Ислам и индивидуальная собственность 4 страница
В обычных ситуациях, когда отсутствуют психические отклонения, битье не является необходимостью, физическое воздействие — это не более, чем запасные оружие, где не следует проявлять инициативы и не начинать с этого.
Коранический аят распределяет наказания по степеням их тяжести, подчеркивая это. Посланник Аллаха предостерегает мужчин от злоупотребления этим правом. Максимальное наказание следует использовать только в случаях крайней необходимости, когда другие меры не оказывают воздействия. Предупреждая мужчин, Посланник Аллаха говорит:
"Никто из мужчин не должен наказывать жену караванной плетью, а затем вечером того же дня делить с ней супружеское ложе". (Об этом рассказал Аль-Бухари).
В случае неповиновения мужа закон шариата также предлагает решение:
"Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше".(ан-Ниса, 128).
Некоторым людям понравиться с первого взгляда требование полного равенства! Но суть заключается в том, что это вопрос реальной действительности и врожденной природы человека, а не проблема идеальной теоретической справедливости, не имеющей под собой никакой основы. Какая равноправная женщина на Земле бьет своего мужа, а затем продолжает уважать его и намеревается жить с ним дальше? В какой стране "цивилизованного" Запада или отсталого Востока женщины требовали разрешения избивать своих мужей?
Важным здесь является то, что закон шариата не обязывает жену мириться со строптивостью мужа или терпеть ее.
В невыносимой ситуации ей разрешен развод.
* * *
Исходя из рассмотренных ситуаций, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, обязательства женщины по отношению к мужчине не носят характер диктата, а преследуют целью общие интересы, в том числе и самой женщины, прямым или косвенным образом.
Во-вторых, большинству этих обязательств соответствуют встречные обязательства того же рода со стороны мужа. В тех же немногих случаях, когда мужчина имеет власть, которая отсутствует у женщины, шариат учитывает врожденную природу как мужчины, так и женщины с недопущением ее унижения или оскорбления.
В-третьих, для уравновешивания власти мужчины женщине предоставлено право отвергать эту власть, если это женщину не устраивает, или она чувствует, что эта власть ее унижает.
В отношении развода, на который мы ранее неоднократно ссылались, как реальный путь отказ от неприемлемых обязательств, можно отметить три различных способа его совершения.
Согласно шариату женщина сама имеет право решать вопросы, связанные с замужеством. Даже если этим правом и пользуются немногие женщины оно существует реально.
Женщина в праве потребовать развода, если она разлюбила мужа и не в состоянии продолжать с ним совместную жизнь. Я слышал, что суды не принимают в расчет этот принцип, хотя его недвусмысленно установил Посланник Аллаха и действовал в соответствии с ним. Этот принцип зафиксирован в шариате и его единственным условием является отказ женщины от всего имущества, приобретенного за период совместной супружеской жизни. Это условие вполне справедливо, так как если развод происходит по инициативе мужа, то уже он теряет право на совместно нажитое имущество. Таким образом, любая сторона, требующая развода, будь то мужчина или женщина, несет материальную ответственность за разрыв супружеских уз.
Третий способ предусматривает требование развода с охранением имущества жены и выплатой мужем алиментов по причине дурного обращения или причиненного вреда. Это допускается в том случае, если жена сможет доказать свою правоту. Суды в подобных ситуациях действуют очень тщательно и кропотливо, так как многие подобные дела построены на сплетнях и интригах. Однако в случаях наличия неопровержимых доказательств, суды дают женщине развод.
Таково оружие женщины в противовес власти мужчины над нею. В конечном итоге мужчина и женщина обладают равными правами.
* * *
Итак, мы подошли к теме развода...
Существует много историй о тех бедах и несчастьях которые происходят в результате развода. Здесь обездоленные жены и дети, бесконечные конфликты и тяжбы в судах.
