Служение божией матери человеческому спасению в христовой церкви
ПРЕДИСЛОВИЕ
Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.
Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.
Задачей исследователя литургических творений является извлечение наиболее характерных и существенных данных о деятельности Божией Матери в земной Церкви. Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в целом дает:
1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на верующих.
2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и
3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном и Богом.
Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной выразительностью.
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ
Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.
Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты [1]. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым [2]. Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству [3]. Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской сладости [4], в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей над нераскаянными грешниками [5].
Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений [6].
Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять приводит прельщенных к Богу [7], развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во Христе [8]. Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи [9]. Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во Христа [10]. Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание спасения людей [11], Родившая Бога милует мир Его [12].
Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа человечества и во все века его бытия [13]. Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости [14]. Она - Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная, всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная [15], гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая, чистая Горлица [16], Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно, демонам страшно [17]. Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой [18]. Для бесов - Она — язва [19].
Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова [20]. Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной хвалы Ее благодати [21] и безмерной любви Ее к Богу и людям [22].
Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь Света чаще всего за:
1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,
2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и
3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.
1.
Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет, исходящий от Троичного Божества.
Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами [23]. Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет "блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати" [24]. Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих [25] и вдыхает в них благоухание благодати [26]. Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа[27] и обновляется [28].
Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной [29].
2.
По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух покаяния [30].
Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление [31]. В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, [32] успокоение и утешение грешных [33], Подательница их осужденному естеству прежней красоты [34]. Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным [35] и умиротворяет их дух [36]прощением грехов [37].
Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа [38], Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти [39], возвращение их ко благочестию и духовной высоте [40].
Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь [41].
3.
Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели [42]. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро [43], облегчение человеческих страданий постоянно [44]. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан [45], в защите их от горя и несчастий есть подлинно "Нерушимая стена"[46]. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению [47].
Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви можно обобщить в форме следующих положений:
1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся грешников и даровании им благословения Божия;
2. Действует Христовою силою;
3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;
4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;
5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.
ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.
От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров [48], и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света [49] - это есть благодать Христа - Бога Слова [50], которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней [51], и попаляет в них колючий терновник страстей [52]. Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила [53], преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа [54].
В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований [55]. Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников [56] и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой [57]. Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иcсохших от греха и печали [58]. Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца [59], и показывает их жилищами света [60]. И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о верующих во Христа, посещение [61], целение и духовное питание их [62].
Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад [63], укрощает бурю и волнение страстей [64]. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения [65], обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются [66] от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.
В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума [67]. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений [68], исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам [69].
При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни [70] и избегать коварных советов и ловлений диавола [71]. Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли [72] в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов [73], приводит в бездействие диавольские прельщения [74] и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний [75]. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте [76] разуметь тайну личного спасения [77].
Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств [78], богобоязненным [79], успокаивают его от смущении [80].
Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу [81]. И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда [82] услаждение своей сердечной горечи [83] нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет [84], жестокие - сокрушает [85], загрязненные греховной чернотой просветляет [86], объятые густой печалью - утешает, стесненные расширяет [87], обремененные тяготой облегчает.
В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые - смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные [88], целит Ее порочное тление [89] и прокажение, тушит в ней угли страстности [90], укрепляет ее на добро [91]. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных [92] и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями [93].
Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность Ее злобой [94], от чего "блудный нрав" человека исправляется [95], малодушие в испытаниях сменяется терпением [96].
Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях.
Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму - целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.
ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА ЗА НИХ
Святейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим спасения [97], бездну щедрот и безбрежное море благодати[98]. Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен на призывающих Ее во всем мире [99]. Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах [100] и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.
Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня [101] и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям [102].
Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей [103] и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам [104].
Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом [105]. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, - всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие [106], Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла [107].
Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров [108]. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями [109].
Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:
"Я, - восклицает грешник к Богоматери, - впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты - умилостивление за грешников и очищение" [110].
"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни" [111]. "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами" [112]. "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей" [113]. "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни" [114]. "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" [115]. "Ты - мне просвещение, Ты - мне избавление, радование. Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная" [116]. "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения" [117].
Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати [118]. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений [119].
Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания [120], малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов [121].
До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их [122], требования помощи [123], слышны даже несовершенные "худые" молитвы [124], исповедание "тайн грехопадений" [125].
Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей [126] и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти [127]. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни [128], избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом [129], и соделал храмами Св. Духа [130]. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.
Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву [131].
Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям [132]. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами и одевает световидною ризою спасения [134]. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем [135], благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений [136].
Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов[137].
По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою [138], но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них [139]. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству [140]. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие [141], являемое кающимся грешникам [142].
В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей [143], от сетей диавольской злобы [144] и из разных состояний гнетущей скорби [145]. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения [146]. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава [147], душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей [148] и связывает любовью к Богу [149]. Вводя грешную душу в общение невечернего света [150], Она отгоняет от нее дремоту уныния [151], разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами [152] от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия [153]. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу [154] и от Него изливает на них елей Божественной благости [155] и сладкое утешение [156].
Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.
Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах [157] и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере [158].
Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении [159]. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла [160]. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.
Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:
1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.
2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.
3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются Спасителем.
4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет небесного отечества святых.
Дева - Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица - вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она - слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего. Святитель Григорий Палама
.Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны. Святитель Иоанн Златоуст
Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.Преподобный Ефрем Сирин
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам. Преподобный Никодим Святогорец
Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты. Святитель Амвросий Медиоланский.
В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать. Никифор Каллист
Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления.Святитель Дионисий Ареопагит
Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых - тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Епископ Феофан Затворник
Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас". Епископ Игнатий (Брянчанинов)
Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, избил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного гостя. Белено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле, навстречу иконе, И чудо совершилось. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи... Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. "Эта Дева,- сказали они,- Заступница русских, Мать христианского Бога... Ее сила неодолима". Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. "Бежал Тамерлан, говорит летописец, гонимый силой Пресвятой Девы". Московский Патерик