовать теплую воду, не холодную и не горячую, чтобы сыну она не показалась неприятной. Хорошо обучать омовению летом, поскольку в жаркий сезон дети любят охлаждаться. Можно дать сыну несколько иллюстрированных брошюр, предназначенных для обучения маленьких детей ритуальному омовению.
Затем отец дает сыну возможность совершить омовение на практике у него на глазах. Заметив какие-нибудь ошибки, отец поправляет сына, не прибегая к строгости или жестокости. Если омовение получится правильным, отец должен похвалить сына, обнять и поцеловать его, давая понять, что доволен им.
Недостаточно лишь обучить сына порядку совершения омовения; отец должен еще рассказать ему о важном моральном значении омовения, разъяснить, что оно повелено Аллахом, что научил нас ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), что мусульманин, совершая омовение в определенном порядке, подражает Избранному Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!). Отец объясняет сыну благодатность омовения, укрепляя в его душе склонность и любовь к омовению. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Когда мусульманин совершает омовение, выходят грехи его из слуха его, и зрения его, и рук его, и ног его. И когда он начинает (молитву), начинает (ее) прощенным» (передал Ахмад). Сын усваивает моральное значение омовения и понимает, что оно необходимо для очищения и тела, и души.
2. Отец объясняет мальчику условия молитвы: ритуальная чистота, прикрытие аурат, обращение лицом к кибле. Он обучает сына отдельным элементам молитвы: произнесению слов «сами’а-ллаху лиман хамида», «аль-хамду лиллях», молитвам ташаххуд и салават, побуждает запомнить наизусть отдельные мольбы.
3. Следует разъяснить сыну, какая обстановка должна быть в мечети и как нужно вести себя в ней. Отец рассказывает мальчику, что мечеть – это дом Аллаха, место встречи благочестивых людей, объясняет, как молятся в мечети, чтобы сын не был застигнут врасплох, когда войдет в нее.
4. Нужно брать с собой сына на пятничную молитву, сделав это еженедельным обычаем. Пусть мальчик надевает особую одежду для этого случая и пользуется особыми ароматами. Неплохо разнообразить мечети, приходить к имаму, который читает недлинные проповеди, или посещать просторные и красивые мечети.
После пятничной молитвы, выйдя из мечети, отец старается побеседовать с сыном о теме проповеди, о том, что мальчик из нее понял.
Если сын не проявляет желания идти в пятницу в мечеть только из-за того, что ему хочется поиграть или что-то в этом роде, то отцу не возбраняется предоставить ему возможность поразвлекаться до тех пор, пока он вырастет, достигнет десятилетнего возраста, осознает благодатность пятничной молитвы и сам захочет пойти на нее.
Таким было мнение Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), который предпочитал оставлять маленьких сыновей в покое и не проявлять к ним строгости, заставляя идти на пятничную молитву. О нем рассказывали, что однажды он вошел в пятницу в мечеть, увидел там мальчика и сказал: «Иди, мальчик, поиграй». – «Но я пришел в мечеть», - сказал мальчик. – «Иди, мальчик, поиграй», - «Но я пришел в мечеть». – «И что, будешь находиться здесь, пока не выйдет имам?» – «Да». В этом рассказе отразилась суть богословско-юридического суждения Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) по данному вопросу, проявилась его дальновидность. Он считал, что не следует испытывать терпение мальчика, принуждая его пребывать в чистоте и долго сидеть, не играя, в ожидании выхода имама, а затем слушать проповедь и исполнять молитву. Шариат не обязывает маленького мальчика к этому, и проявление к нему суровости, принуждение к тому, чего он сделать не в состоянии, отвратят его от мечети, породят неприязнь к ней, и когда он вырастет, ему трудно будет молиться должным образом.
Отцу следует исходить в данном вопросе из позиции авторитетных улемов прошлого. Не нужно заставлять сына, не достигшего десятилетнего возраста, ходить на пятничную молитву. Старайтесь поощрять сына, возбуждать в нем интерес, используя лишь принцип «пряника», но не «кнута». Пусть он занимается своими детскими делами, пока ему не исполнится десять лет или около этого, и лишь тогда надо начать обязывать его.
