Намерение. -желание приблизиться к Аллаху эти постом.
Намерение два вида:
1. Ради кого
2. Определение дела (какое именно, например желательное или обязательное)
Намерение с ночи необходимо, для каждого обязательного поста
Когда делать намерение на пост:
Хадис Хафсы бинт Умар «Тот, кто ночью не вознамерился поститься, у того нет поста»[10]
Достаточно ли одного намерения на весь рамадан:
Достаточным будет сделать одно намерение на весь рамадан при условии, что пост за этот месяц ни разу не прервется. Пример: наступление хайда, сафар, болезнь и т.д. Если прервался, нужно возобновить намерение.
Намерение должно быть в сердце, а не на языке. Тот, у кого в сердце возникло желание поститься завтра, то тот уже вознамерился. И это устраняет наущения.
Признаком намерения является то, что человек ставит будильник на утро итд.
Если человек сказал: «я буду завтра поститься иншаАллах»
1. Он сказал это с возвеличиванием и надеждой на Аллаха, то это ему не повредит.
2. Если он сказал это с сомнением и неуверенностью, то пост от него принят не будет и не будет правильным, т.к. намерение должно быть твердым.
Если человек скажет 29 шаабана: «если завтра пост, то пощусь если нет, то разговляюсь»
Шейх Ибн Усеймин говорит: такому человеку не навредят его слова и пост будет действительным, т.к. сомнения у него не в том, чтобы поститься, а в наступлении рамадана (видении луны).
Тот, кто днем рамадана твердо вознамерился поесть и прервать пост, но не поел – пост его нарушается как сказало большинство ученых, т.к. намерение оборвалось.
При этом сюда не входит постоянная внутренняя борьба человека, речь идет о твердом намерении. Например, если увидел прохладную воду и подумал, вот бы попить! Это не вредит ему
Тот, кто вознамерился поесть днем рамадана, затем передумал – его пост правильный и он продолжает поститься.
Мнения относитально того, кто не знал о наступлении Рамадана и поел.
1-мнение. Как только он узнал о том, что наступил Рамадан, с этого момента делает намерение и этот день ему засчитывается. Такой человек не восполняет пост. На этом мнении: Ибн Хазм, Ибн Теймиййа и ибн аль-Қаййим.
1-довод. Они ели по незнанию и это оправдание
2-довод. Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) в день ашура сказал: «тот, кто поел пусть поститься, а тот, кто не ел пусть не ест и поститься». Этот пост был фардом в День Ашура и эти люди не делали намерение с ночи.
2-мнение.Пост такому человеку не засчитывается и на нем восполнение. Также остаток дня он воздерживается от еды.
1-довод. Шариатский пост – это пост включающий 2 вещи: намерение и воздержание с целью поста. У такого человека не было ни первого, ни второго. Такой оправдан в том смысле, что на нем нет греха. Однако он обязан восстановить этот день.
Дополнительно к этому:
1.Человек который с ночи вознамерился, затем поел днем из-за того, что не знал о наступлении дня рамадана. Он оправдан и его пост примется.
Далиль хадис Ади ибн Хатима.
2.Тот, кто не делал намерение на пост ночью, но днем не ел и не пил, а когда узнал о наступлении рамадана начал воздерживаться его пост не считается правильным.
Тем более у того, кто с ночи не намеревался поститься, затем еще и ел и пил пост не будет правильным.
Ответ на хадис о дне Ашура:
Брать далиль с этого хадиса не считается правильным по нескольким причинам:
1.Разногласие среди ученых относительно хукма поста в День Ашура.
2.Если предположить, что пост в день Ашура (который соблюдали до того как рамадан стал фардом) являлся фардом, то ученые единогласны в том, что его хукм сейчас – мустахаб. Т.е. хукм относительно Ашуро был отменен и пришел Рамадан с новым своим хукмом.
3.Не приходят доводы на приказ возмещать день Ашура, чтобы сказать что пост тех кто поел в рамадан и не намеревался с ночи, действительный. Но приходят доводы относительно возмещения рамадана.
4.Если принять это мнение, то выходит что пост любого человека, который сначала поест, а затем сделает намерение на пост будет правильным. Никто из ученых не говорил такое.