Тихая и спокойная, зачастую изнуренная и измученная, женщина вскармливает ребенка, ухаживает за другим, делает все, чтобы обеспечить отдых мужа и вдруг внезапно, без всякого предупреждения, получает документе разводе из рук официального представителя судьи. В чем же дело? А дело в том, что голову мужа пришла шальная мысль о другой женщине, которая показалась ему красивее, или надоела семейная рутина и ему захотелось перемен. А может быть, он попросил напиться, а жена отказалась подать ему воды или не сделала этого, потому что устала...!
Разве у женщины нет пути нейтрализовать это опасное оружие, которое необдуманно может использовать муж, посягнув на существование терпеливой женщины и тихий семейный очаг, а также на счастливое будущее, к которому стремились его дети?
Вне всякого сомнения многочисленные несчастья, о которых говорят, люди действительно существуют. Но каков же выход? Следует ли отменить развод? А как поступать с другими несчастьями, которые повлечет за собой запрет на разводы? О них хорошо знают католические государства, которые не разрешают разводов. Может ли дом быть настоящим семейным очагом, когда одна из сторон ненавидит другую, или обе они не могут продолжать совместную жизнь? Разве эта пытка должна быть вечной и спасение невозможно? Разве подобное положение не может привести к преступлению? Значит, мужу нужно заводить любовницу для любовных утех, а его отвергнутая жена должна следовать этому же примеру? Какова польза от этого детям, которые растут в такой обстановке мрака и подавленности? Здесь речь идет не просто о родительском иждивении, а об атмосфере, в которой они живут. Иначе откуда же такое количество детей обоих полов с различными отклонениями, которые жили в семьях, где родители— постоянно ссорились и конфликтовали?
Существует мнение о том, чтобы ограничить право мужчины на развод.
Что это означает? Это означает, что развод не произойдет по одному лишь слову "развод", произнесенному мужем, а должен состояться только по решению суда. При этом суд рассматривает иск со стороны мужа и иск со стороны жены с тщательным изучением вопроса. Суд производит дознание, с мужем, увещевает его и пытается примирить супругов. Может быть, вся эта процедура заставит мужи взять назад свое заявление, отказаться от желания расторгнуть узы семейной жизни. Если попытка примирения скажется безуспешной, то только в этом случае происходит развод только по решению судьи, а не мужа.
Лично я не нахожу никакого препятствия для этой процедуры, которая частично происходит в соответствии с заветами шариата в отношении опроса родных и попытки примирения супругов. Во многом польза этой процедуры сомнительна, так как предлагаемые некоторыми реформистами меры существуют реально без участия в этом суда.
Предположим, что мужчина развел жену по правилам шариата. Разве это мешает его и ее родственникам мирить супругов и восстановить брак без дополнительных формальностей? Если же развод дается вторично, то что мешает мирить их вновь, если к этому есть стремление и от этого будет польза? При условии, разумеется, воспитании мужа в виде проведения новых брачных мероприятий и выплаты нового выкупа.
Желание помириться, если оно есть, не зависит от вмешательства суда. Если это бесполезно, то что судья может сделать больше родственников и друзей?
Существуют "цивилизованные" нации, которые не живут по закону шариата, и где развод происходит только по решению суда после увещеваний, наставлений и попыток примирения. Каковы же там цифры разводов? В США она доходит до 40°/о, что является самым высоким уровнем в мире и превосходит даже Египет, жителей которого обвиняют в том, что они большие любители свадеб и разводов!
Экстремисты и экстремистки хотят, чтобы судья принимал решение о разводе в пользу мужчины только в том случае, если будет неопровержимо доказано, что вина лежит на женщине и что жизнь с нею, по мнению судьи, стала невозможной. К какому же сохранению женского достоинства может привести этот путь? О каком достоинстве женщины может идти речь, если она остается в доме человека, который ее ненавидит и не желает видеть рядом с собой? Утром и вечером его сверлит мысль, что жена ненавистна ему и в его сердце для нее нет места. Он игнорирует ее и поддерживает связь с другой женщиной с ведома жены.