5. Старайтесь сделать так, чтобы молитва ассоциировалась у сына с какими-то любимыми делами или вещами. Например, собираясь на прогулку, привяжите ее по времени к окончанию послеобеденной или вечерней молитвы и т.п., и тогда мальчик получит стимул к исполнению этой молитвы в положенное время и не забудет о ней, поскольку она привязана к чему-то приятному. Пусть отец постарается увязать все действия, совершаемые совместно с детьми, с расписанием молитв, и тогда дети научатся организовывать время, распределять его в зависимости от распорядка молитв; кроме того, это будет напоминать им о совершении молитв в положенное время. Отец может привить сыну интерес, записав его в кружок при мечети, где он подружится со своими сверстниками, также посещающими кружок.
6. Полезно отметить наступление возраста, когда у мальчика появляются первые религиозные обязанности. Родители должны позаботиться о том, чтобы достижение семилетнего возраста не осталось без особого внимания. В журнале «Валяди» за январь 1999 г. приведен рассказ о саудовской семье, устроившей праздник по поводу достижения сыном семилетнего возраста. Празднование с участием всех членов семьи открыла бабушка, рассказавшая в своем вступительном слове о значении молитвы в исламе, о том, что молитва является одним из основных элементов религии. Затем слово взял дядя, рассказавший о важности приучении детей к молитве.
Мать мальчика сказала журналистам о том, что этот праздник сыграл очень большую роль, пробудив в нем энтузиазм, усилив желание хранить молитву. Она рассказала о том замечательном чувстве, которое охватывает родителей, когда они готовят сына к вступлению в новый этап его жизни, связанный с исполнением молитв.
7. Используйте педагогический прием поощрения и стимулирования.
Когда мы хотим привить ребенку добрые обычаи, следует стараться вознаграждать его за усердие, так как в этом случае в душе его рождается чувство морального удовлетворения.
Награда может быть как осязаемой (например, игрушка, сладости, и т.п.), так и моральной, радующей душу (похвала, улыбка, рассказ о том, как хорошо ведет себя ребенок, в присутствии других людей).
Однако при этом воспитатель не должен забывать о том, что излишняя похвала противоречит нормам поведения в исламе. Этим педагогическим установлением ему также следует руководствоваться. Не нужно говорить чересчур много слов одобрения, так как они могут утратить свою ценность и посеять в детской душе тщеславие и высокомерие.
Не следует также делать денежное вознаграждение основным видом поощрения, поскольку в дальнейшем это может дурно сказаться на психологии ребенка. Поддерживайте равновесие между материальной и моральной сторонами поощрения.
8. Среди моральных средств побуждения детей к молитве можно посоветовать повесить в детской комнате график с расписанием молитв. Пусть мальчик или девочка каждый раз делают пометки в графике об исполнении или неисполнении молитв. Если в доме несколько детей в возрасте от семи лет, можно устроить между ними соревнование и еженедельно давать призы тем, кто был усерднее других в исполнении молитв и посещении мечети в пятницу.
9. Кроме того, можно поручить детям сделать бумажные часы с подвижными стрелками и повесить их в доме, чтобы напоминать всем членам семьи о времени молитвы.
10. Девочку, достигшую семилетнего возраста, можно поощрить к молитве, подарив ей платье, которое бы она надевала во время молитвы.
11. Хотим подчеркнуть, что необходимо неустанно следить за детьми, постоянно напоминать им об их обязанностях в этот период. Господь сделал его достаточно долгим для того, чтобы родители смогли использовать все возможные приемы и средства для приучения детей к молитве, для того, чтобы они исполняли молитвы по собственному внутреннему побуждению, без приказа или просьбы.
12. Родителям не следует прибегать к физическим наказаниям в этом возрасте. Бить детей за невнимание к молитве можно лишь после достижения ими десяти лет.
