Различные формы Слова Божьего
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Что означает выражение «Слово Божье»? В Библии эти слова имеют несколько значений.
А. «Слово Божье» как личность: Иисус Христос
Иногда о Сыне Божьем в Библии говорится как о «Слове Божьем». Иоанн видит воскресшего Господа Иисуса на небесах и говорит: «Имя Ему: Слово Божие» (Отк. 19:13). Также в Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слою, и Слово былоу Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Очевидно, что Иоанн здесь говорит о Сыне Божьем, так как в ст. 14 сказано: «И Слово стало пло-тию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Только здесь (и еще, вероятно, в 1 Ин. 1:1) говорится о Сыне Божьем как о «Слове», или «Слове Божьем». И все же это указывает на то, что из всех лиц Троицы именно Бог-Сын в Своей личности и Своих словах говорит нам о сущности Бога и сообщает нам Его волю.
Б. «Слово Божье» как речь Бога
/. Повеления Бога. Иногда слова Бога принимают форму властных пове-лений, благодаря которым что-либо свершается или сотворяется. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Своим властным словом Бог сотво-рил даже животный мир: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24). Поэтому псалмопевец и говорит:« Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).
Эти властные, животворящие слова Божьи часто называются Его по-велениями. Повеление Божье — это слово Бога, благодаря которому что-либо происходит. Эти повеления Божьи относятся не только к событиям первоначального творения, но также и к продолжающемуся бытию всех ве-щей, так как мы знаем, что Христос воссел одесную Отца, «держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3).
2. Божьи слова личного обращения. Иногда Бог общается с людьми на зем-ле, обращаясь к ним непосредственно. Подобные случаи можно назвать Сло-вом Божьим личного обращения. Подобных примеров много в Писании. В са-мом начале творения Бог говорит Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию ум-решь» (Быт. 2:16,17). После того как Адам и Ева согрешили, Бог все же вновь напрямую обращается к ним со словами проклятия (Быт. 3:16—19). Другой важнейший пример личного обращения Бога к народу на земле — это дарова-ние десяти заповедей: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Богтвой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:1—3). В Новом Завете, во время кре-щения Иисуса, Бог-Отец говорил голосом с неба: «Сей есть Сын Мой Воз-любленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).
В этих и во многих других случаях, когда Бог изрекал слова личного об-ращения к конкретным людям, слушателям было понятно, что это были слова Самого Бога: они слышали голос Бога, и тем самым слышали слова, обладав-шие абсолютным божественным авторитетом и заслуживавшие полного до-верия. Неверие или неповиновение этим словам означало бы неверие в Бога или неповиновение Ему, т. е. грех.
Хотя слова личного обращения Бога в Писании всегда являются словами Самого Бога, они также и «человеческие» слова, в том смысле, что они произ-носились на обычном человеческом языке, который можно было восприни-мать непосредственно. Тот факт, что эти слова произносились на человечес-ком языке, никоим образом не ограничивает их божественности или автори-тета: они все равно остаются словами Бога, произнесенными голосом Самого Бога.
Некоторые богословы говорили, что поскольку человеческий язык все-гдадо определенной степени «несовершенен», то любое высказывание Бога, обращенное к нам на человеческом языке, также ограничено в авторитете и истинности. Однако эти и многие другие отрывки, где Бог лично обращается к людям со словами, доказывают обратное. Неверие даже в часть этих слов или неповиновение им означало бы неповиновение Самому Богу.
3. Слова Божьи как речь, произнесенная человеческими устами. Часто в Писании Бог избирает пророков, через которых Он говорит. И вновь очевид-но, что, хотя это и человеческие слова, произнесенные на обычном человечес-ком языке, обычными человеческими существами, авторитет и истинность этих слов нисколько от этого не уменьшаются: они также полностью являют-ся словами Божьими. Бог говорит Моисею:
Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти (Втор. 18:18—20).
Почти то же самое Бог сказал и Иеремии: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Бог говорит Иеремии: «Все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1:7; см. также: Исх. 4:12; Чис. 22:38; 1 Цар. 15:3,18,23; 3 Цар. 20:36; 2 Пар. 20:20; 25:15,16; Ис. 30:12-14; Иер. 6:10-12; 36:29-31 и др.). Любого че-ловека, утверждавшего, что он говорит от Господа, но не получившего от Него никакого сообщения, жестоко наказывали (Иез. 13:1—7; Втор. 18:20—22).
Таким образом, слова Бога, произнесенные человеческими устами, люди считали такими же авторитетными и истинными, как личное обращение Бога. Не верить или не подчиняться им значило не верить или не подчиняться Са-мому Богу.
4. Слова Божьи в письменной форме (Библия). Кроме Божьих слов пове-ления, Божьих слов личного обращения и Божьих слов, произносимых чело-веческими устами, в Писании мы также видим много случаев, когда слова Божьи обретали письменную форму. Первый из этих случаев — это дарование двух каменных плит с записанными на них десятью заповедями: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали от-кровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скри-жалях, были письмена Божий» (Исх. 32:16; 34:1,28).
Далее записью занимался Моисей:
И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Леви-иным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет... читай сей закон пред всем Израилем вслух его... чтоб они слушали и учи-лись, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научат-ся бояться Господа, Бога вашего... (Втор. 31:9—13).
Эту книгу, написанную Моисеем, затем поместили рядом с ковчегом Завета: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьми-те сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога ва-шего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31:24—26).
В эту книгу слов Божьих позднее были сделаны добавления: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (Нав. 24:26). Бог повелел Исайи: «Те-перь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки» (Ис. 30:8). Иеремииже Богповелел: «Напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер. 30:2; ср.: Иер. 36:2—4, 27—31; 51:60). В Новом Завете Иисус обещает Своим ученикам, что Святой Дух приведет к ним на память те слова, которые Он, Иисус, говорил им (Ин. 14:26; ср.: 16:12,13). Павел говорит, что слова, которые он пишет корин-фянам, — это «заповеди Господни» (1 Кор. 14:37; ср.: 2 Пет. 3:2).
И вновь следует отметить, что эти слова считались словами Самого Бога, несмотря на то что они были записаны в основном человеческими существами, и всегда на человеческом языке. И все же они являются аб-солютно авторитетными и абсолютно истинными: не повиноваться или не верить им — это серьезный грех, который навлекает суд Божий (1 Кор. 14:37; Иер. 36:29-31).
Запись слов Божьих дает большие преимущества. Во-первых, она обес-печивает гораздо более точную передачу слов Бога последующим поколе-ниям. Человеческая память и устная традиция — гораздо менее надежные способы (ср.: Втор. 31:12,13). Во-вторых, постоянное изучение записанных слов дает возможность тщательно исследовать и обсудить прочитанное, а это ведет к лучшему пониманию и более полному повиновению. В-треть-их, записанные слова Божьи доступны гораздо большему количеству лю-дей. Они могут быть изучены любым человеком в любое время; не только теми, кто выучил их наизусть или присутствовал при их устном воспроиз-ведении. Таким образом, при записи слов Божьих достигается надежность, постоянство и доступность. При этом не возникает сомнений в их автори-тете и истинности.