5. До того момента когда Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям), в День Ашура приказал поститься пост еще не был вменен в обязанность и никто не знал о нем ночью, в отличии от рамадана, про который уже все знают заранее. Например тот, кто принял ислам в день рамадана то поститься оставшуюся часть дня и не восполняет т.к. с ночи он не был для него обязательным.
С какого времени необходимо начать поститься:
С времени настоящего фаджра.
Фаджр бывает настоящим и не настоящим.
Хадис Самуры Ибн Джундуб Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) сказал «пусть вас не введет в заблуждение азан Биляля и это когда вертикальная белизна — вот так появиться на горизонте, пока не выйдет белизна горизонтальная показал рукой вот так вот[11]» Это своей рукой объяснил Хаммад ибн Зайд и сказал: «т.е. по ширине».
Когда начинаем воздерживаться от еды:
1.Когда увидим правдивый рассвет.
2.Когда услышим азан от достоверного муаззина Хадис «Поистине Биляль дает азан ночью, ешьте и пейте пока не услыште азан ибн умм Мактума ведь он не дает азан пока не начнется фаджр» (Бухари, Муслим)
Первый фаджр появлется примерно за 45-60 мин до наступления настоящего фаджра. Шейх Ибн Усеймин
Ифтар
Ифтар связан с 3 причинами:
1.Приход ночи с востока
2.Уход дня с запада
3.Полный закат солнца
Хадис Бухари/Муслим Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) сказал:
«Если ночь пришла оттуда (показывает рукой восток), и день закончился там (показывает рукой запад), и зашло солнце, то постящийся разговляется».
Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) упомянул эти три вещи, чтобы оттолкнуть догадки и заблуждения. Время ифтара начинается когда собрались эти признаки и то что светло не влияет.
Передает Абдулла ибн Абу Ауф «Мы вышли с Пророком Солла Ллаху алейхи уа саллям в сафар (в Рамадане) и в дороге, когда зашло солнце, он приказал одному из людей: «спешься и размешай еду». Тот ответил: «но ведь еще день. Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям снова приказал «спешься и размешай еду», он снова ответил: «но ведь еще день», тогда Пророк в третий раз сказал ему «спешься и размешай еду». На третий раз он спешился (по одной из версий это был Биляль[12]), размешал еду. Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям попил, а затем указав рукой на восток сказал: «Если вы видите, что ночь подступила от сюда то пришло время разговения[13]»[14]
Если кто-то скажет, что будет разговляться если он не видит солнца, не смотря на остальных. И приводит в доказательство хадис. Он сказал «если бы я залез на верблюда, то увидел бы солнце[15]».
Ответ ему: Хадис означает что солнце вот-вот зашло. Так как Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям сам был на верблюде. А также когда Пророк постился он велел человеку залезть на возвышенность, чтобы тот свидетельствовал закат солнца и когда он говорил, что солнце зашло они разговлялись[16]. Это указывает, что Пророк Солла Ллаху алейхи уа саллям учитывал заход солнца с возвышенности, а не с земли.
Сунны поста:
1 Сухур:
Хукм сухура – мустахаб. Согласно единогласному мнению ученых,
Которое передали ибн Хаджар и ибн Мунзир.
«Делайте сухур так как в этом (в сахуре) баракат[17]»
В чем заключается баракат:
1. Подкрепление организма для поклонения в течении дня.
2. Следование сунне Пророка Солла Ллаху алейхи уа саллям.
3. Тот кто встает на сухур просыпается до фаджра, совершает ночной намаз, поминает Аллаха, взывает к нему в это благословенное время и совершает фаджр в джамаате.
4. Сухур это поклонение за которое ты получаешь награду.
Сахур – это еда, которую ты употребляешь во время сухура.
Время сухура:
До появления фаджра
Тот, перед которым поставили еду и начался азан:
1.Еда стоит на столе – не ест. «ешьте и пейте пока не услыште азан ибн умм Мактума»
2. Взял еду в руки – ест то что в руке. Если уже взял чашу или кусок.
Довод: хадис Абу Дауд «если вы слышите азан и в руке у вас чаша, то не ставьте ее пока не удовлетворите свою нужду…»