13. Нужно приучать сына к азану, к исполнению молитв во время семейных путешествий и прогулок. Надо также научить его предстоянию среди своих сверстников во время таких путешествий.
14. Неплохо заснять сына на пленку, когда он призывает на молитву и молится среди своих друзей, и время от времени просматривать эту запись всей семьей.
IV. Период после достижения десятилетнего возраста
Это период наступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчик или девочка достигают совершеннолетия, молитва становится обязательной для мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.
1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные молитвы, которые они не исполнили вовремя.
2. Им также велят исполнять обычные дополнительные молитвы (нафиль) и молитву витр, причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательным молитвам.
3. Дети запоминают поминания и славословия, входящие в молитву, обучаются отдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончании молитвы в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ее элемент.
4. Отец заботится о том, чтобы регулярно брать сына на общую молитву, и приказывает ему посещать ее. Участвуя в общей молитве, мальчик, помимо привыкания к исполнению самой молитвы, приучается находится среди массы мусульман, знакомится с выдающимися улемами, обучается правилам поведения во время выслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.
В позднем детском возрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать в богослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в мечетях. Отец должен использовать эту склонность и развивать ее, применяя разнообразные педагогические приемы.
5. Об одном из средств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к молитве, рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки из рассказа одного мусульманина, помещенного в журнале:
«Я всегда помню теплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Ее тепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, с которым я всегда ходил в мечеть…
Всякий раз, вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын с младенческих лет привыкал к молитве… Я много работал над ним, но сложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и очень забывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняет обязательных молитв, если ему об этом не напомнят. Особенно часто это случается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьев и сестер. Мне пришла в голову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру молитве и следил за ней, когда она исполняет все молитвы. И результат был замечательным для них обоих! Приготовясь к молитве и надев специальное платье для этого, сестра всегда звала его, чтобы помолиться вместе. Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».
6. Купите книги или кассеты, в которых говорится о значении молитвы, и читайте или прослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время таких обсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснения значимости молитвы.
7. Родителям следует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте были благочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы молиться и неукоснительно придерживались распорядка молитв: ведь, как говорится, с кем поведешься, у того и наберешься.
8. Если сын, достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательной молитвы, отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление, ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажется недостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына, перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленных вещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект и для большинства детей окажется достаточным, избавив родителей от необходимости прибегать к физическому воздействию.
Здесь нужно сказать несколько слов о наказании в педагогических целях.
Вопреки распространенному мнению, воспитание не предполагает обязательного битья, суровости, унижения ребенка. Оно лишь предполагает оказание ему помощи с тем, чтобы он достиг максимума совершенства. Наша религия избавила маленьких детей от религиозных обязанностей и рассматривает наказание как средство, помогающее воспитателю справиться с детьми, которых может исправить только физическое наказание, причем только по достижении совершеннолетия. Об этом свидетельствуется в хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорит: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее, когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Из этого хадиса явствует, что нельзя бить ребенка с целью приучить его к молитве до тех пор, пока ему не исполнится десять лет; предпочтительно, чтобы воспитатель обходился при этом без физического воздействия.
А. Из других наставлений Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – дать ребенку почувствовать авторитет семьи, ее готовность наказать совершающего проступки. В достоверном хадисе говорится: «Повесьте плеть так, чтобы видели ее обитатели дома, ведь в ней – их воспитание» (см. Полное собрание достоверных хадисов), так что один вид плети избавляет от необходимости применять ее.
Б. Наказание отнюдь не всегда предполагает причинение боли. Легкое порицание или ужесточение тона в разговоре с благовоспитанным ребенком, которого редко наказывают, дают такой же эффект, какой дает сильное физическое наказание в случае с ребенком, который привык к такому воздействию. Чем сильнее наказание, тем слабее оно действует на ребенка, а порой даже приводит к появлению у него чувства протеста и нарастающего душевного смятения.
В. Наказание должно соответствовать возрасту и следовать непосредственно после проступка.
