Вот моя обязанность здесь. 23 страница

О значении Преподобного Серафима можно сказать, что, конечно, он не имеет для России того великого политического значения, которым отмечена прижизненная и загробная деятельность величайшего из наших святых, игумена нашей земли, Преподобного Сергия Радонежского. Но, как скорый помощник и покровитель, как надежда отчаявшихся, как неиссякаемый источник благодеяний, он, быть может, станет впоследствии известен повсюду — и на Руси, и в чужих краях.

Вот что сказал о Серафиме Саровском в одной из бесед с нами в Москве в 1982 году Святослав Рерих: «У Серафима Саровского не было учения как такового. Это были отдельные беседы с приходящими. Он стал популярен именно сейчас во Франции благодаря издаваемым книгам о нём. Вы знаете, какой это был большой Святитель. Он смотрел на жизнь без церковной предвзятости, как и все великие Учителя, и вы можете видеть их в совершенно другом свете. ...Серафим, как и все большие люди, имел широкий кругозор и знание жизни. Все его советы были чрезвычайно жизненны».

Великий Путник идёт по пустыне, оставляя следы на песке. По этим следам идут следующие за Ним. Постепенно ветер заметает эти следы, и путь теряется в песках обыденности и забвения. Тогда приходит другой Путник и вновь прокладывает путь к Восходу. И снова повторяется то же. Но не устают Великие Путники, старшие Братья человечества, приходить и вести за собой. Иначе погибнут люди в пустыне невежества и будут погребены в песках безвозвратно вместе со своими делами земными, ненужными на пути в Беспредельность.

17 мая 1992 г

ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ СИБИРСКОГО РЕРИХОВСКОГО ОБЩЕСТВА

Из беседы с сотрудниками Рериховских Обществ

Сегодня у нас большой праздник, дорогие друзья, потому что мы встретились. Нет большей радости, чем встречаться с духовно близкими людьми. Это та роскошь человеческого общения, которую ничто заменить не может. И, к сожалению, ещё очень немногие знают эту радость, потому что не все ведь живут духовной жизнью. А мы уже к этой духовной жизни приобщились, и эта радость у нас неотъемлема — её у нас никто не может отнять. На таких неотменяемых радостях и базируется Учение Живой Этики.

Я хочу сказать о внутренней деятельности нашего Общества, о том, что оно стоит на самом прочном основании — на Учении Живой Этики. Это тот утёс, на котором будет построен Новый Мир. Если мы будем разбрасываться и стоять ещё и на чём-то другом, и на третьем, и на четвёртом, — мы своей почвы не найдём. И если что-то у нас получается, то только благодаря этой основе. Мы всё время изучаем книги Живой Этики. Те, которые хотят, чтобы её не было, говорят: или она устарела с 30-х годов, или она слишком рано дана. Но основы устареть не могут.

В чём же заключается Агни Йога? — В том, что это синтез основ всех религий, всех философий и всех Йог. Я подчёркиваю: «основа», но не «надстройка». На надстройках объединяться нельзя. В христианстве — одни обряды, ритуалы и каноны, у мусульман — другие, у индусов — третьи и так далее. На этом мы объединиться не можем, наоборот — все религиозные войны в том и заключались, что мы сражались за надстройки. Но сейчас пришло время осознать основы, иначе Новый Мир мы не построим.

Мы работаем над целым циклом радиопередач о Светочах Мира — о Великих Учителях человечества. Мы прорабатываем огромное количество материала о них и приходим к выводу, что все они говорили абсолютно одно и то же, но с учётом времени, нации и их особенностей. Я думаю, что многие из вас уже знают Евангелие. Там говорится совершенно то же самое, что и в Живой Этике, но там учитывается и народ, и время, и что люди могли понять и чего не могли. Но в основном это всё то же самое, и мы постоянно цитируем Евангелие. Расхождений у нас нет ни с Христом, ни с одним из Великих Учителей. Расхождения могут быть только в особенностях каждой религии.

