VIII. Возрождённый человек получает новую волю и новый разум.
601. Современной церкви известно, как из Слова, так и по рассудку, что возрождённый человек обновляется, или становится новой личностью. Вот отрывки из Слова, доказывающие это:
Сделайте себе новое сердце и новый дух; зачем вам умирать, дом Израиля? Иез. 18:31.
Дам вам сердце новое и дух новый внутри, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой. Иез. 36:26,27.
Отныне мы никого не знаем по плоти. Так что, если кто во Христе, то он - создание новое. 2 Кор. 5:16,17.
Новое сердце в этих отрывках означает новую волю, а новый дух - новый разум. Ибо сердце в Слове имеет значение воли, а дух, если связан с сердцем, имеет значение разума.
Доводы рассудка состоят в следующем: когда человек возрождён, у него новая воля и новый разум, потому что эти две способности делают его человеком, и именно они возрождаются. Поэтому каждый таков, каков он в отношении этих двух его способностей. Если его воля зла, то и он сам злой, а тем более, если его разум благоприятствует злу; и наоборот - если воля его добра. Одна лишь религия делает человека новым и возрождает его. Религии отведено высшее место в человеческом уме, откуда она видит внизу себя гражданские вопросы, относящиеся к миру. С помощью них она также восходит в нём кверху, подобно чистому соку дерева, поднимающемуся к его вершине, и с этой высоты ей открывается вид на всё природное, как тому, кто стоит на башне или на горе, открывается вид на равнины внизу.
602. Необходимо знать, что человек своим разумом может возвыситься почти до такого света, каким обладают ангелы в небесах. Но если он не возвышается при этом и волей своей, то он ещё старый человек, а не новый. Ранее я показал, как разум возвышает волю постепенно до своего уровня. Поэтому возрождение - это в первую очередь дело воли, во вторую очередь - разума. Ибо разум человека подобен свету мира, тогда как воля его - теплу. Известно, что не свет без тепла заставляет всё жить и расти, а лишь свет, объединённый с теплом. Что касается нижних областей ума, действительно, в них разум озаряется светом мира, но высшие области - светом небес. Поэтому, если воля не восходит из нижних областей в высшие, и не соединяется там с разумом, она остаётся в мире. Тогда разум устремляется то вверх, то вниз, но каждую ночь возвращается вниз, к воле, и спит с ней, как мужчина с женщиной-блудницей, и порождает двухголовое потомство. Из этого тоже ясно, что если человек не приобретает новую волю и новый разум, он не возрождается.
603. Человеческий ум делится на три области. Нижняя называется природной, средняя - духовной, а высшая - небесной. Возрождением человек поднимается из нижней, или природной, области в более высокую, духовную, а через неё - в небесную. В следующем разделе [607-610] будет доказано, что в уме имеется три области. Поэтому-то человек, который не возрождён, называется природным, а возрождённый называется духовным. Отсюда очевидно, что ум возрождённого человека возвышается в духовную область, и со своего высокого положения может видеть, что происходит в низшем, или природном, уме. Существование низшей и высшей области ума может увидеть и признать каждый, кто обратит хоть малейшее внимание на то, как он мыслит. Ведь он видит то, что мыслит, и поэтому говорит, что думал или думает это или то. Так не могло бы быть, если бы не существовало внутреннего мышления, называемого постижением, которое смотрит вниз на нижний уровень, называемый мышлением.
После того, как судья прослушает или прочитает длинную последовательность обстоятельств дела, составленную адвокатом, он собирает их вместе и образует в высшей области своего ума единую точку зрения, которая даёт ему общее представление. Затем он опускает взгляд в нижнюю область природного мышления, и в ней выстраивает свои доводы в должный порядок, объявляя своё мнение и вынося приговор, соответствующий высшей области своего ума. Кто не знает о том, что человек может в одну-две секунды обдумать и принять решения, для выражения которых при помощи его нижнего ума потребовалось бы около часа? Эти примеры были приведены для того, чтобы показать, что ум человека делится на нижнюю и верхнюю область.