Г. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наказание принимало форму издевки, очернения, давания оскорбительных прозвищ. Сказано Всевышним: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! А кто не обратится, те – несправедливые» (49 : 11). Как далеки от этого божественного наставления те, которые называют своих детей «слепыми» и «безногими», оскорбляя их достоинство, или позорят их, несправедливо обзывая «лгунами», «ворами» и т.п.
Д. Нашими правоведами установлены пределы, которые нельзя переходить воспитателям, применяющим физические наказания. Необходимо избегать ударов по лицу и таких ударов, которые могут оказаться смертельными. По сообщению Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал «Если бьет кто-нибудь из вас, пусть избегает лица», ведь цель состоит в том, чтобы образумить, а не убить. Кроме того, не следует бить по одному и тому же месту.
Ж. Во всех случаях следует соблюдать последовательность и принцип равного, справедливого отношения к детям, избегать предвзятости, которая ожесточает сердца. Несправедливое наказание может принести только вред.
З. Наказание за проступок, совершенный впервые, должно быть мягким, за исключением тех случаев, когда воспитатель сочтет, что проступок слишком серьезен и нужно строжайшим образом предотвратить его повторение. В таком случае не возбраняется применить суровое наказание, чтобы вина не показалась небольшой. Если ребенка наказывает один из родителей, необходимо, чтобы второй родитель был с ним солидарен, ибо иначе пользы от наказания не будет. При этом надо дать ребенку почувствовать, что наказание преследует целью не выместить на нем зло, а помочь ему, что оно применяется в его же собственных интересах. В противном случае у ребенка может случиться определенное отклонение: он специально будет провоцировать родителей, чтобы получать удовольствие, глядя, как они сердятся и злятся на него. При этом он будет чувствовать удовлетворение от того, что ему, маленькому, удалось вызвать возмущение у взрослых.
Поэтому разумный отец обязан соблюдать определенную последовательность при наказании ребенка. Вначале он должен, например, воздержаться от поощрения, затем отвернуться и дать понять, что он недоволен ребенком, затем строго поговорить или прикрикнуть на него, затем оставить его и перестать с ним общаться, затем лишить его каких-нибудь любимых занятий или предметов и так далее, и лишь в самом конце прибегать к физическому воздействию, и здесь последовательно переходя от слабых ударов к более сильным. Эти последние и являются самым строгим видом наказания.
В данном вопросе следует по возможности пытаться избегать физического воздействия на ребенка вообще, вне зависимости от его возраста. Однако если уж такое воздействие становится необходимым, то необходимо применять его в такое время, когда ребенок понимает смысл наказания, его причину, осознает, что он заслужил его, причем только после того, как ему пригрозили таким наказанием. Придерживаясь вышеприведенной последовательности, отец должен заботиться о том, чтобы ребенок не почувствовал, что на нем вымещают зло или мстят ему; нужно, чтобы он связывал проступок с наказанием, давал себе ясный отчет в том, почему его наказывают. Если отец начал наказывать сына и тот воззвал за помощью к Аллаху, отцу не следует длить наказание; полезнее прекратить его, чтобы в душе ребенка укрепилась мысль о величии Аллаха. Ведь шариат порицает битье раба, помянувшего Аллаха, и тем более это правило распространяется на сына.
Нельзя бить ребенка при других людях, особенно при его сверстниках, так как это может причинить серьезную душевную травму.
V. Как быть с сыном, если мы увидим, что он один раз не помолился?
Это последний момент, на котором нужно остановить внимание. Здесь стоит вопрос о том, можно ли следить за ребенком, шпионить за ним, публично обличать его за ошибку, обнаруживать его тайны. По этому поводу имам аль-Газали, упомянув о важности поощрения и вознаграждения ребенка за благие дела, говорит следующее: «…Если же единожды он поступил не так, то следует пренебречь этим, не врываться в его секреты, особенно если это секрет мальчика и если он старался скрыть его. Быть может, если тайна останется нераскрытой, это принесет ему большую пользу. В этом случае, если он повторит проступок, его следует наказать втайне, показав ему, как велика его ошибка». Здесь мы видим сочувствие и сострадание к мальчику. Ведь не каждый проступок требует наказания и крика. Это справедливо даже для домашней скотины, что уж говорить о человеке, обладающем достоинством. Упоминалось, что госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах!) ехала верхом на верблюде; тот заартачился, «и она стала бить и понукать его. Тогда сказал ей Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Ты должна иметь снисхождение» (передал Муслим). Если мусульманину повелевается быть снисходительным к верблюду, то что же говорить о собственном сыне?!