Она что, остается в доме мужа для сплетен и интриг? Разве в этом заключается цель законодательства? Разве одним лишь только обманом можно остаться с мужчиной, который этого не желает? А женщина при этом унижается, лишена всех прав и власти! Или же она остается для воспитания детей? Для детей и их воспитания лучше, если они будут расти без матери, чем круглые сутки находиться в мрачной и тягостной атмосфере.
Нет, этим экстремисты никакого примирения не добьются!
Эта проблема не решится путем изменения законодательства, разработано в силу необходимости. И даже не Исламские народы считают его обязательным и неизбежным.
Эту проблему можно решить только воспитанием, повышением культурного, духовного и нравственного уровня всего народа. Необходимо выращивать чувства, в которых преобладало бы доброе начало, чтобы основной жизни стало дружелюбие. Мужчина должен смотреть на брак как на священные узы, которые нельзя разрывать по пустякам.
Путь воспитания долог и труден. Для его претворения в жизнь необходимо общество, живущее в условиях Ислама по закону шариата, установленному Аллахом для всех случаев жизни. Необходимы огромные и постоянные усилия в быту, школе, через кино, радио, прессу и книги. Это единственный гарантированный путь. Что же касается законодательства, то оно справедливо дает равные права сторонам; в том числе и право женщине на развод, если она убеждена в невозможности достижения согласия в своей семейной жизни.
Как бы то ни было, развод продолжает оставаться самым крайним способом решения проблей, разрешенным Аллахом.
* * *
Многоженство шариатом предусмотрено для чрезвычайных ситуаций и не типично для Ислама:
"Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной".(ан-Ниса, 3).
Следовательно, необходимы справедливостью и беспристрастие, а этого достичь нелегко. Таким образом; для Ислама характерна моногамия, хотя бывают ситуации, когда наличие одной жены не отвечает принципу справедливости. В таких случаях вступает в силу законодательство, связанное с необходимостью, учитывая, что абсолютной справедливости достичь невозможно. Короче говоря, из двух зол выбирается меньше.
Примером такой ситуации, когда возникает нужда в этом законе в рамках всего общества, являются войны, в которых гибнет большое число молодежи. В результате этого нарушается демографическое равновесие, так как число женщин значительно превышает число мужчин. В этом случае многобожества становится необходимостью для предохранения общества от падения нравов и анархии, которые неизбежно возникают, когда женщины остаются без мужчин. Да, женщина начинает работать, чтобы прокормить себя и своих близких. Но как же ей удовлетворять свои сексуальные потребности. Если женщина не святая, и не ангел, то ей не остается ничего иного, кроме беспорядочных и редких связей с различными мужчинами днем или ночью. А потребность женщины, иметь детей? Каким образом постичь этого? У человека неистребимо стремление продолжать свой род, однако у женщины оно гораздо сильнее, чем у мужчины. В этом заключается ее сущность, и без чего она не чувствует вкуса и жизни.
Каков же путь удовлетворения всех этих потребностей именно для женщины, учитывая необходимость иметь в обществе здоровую мораль и сохранить его от разложения, которое постигло Францию и другие страны, в результате чего они выпали из списка, государств, играющих важную роль в истории. Существует ли иной путь к этому, кроме гласного и законного сожительства с мужчиной более одной женщины, каждая из которых является истинной и женой и все они равноправны (не берем в расчет чисто сердечные чувства, так как никто над ними власти не имеет)?
Такова одна из целей, которую преследует Ислам этим законодательством. Разумеется, никто не хочет сказать, что присутствие рядом с мужчиной и женщиной еще одной, не говоря уже о двух или трех других, вызывает у нее энтузиазм, облегчает душу и дает ей счастье, к которому она страстно стремится. Однако такова необходимость, в которой женщина видит меньшее зло, чем остаться вообще без мужчины и пойти по тернистому, чреватому неприятностями пути.