604. Что касается новой воли, то располагается она над старой, в духовной области. То же самое и новый разум, который вместе с новой волей, и она с ним. Они соединены в верхней области, и совместно смотрят вниз на старые волю и разум, устраивая всё в них так, чтобы они были послушными. Кто может не понять, что если бы у человеческого ума была лишь одна область, в которую складывалось бы, перемешиваясь, злое и доброе, а также ложное и истинное, то между ними возникло бы столкновение, как если бы в одну клетку посадили волков и овец, или тигров и телят, или ястребов и голубей? Неизбежным последствием была бы жестокая бойня, в которой дикие звери растерзали бы смирных животных. Вот почему и предусмотрено, чтобы добро и согласные с ним истины собирались в верхней области, где они было бы в безопасности, отражая нападения зла и согласной с ним лжи, и смиряя их оковами и другими средствами, а затем разгоняя их. Именно это имелось в виду в предыдущем разделе под тем, что Господь управляет при помощи небес всем, что принадлежит миру в возрождённом человеке. Высшая, или духовная, область ума человека представляет собой небеса в малом виде, а низшая, или природная область - мир в малом виде. Поэтому древние называли человека микрокосмом (маленьким миром); его можно также назвать микроураносом (маленькими небесами).
605. Возрождённый человек, то есть человек с обновлёнными волей и разумом, находится в тепле небес, которое есть их любовь, и в свете небес, который есть их мудрость, и наоборот, тот, кто не возрождён, довольствуется теплом ада, или адской любовью и тьмой ада, или его безумием. Это в наше время известно, однако этим пренебрегают. Причина в том, что церковь, как она есть в настоящее время, рассматривает возрождение, как придаток к своей вере, а веру, как нечто неподвластное рассудку, почему и всё, что относится к этому придатку, тоже должно быть рассудку неподвластно; а это, как я сказал, включает в себя возрождение и обновление. Они, а с ними и вера, являются для тех, кто в современной церкви, чем-то вроде дома с закрытыми окнами и дверями, так что никто не знает, что в этом доме; может он просто пуст, а может быть полон злыми гениями ада или ангелами небес. Другая причина в путанице, которую внесла обманчивая видимость, состоящая в том, что человек может своим разумом взойти почти в небесный свет и с помощью полученного разумения думать и говорить о вещах духовных, какова бы ни была при этом любовь его воли. Незнание истины в этом вопросе также привело к незнанию всего, что имеет отношение к возрождению и обновлению.
606. Всё это позволяет нам заключить, что невозрождённый человек подобен тому, кто видит призраки в ночи и думает, что это люди; тогда как возрождающийся подобен тому, кто видит при свете зари, что видевшееся ему ночью было заблуждением, и затем, когда он уже возрождён, в дневном свете видит, что это были галлюцинации. Человек, пока он не возрождён, как будто спит; возрождённый же подобен полностью проснувшемуся. В Слове природная жизнь тоже уподобляется сну, а духовная - яви. Именно невозрождённые люди подразумеваются под глупыми девами, у которых были светильники, но не было масла. Возрождённые подразумеваются под разумными девами, у которых были и светильники, и масло. Светильники означают то, что связано с разумом, а масло - то, что связано с любовью. Возрождённые подобны лампадам светильника в Скинии; а также хлебам предложения и благовониям, возлагаемым на них. Это те люди, которые "будут сиять, как светила на тверди, и будут яркими, как звёзды, вовек и навсегда", как описано у Даниила (12:3).
Человек, который ещё не возрождён, подобен тому, кто в Саду Эдемском ест от дерева познания добра и зла, и потому изгоняется из сада; да он и есть это самое дерево. А человек возрождённый подобен тому в этом саду, кто ест от дерева жизни. Что от него позволено есть, ясно из следующего в Апокалипсисе:
Тому, кто побеждает, Я дам есть от дерева жизни, что посреди рая Божьего. Откр. 2:7.
Эдемский Сад означает разумение в духовном, происходящее от любви к истине; см. "Апокалипсис открытый", 90. Словом, невозрождённый - это "сын злого", а возрождённый - "сын царства" (Матф. 13:38). "Сын злого" означает сына дьявола, "сын царства" - сына Господа.