И заключительные наши слова:
Хвала Аллаху, Господу миров!
Всевышний сказал:
«О вы, которые уверовали! Охраняйте самих себя и свои семьи от Огня...» (Запрещение, аят 6).
Мать и отец, учитель и общество несут ответственность пред Аллахом за воспитание данного поколения. Если его воспитают хорошо, оно будет счастливо, и воспитатели будут счастливы в ближней и последней жизни. Если же они проявят небрежность в воспитании, то поколение будет несчастным, а на них самих ляжет грех. По этому поводу в хадисе говорится:
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас отвечает за своего подопечного». (Хадис согласован).
Добрая весть для тебя, учитель, содержится в следующих словах Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
«Клянусь Аллахом! Лучше для тебя, чтобы Аллах, благодаря тебе, наставил на правильный путь одного человека, чем иметь красных верблюдов». (Красные верблюды особо ценились у арабов). (Рассказал аль-Бухари). Добрая весть и для вас, родители, в этом достоверном хадисе:
«Когда умирает человек, то его деяние прекращается, за исключением трех вещей: непрекращающаяся милостыня, добрые деяния, которые приносят пользу даже после его смерти, либо благоверный потомок, который будет молиться за него». (Рассказал Муслим).
Прежде всего, о воспитатель, следует улучшить самого себя. Хорошее в детях будет от твоих хороших поступков, а безобразное — от твоих плохих поступков. Самое лучшее воспитание для детей — хорошее поведение их учителя и их родителей. При этом мы должны уделять внимание следующему:
1. Научить ребенка произносить призыв «ля иляhа илля-ллаh ва Мухаммад расулю-ллаh» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха), и объяснить его значение, когда ребенок подрастет.
2. Внедрять в душу ребенка любовь к Аллаху и веру в Него, так как только Аллах Единственный — наш Создатель, Благодетель и Спаситель. Он не имеет сотоварищей и является по праву объектом поклонения.
3. Возбуждать у детей желание попасть в Рай, который предназначен для тех, кто молится, постится, слушается родителей и делает угодные Аллаху дела. Предостерегать их от геенны огненной, куда попадают те, кто прекращает молиться, проявляет непослушание родителям, гневит Aллаhа и прибегает к суду помимо Его законов, присваивает чужое имущество путем обмана, лжи, ростовщичества и других нечестных способов.
4. Приучать детей к тому, чтобы они обращались с просьбами только к Аллаху, как этого требовал Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) от своего племянника:
Если просишь, то проси Аллаха, а если обращаешься за помощью, то обращайся только к Аллаху». (Рассказал ат-Тирмизи и сказал, что хадис хороший, достоверный).
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАМАЗУ
1. Мальчиков и девочек следует начинать обучать намазу уже в раннем возрасте, чтобы они привыкли к нему и считали его необходимостью в более старшем возрасте, в соответствии со словами Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в достоверном хадисе:
«Начинайте учить детей намазу, когда им исполнится семь лет. Когда им исполнится десять лет, бейте их, если они оставят намаз, и укладывайте спать детей в разные постели». (Достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джамиа» аль-Альбани»).
Обучение детей осуществляется путем совершения перед ними омовения перед намазом, самого намаза, препровождения их в мечеть и побуждения их к приобретению книги о намазе и способах его совершения, чтобы вся семья дома научилась намазу. Выполнение всего этого требуется от родителей и учителя, а за проявление нерадивости и небрежности в обучении накажет Аллах.