Схожи с войной и другие ситуации, когда в обществе нарушается демографическое равновесие в силу тех или иных причин. С мужчинами чаще случаются несчастья на производстве и в пути; у них более высокая смертность при различных эпидемиях, так как их природный иммунитет ниже, чем у женщин. Если же в обществе существует демографическое равновесие, то многоженство исключается даже в силу элементарной арифметики. Такого еще не случалось, чтобы юноша захотел жениться и не нашел себе невесты, потому что другие мужчины взяли себе его долю!
Исламским правоведам известны и отдельные случаи многоженства в силу необходимости. Например, огромная сексуальная сила мужчины, когда ему одной женщины недостаточно, а он не в состоянии сдерживать свои эмоции.
Ему ничего не остается, кроме как жениться на второй женщине или же заводить в тайне любовниц, чего морально чистое общество в своей среде не терпит.
Существуют случаи женского бесплодия, а, как мы уже сказали, стремление к продолжению своего рода является очень глубоким у человека. Это самобытное высокое чувство, которого нет нужды стыдиться. Верно также и то, что бесплодная жена не виновата в своем бесплодии. Однако никто не скажет, что будет справедливым отказать мужу против его воли в его законном праве иметь детей. Первая жена может согласиться, чтобы муж взял себя вторую, а если ее не устраивает, то она может развестись.
Бывают случаи хронической болезни, когда интимная близость невозможна. В любом случае абсолютно никто не утверждает, что половое влечение само по себе неизменно, (Ислам считает все человеческие инстинкты, выполняющие определенные жизненные функции, чистыми ц благородными в своем первозданном виде, которые необходимо удовлетворять. Осуждается их удовлетворение преступным образом. См. главу "Взгляд Ислама" в книге "Человеку между материализмом и Исламом"), и это не может служить причиной разрушения женского счастья. Проблема не заключается в разделении низости и возвышенности. По своей сути это неизбежная человеческая необходимость. Если мужчина добровольно поднимется выше этой страсти, учитывая состояние своей жены, то это будет благородным порывом, достойным благодарности. Однако Аллах обязывает душу лишь только в рамках возможного и признание реальности лучше, чем имитация благородства внешне и супружеская измена в тайне. Именно так происходит в государствах, где многоженство не разрешено.
Бывают случаи непреодолимой и неуправляемой антипатии.
Как можно заменить, во всех приведенных ситуациях муж остается со своей первой женой в браке, не желая разводиться. Он прожил с ней долгую жизнь и ему не хочется завершать ее разводом. Это очень благородное чувство, даже если оно и не приводит к семейному счастью. Если же он удерживает жену из вредности и обманом, то это грех перед Аллахом и веский довод для развода, когда его потребует женщина.
* * *
Продолжим рассмотрение анти Исламских измышлений и поговорим о праве на труд.
Это право неоспоримо и не допускает никаких спекуляций. В условиях Ислама женщины трудились, когда этого требовала ситуация. Но дело не в том, чтобы установить право само по себе. Реально Ислам не рекомендует женщине работать сверх того, что необходимо для общества с одной стороны, и в рамках необходимого для самой женщины с другой. Приемлемой сферой трудовой занятости для женщин является обучение девушек, лечение женщин и уход за больными. Это те виды работы, где общество обязательно использует женщин и должно мобилизовывать их подобно тому, как государство мобилизует мужчин для службы и армии. Бывают случаи, когда женщина вынуждена работать из-за отсутствия кормильца по причине недостатка средств и доходов у него. В подобной ситуации потребность дает право женщине работать, так как это будет лучше, чем унижаться из-за куска хлеба...
В указанных примерах работа женщины обусловлена необходимостью, что и разрешается Исламом. Что же касается того случая, когда общество стремится заставить женщину работать, как это имеет место в западных и коммунистических государствах, то это глупость, неприемлемая для Ислама. Дело в том, что подобный подход лишает женщину возможности выполнять свою главную функцию, приносит гораздо больше психологического, социального и морального вреда, чем пользы.