2. Обучение детей Корану следует начинать с суры «аль-Фатиха» («Открывающая Книгу») и коротких сур, а также с запоминания «ат-Тахиййат» (Приветствие Аллаху и прославление Его) для намаза, так как «аль-Фатиха» и «ат-Тахиййат» входят в состав намаза). Необходимо, кроме того, чтобы у них был специальный учитель для обучения чтению Корана нараспев, запоминания его наизусть и запоминания хадисов.
3. Побуждать детей к участию в пятничном совместном намазе за мужчинами в мечети. При этом следует проявлять снисходительность и мягкость при исправлении их ошибок, не кричать на детей, чтобы они не бросили молиться, что было бы нашим общим грехом. Если мы вспомним наше детство и наши забавы, то извиним их за их ошибки.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЗАПРЕТНОГО
1. Детей следует предостерегать от впадения в неверие, от ругани, проклятий, непристойных слов, объясняя им вежливо, что впадение в неверие причиняет убытки и ведет в Ад. В присутствии детей мы должны быть сдержанными в высказываниях, дабы служить им хорошим примером.
2. Предостерегайте детей от всех видов азартных игр, в том числе от участия в лотерее, от игры в нарды, даже для развлечения, так как все эти занятия разжигают страсти и соперничество, ведут к потере времени и денег, отвлекают от намаза.
3. Запрещайте детям читать порнографические журналы, рассматривать изображения голых людей, смотреть детективные и эротические фильмы как в кинотеатрах, так и по телевидению, ввиду их вредного влияния на нравы детей и на их будущее.
4. Предостерегайте мальчиков от курения, поясняя им, что врачи пришли к общему мнению относительно вредности курения для здоровья и его связи с заболеваниями раком. Курение, кроме того, портит зубы, вызывает плохой запах изо рта и ослабляет грудь. Он него нет никакой пользы. А потому запрещено употреблять и продавать табак. Рекомендуется вместо курения употреблять фрукты и цитрусовые.
5. Приучайте детей к правдивости в словах и в поступках. Не говорите им лжи даже в шутку. Если пообещали им что-либо, следует выполнить обещание. Об этом говорится в достоверном хадисе:
«Есть три признака лицемерия: если сказал и солгал, если пообещал и не выполнил, если тебе доверились и ты предал» (Достоверный, согласованный хадис).
6. Не позволяйте детям получать средства такими запретными способами, как взятка, ростовщичество, воровство, обман. Полученные такими способами средства являются причиной их бед, недисциплинированности и неповиновения детей.
7. Не молите, будучи разгневанными, о ниспослании на детей погибели или наказания, так как молитва о добре и зле может быть услышана и выполнена, что лишь ухудшит дело. Лучше сказать сыну: «Да исправит тебя Аллах!»
8. Предостерегайте детей от ширка (придания Аллаху сотоварищей), что может быть в форме молитвы не Аллаху, а покойникам, обращения к ним с просьбой о помощи, ибо покойники — это рабы, которые не приносят ни зла, ни пользы. Всевышний ведь сказал:
«И не призывай помимо Аллаха того, кто не поможет тебе и не повредит! А если ты это сделаешь, то ты будешь тогда неправедным» [то есть многобожником]. (Йунус, аят 106).
ПОКРЫВАЛО И ЗАВЕСА
1. Девушку следует заставлять прикрываться с раннего возраста, чтобы она делала это и будучи взрослой. Ей нельзя надевать ни короткое платье, ни брюки или рубашку, так как в этом случае она будет походить на мужчину и безбожника и лишь только будет соблазнять мужчин.
Когда девочке исполнится семь лет, мы должны приказать ей покрывать свою голову, чтобы прикрыть волосы, а когда она достигнет совершеннолетия, ей следует прикрывать и свое лицо, а также одеваться в длинные широкие темные одежды, закрывающие все ее тело и охраняющие таким образом ее честь. Именно Коран призывает всех верующих женщин использовать покрывало:
«О Пророк, скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чтобы их узнать, различать и не подвергать оскорблениям» (Сонмы, аят 59).