Никто в мире не посмеет утверждать, что по своему физическому, умственному и психическому складу женщина не готова выполнять свою основную функцию — быть матерью. Если же она не будет выполнять эту функцию, то это подорвет ее жизненный потенциал, направленный на достижение определенной цели, и уведет ее в сторону от истинного пути. Если работа женщины диктуется необходимостью, то против этого никто не возражает. Если. же женщина работает без особой необходимости в этом, а просто в угоду глупой моде, которая овладела целым поколением людей по принципу "сегодня повеселимся, а после нас хоть потоп", то Ислам не собирается мириться с этим. Если же он согласится с этим, то поступится одним из своих величайших принципов, согласно которому человечество непрерывно в своем существовании, где нет разрыва между поколениями.
Говорят, что женщина может быть матерью и работать, а ясли решат проблему детей.
Это пустые слова, которые не выдерживают критики.
Ясли могут обеспечить уход за детьми, дать им определенные умственные и психологические навыки и даже определенные знания. Но ясли не могут дать одной важной вещи, без которой невозможно жить в нормальной обстановке. Это любовь, материнская забота. Причем забота именно матери, а не другой женщины.
Не в силах сумасшедшей цивилизации или тупого коммунизма изменить суть природы человека. Даже если у ребенка есть брат, он в течение по меньшей мере первых двух лет жизни нуждается в матери, которая должна принадлежать целиком только ему. Она должна удовлетворять все его запросы, ласкать его, окружать своей заботой, обеспечивать его безопасность своими объятиями. Без всего этого ребенок будет страдать от различных комплексов и расстройств. А где же найти мать в яслях? Там у десяти или двадцати малышей одна "мать" — воспитательница, которую каждый ребенок желает видеть рядом с собой, из-за чего он конкурирует с другими детьми. Дети вырастают и преобладающим стремлением у них становится борьба. Их сердца каменеют и нет в них места для любви и братства...
Работа женщины в детских яслях является необходимостью, вытекающей из потребности. Но сами ясли без необходимости являются ненормальностью, чего не могут допустить здравомыслящие люди.
Какова польза человечеству от увеличения материального производства, если оно губит и портит свою человеческую продукцию?
Возможно на ненормальном Западе это объясняется спецификой его исторических, географических, политических и экономических условий. А что может оправдать нас на Исламском Востоке? Неужели мы задействовали все мужские трудовые ресурсы и нам нужно больше. Неужели мужчина — мусульманин, будь то отец, брат, муж или родственник, отказался содержать женщину и заставляет ее работать, чтобы обеспечить себе пропитание?
Говорят, что работа обеспечивает женщине ее независимое экономическое существование, и она обретает свое достоинство. А что, разве Ислам лишил женщину независимого экономического существования? Проблема Исламского Востока не состоит в существующем строе, а заключается в потрясающей бедности, в силу которой ни мужчина, ни женщина не имеют достаточных доходов для обеспечения приемлемого уровня жизни. Путем решения этой проблемы является увеличение производственных мощностей во имя роста благосостояния всего народа, мужчин и женщин, чтобы в обществе не было бедных. А конкуренцией мужчины и женщины в борьбе за жизнь этой проблемы не решить!
Говорят также, что два источника доходов в семье лучше, чем один. В определенных и отдельных случаях, это, вероятно, верно. Но если каждая женщина перестанет выполнять свойственные ей женские функции, будет мешать мужчинам заниматься своим делом, то прекратится образование новых семей, нарушится нормальное сексуальное общение, что приведет к преступлениям. Какой же экономист, социолог или моралист может поддерживать подобный беспорядок?