Аллах Всевышний запрещает верующим женщинам выставлять напоказ свою красоту:
«...и не выставляйте свою красоту напоказ, подобно тому, как это делалось в период аль-джахилийи» (доисламский период) (Сонмы, аят 33).
Требуйте от детей, чтобы они одевались соответственно своему полу, так, чтобы мужчина отличался от женщины, чтобы они избегали одежды иностранцев, в том числе узких брюк, и не допускали прочих вредных привычек. В достоверном хадисе говорится:
«Проклял пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам. Проклял мужчин, ведущих себя как женщины, и женщин, ведущих себя подобно мужчинам». (Рассказал аль-Бухари). Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто подражает какому-либо народу, к нему и принадлежит». (Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом).
НРАВЫ И КУЛЬТУРА
1. Приучайте ребенка использовать правую руку, когда он берет или дает что-либо, когда он ест или пьет, пишет или приветствует гостей. Обучайте его тому, чтобы он любое дело начинал с упоминания Аллаха, особенно перед принятием пищи (и есть и пить он должен сидя), а по завершении дела он должен сказать: «Аль-хамду лиллаhи» (Хвала Аллаху!).
2. Приучайте ребенка к чистоте, к тому, чтобы он стриг ногти, мыл руки перед едой и после нее. Чтобы правильным был намаз ребенка, научите его подмываться, пользоваться туалетной бумагой или водой после того, как помочится. Приучайте его не пачкать свою одежду.
3. Советы детям следует давать в деликатной форме, наедине, не позорить их, если они допустили ошибку, а ежели они проявят упрямство, не разговаривайте с ними в течение трех дней, но не больше.
4. Велите детям умолкнуть, когда раздастся азан (призыв на намаз), и повторять слова муазина. Затем велите благословить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и произнести следующее вступление к молитве:
«О Аллах, Господин этого полного призыва и совершаемого намаза! Дай Мухаммаду «василя» [высшую ступень в Раю], пошли ему место похвальное, которое Ты обещал ему». (Это место и положение в Судный День, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет оказывать заступничество за людей перед Аллахом, чтобы Аллах начал с ними Суд после долгого и мучительного ожидания)». (Рассказал аль-Будри).
5. Каждому ребенку, если есть такая возможность, предоставьте отдельную постель. Если же такой возможности нет, то — отдельное одеяло. Самым лучшим способом было бы выделение комнаты для девочек и комнаты для мальчиков, дабы сохранить их нравственное здоровье.
6. Приучайте детей не бросать мусор на дороге и поднимать с пути то, обо что можно споткнуться.
7. Предостерегайте детей от плохих товарищей и не позволяйте им долго оставаться на улице.
8. Приветствуйте детей в доме, на улице, в школе фразой: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-ллаhи ва баракатукум».
9. Требуйте от ребенка, чтобы он хорошо относился к соседям и не доставлял им хлопот.
10. Приучайте ребенка проявлять гостеприимство и уважение по отношению к гостям.
ДЖИХАД И МУЖЕСТВО
1. Желательно специально организовать совместно со всеми членами семьи и учениками чтение учителем жизнеописания Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, дабы дети познали, что он — мужественный вождь, что его сподвижники, такие как Абу Бакр, Осман, Омар, Али и Муавия, завоевали нашу страну и вывели нас на правильный путь, что они победили благодаря своей вере, своему Джихаду и деятельности согласно Корану и Сунне и благодаря своей высокой нравственности.
2. Воспитывать детей следует в духе мужества и щедрости, приучать их повелевать доброе и запрещать дурное и не бояться никого, кроме Аллаха. Нельзя пугать их ни ложью, ни домыслами, ни темнотой.
3. Вселяйте в души детей чувство мести к иудеям и угнетателям, воспитывайте в них веру, что наши юноши непременно освободят Палестину и Иерусалим, когда возвратятся к учению Ислама и к Джихаду. Они победят — с позволения Аллаха!
4. Следует приобрести исламские поучительные книги, такие, как серия рассказов о Коране, житие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассказы о героях-сподвижниках Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и о мужественных мусульманах.