Ислам всегда учитывал человеческую природу и нужды общества одновременно, предписывая женщине заниматься своим основным делом, ради которого она была создана и наделена умом для этого. Содержать же женщину обязан мужчина, не имеющий права отказаться от этой обязанности. Женщина не должна заботиться о пропитании, а все свои силы и умения направлять на уход за ценнейшей продукцией — человеческой. В этой своей функции она должна быть окружена полным вниманием и всеобщим уважением. Один человек как-то спросил Посланника Аллаха:
"Кто для меня самый уважаемый из моих близких?" "Твоя мать". "А затем?" "А затем опять твоя мать". "А затем?" "Твоя мать". "А затем?" "А затем твой отец". (Об этом рассказал Аль-Бухари и Муслим).
* * *
В чем же заключается "проблема" мусульманской женщины? Какая цель стоит перед ней в жизни, которой она не смогла достичь в условиях в выборах и представительства в парламенте?
Она желает человеческого равенства с мужчиной? Да. Теоретически и практически Ислам дает ей это равенство перед лицом закона.
Она желает экономической независимости и свободы непосредственно обращаться с людьми? Да. Ислам впервые в истории представил ей эти права.
Она желает права на образование? Да. Ислам дал ей это право, более того, он сделал это обязательным предписанием для нее.
Она стремится выходить замуж по своему желанию или даже сама сделать мужчине предложение?
Она желает справедливого и достойного обращения с ней в семейной жизни?
Она стремится обладать правом на развод, если с ней недостойно обращаются?
Да. Ислам предоставляет ей все эти права с предписанием мужчинам неукоснительно выполнять и придерживаться их.
Она хочет права на труд? Да. В условиях Ислама у нее есть это право.
Или же она хочет свободы позора и унижения?
Это единственная свобода, которой Ислам ей не предоставляет. Исходя из принципа равенства, Ислам не дает такой свободы и мужчине. Для ее утверждения нет необходимости иметь представительство в парламенте. Для этого вполне достаточно разрушить все связи в обществе и его традиции. После этого пусть унижается тот, кому этого хочется, как ему заблагорассудится!
Представительство в парламенте не является самоцелью, как это понимают простаки или пустые кликуши, участвующие в различных женских конгрессах. Парламентская деятельность является лишь средством достижения цели.
Если же цели достигнуты, то необходимость в этом средстве является ничем иным, кроме как слепым подражанием безумному Западу. Наши условия чрезвычайно отличаются от условий на Западе, а наши жизненные ценности иные, чем у них.
* * *
Однако некоторые могут сказать: "А какое нам дело до различных условий и ценностей? Положение женщины на Востоке является очень тяжелым и об этом нельзя молчать. На Западе женщина освободилась и завоевала свое место в жизни. Женщинам на Востоке необходимо идти этим же путем, чтобы обрести свои права".
В этих словах есть доля истины: женщина в Исламских странах в целом неграмотная, отсталая и униженная. Она не имеет своего достоинства, живет в скотских условиях, ее оскорбляют морально и физически, ее страдание гораздо сильнее ее маленьких радостей. Женщина отдает больше, чем получает, ее сознание ограничивается большей частью сферой инстинктов и у нее нет возможности возвыситься.
Такова истина. Но кто же несет за это ответственность? Неужели и Исламское учение?
Тяжелое положение восточной женщины объясняется рядом экономических, социальных и психологических обстоятельств, которые мы должны знать, чтобы уяснить, откуда же исходят эти негативные явления. Нам необходимо избежать правильный путь с целью претворения в жизнь реформ.
Восток живет в условиях потрясающей бедности уже несколько поколений. Мы очевидцы социальной несправедливости, когда одни люди утопают в роскоши, совершенно ни в чем себе не отказывая, а другие не могут добыть себе куска хлеба для пропитания и какой-нибудь одежды, чтобы прикрыть свою наготу. Царит политический произвол, когда класс правителей, в отличие от класса управляемых, обладает всеми правами и не имеет никаких обязанностей. Все расходы и ущерб ложится на плечи угнетенных властями. В силу подобных обстоятельств простой народ живет в беспросветном мраке и нервном переутомлении. Вот именно это все и является причиной угнетения и притеснения женщины.
Женщине необходимы "чувства" уважения и любви со стороны мужчины. А как могут расцвести эти чувства в обстановке беспросветной нищеты и тяжелого угнетения всех?
Не только женщина, но и мужчина являются жертвами подобного положения, хотя и может показаться, что условия мужчины несколько отличаются в лучшую сторону.
Мужчина жестоко и бесчеловечно обращается со своей женой, так как он желает компенсировать свое униженное положение в обществе, где его притесняют чиновники, старосты и землевладельцы. Он испытывает унижения со стороны армии, полиции, господ и хозяев предприятий или от начальников на службе. Над мужчиной нависает угроза порабощения и нужды, а он не может сопротивляться этому или отвести ее. Из-за этого бушующий гнев обрушивается на жену, детей и других домочадцев.
Эта беспросветная нищета, подрывающая силы мужчины, истощающая его нервную и психическую энергию, не позволяет возродиться в его душе чувствам любви и благородства к другим. У мужчины уже не остается нервной энергии, чтобы спокойно воспринимать мелкие ошибки людей или прощать их.
Нищета сама по себе делает женщину рабой мужчины, принуждает ее терпеть его угнетение и унижения, так как такая жизнь лучше, чем одиночество без кормильца. Именно бедность связывает руки женщине и мешает ей воспользоваться своими законными правами, предоставленными ей. Использование женщиной своих прав не позволило бы мужчине преступать рамки законного в своих отношениях с ней. Женщина находится в постоянном страхе перед тем, что муж может развестись с ней. Что она тогда будет делать? Детей будет содержать муж. А ее кто? Кто предоставит ей социальные гарантии? Ее несчастные бодрые родственники? В силу своего бедственного положения они не приветствуют развод, так как это еще больше усугубит их жизнь. Поэтому родственники жены советуют ей терпеть оскорбительное и унизительное положение. Это одна сторона вопроса...
В отсталом обществе, а Восток именно таким сейчас и является без всякого сомнения, поскольку он потерял свои цели, самого себя, погряз в беспросветном мраке, — так вот именно в отсталом 'обществе рушатся все гуманистические ценности. Единственной добродетелью остается сила во всех ее формах и проявлениях, а слабость дает повод для оскорблений и унижений.
Если мужчина сильней женщины, он презирает женщину из-за своей низости, так как не может возвыситься до уровня подлинного гуманизма, в условиях которого человека уважают за то, что он человек. Другое дело, если у женщины есть собственность! В таком случае ее уважают, так как она владеет одним из средств, ведущих к силе и власти!
В отсталом обществе люди опускаются до уровня низменных инстинктов. Особенно сильно ими овладевает сексуальное стремление, и они начинают рассматривать жизнь исключительно с этой позиции. В такой ситуации мужчина рассматривает женщину только как развлечение[27].
В его душе не остается психологических, разумных или духовных мотивов для признания женщины человеческим существом, достойным уважения.
Так как в животном мире совокупление представляет собой особое проявление господства самца над самкой, то у людей имеет место смешение двух низменных чувств: господства в момент обладания и полнейшее забвение после этого.
В обстановке всеобщей отсталости образование игнорируется, поскольку оно воспринимается как роскошь в условиях нищеты и голода. К образованию никто не стремится, хотя оно является единственным средством сделать человека человеком и возвысить его над уровнем животного. Там, где образование и воспитание отсутствуют или существуют в примитивном виде, люди живут по воле своих инстинктов, поклоняясь силе и оценивая жизнь по меркам своих страстей и вожделений.
В подобных условиях мать неосознанно искажает чувства мужчины по отношению к женщине, придавая им характер диктатуры и порабощения. Когда мать балует своего сына, она не может остаться в рамках разумного, приучает его к тому, что его все обязаны слушаться, прав он или ошибается. Ребенок приучается не сдерживать своих чувств и эмоций. Оказываясь в среде общества с его сумятицей, жестокостью и неравноправием, мужчина проявляет свои худшие качества в отношении всех без разбора: других мужчин, женщин и детей.