Мы стараемся делать так: изучение путём становления. Если мы в самой малой мере не стараемся стать такими, как нам указывается, мы, собственно говоря, Живую Этику знать не будем. Мы изучаем её только становясь. Конечно, мы сразу не можем стать совершенными, но в чём-то каждый день, как предлагает Святослав Николаевич Рерих, можем стать немножко добрее; немножко лучше думать о других, возвышеннее; немножко лучше выполнять нашу работу, и таким образом мы постепенно, преодолевая своё ветхое «я», начинаем двигаться по пути эволюции.

Что даёт нам Живая Этика? К нам постоянно обращаются с горестными заявлениями: у нас нет мировоззрения. Человек не знает, для чего он живёт, куда идёт, откуда пришёл, — он в полной растерянности. А сейчас такое время, что действительно можно растеряться. И Живая Этика даёт нам именно мировоззрение. Она указывает нам и на эволюционное будущее.

Будущее у нас есть, и оно прекрасно, и его никто не может у нас отнять, кроме нас самих. Если мы хотим совершенствоваться, значит, мы двигаемся «в русле счастливого потока», как говорил Будда, — в русле эволюции. И будем двигаться беспредельно, и познавать, и совершенствоваться. В этом наша радость. И этого будущего никто отнять не может, как бы нам трудно ни было.

Мы знаем, что мы бессмертны, — это говорят все религии в той или иной форме; нет религии, которая бы не учила о бессмертии души, но как? Некоторые говорят, что будет после одной жизни: или вечные муки, или вечный рай, — и то и другое не понятно; другие — что мы будем в животных перевоплощаться, и вообще очень много говорят совсем не то.

Мы знаем точно наш путь; и наше следующее воплощение, конечно, зависит от нас, от наших устремлений. Два закона, которые очень чётко даёт Живая Этика, — это закон перевоплощения и закон кармы. И когда мы знаем, что человек — кузнец своего счастья и сам создаёт свою судьбу, нам многое становится ясно из того, что происходит с нами сейчас. А сейчас с нами происходят всякие беды: и болезни, и несчастья, и бедность. И мы понимаем, что это всё — результат чего-то прошлого, и относимся к этому достойно, стараемся изживать и знаем, что мы это преодолеем и эту карму изживём. Поэтому Учение очень жизненно. Заповеди Моисея, заповеди других основоположников — все они основаны на очень жизненных принципах: «как жить, чтобы святу быть», то есть как жить достойно. И все заповеди, благодаря Учению Живой Этики, — всё понимается очень жизненно и очень конкретно.

Теперь очень распространена всевозможная магия, искусственные приёмы, хатха йога и другие йоги — для поднятия кундалини, для возгорания центров, для того, чтобы свою жизненную силу брать от других, и этому биовампиризму учат. Но у нас есть подборка о психической энергии — о её накоплении и расточении. Это совершенно практические ежедневные жизненные указания о том, как нам аккумулировать эту жизненную силу, без которой мы ничего не можем, и о том, что её растрачивает. Эта жизненность Учения очень привлекает, потому что всё конкретно, — только применяйте. А это уже зависит, конечно, от нас. Учителя хотят, чтобы мы были сознательными сотрудниками. Они могли бы сделать из нас послушных марионеток, что пытаются делать все лжеучителя. Но Учителя хотят, чтобы мы были сознательными, самодеятельными сотрудниками.

Мы поощряем самодеятельность и очень рады, когда люди начинают и что-то писать, и подбирать слайд-программы, и петь, — словом, каждый выявляется. У каждого потенциально есть какие-то способности, и когда они начинают выявляться именно в этом русле [Учения Живой Этики], то это прекрасно и очень нам всем помогает.

Сейчас наступает Новая Эпоха, но перед рассветом всегда бывает особенно темно. И мы должны преодолеть этот последний натиск тьмы. Сейчас он особенно силён. Если раньше нас в буквальном смысле преследовали и мы сидели в подполье до 1985 года и боялись конфискации книг, — это я всё прошла сама, поэтому могу говорить, — то сейчас нас не трогают. Но сейчас на мысленном плане на нас идут страшные натиски. Тёмные выбирают самые слабые наши стороны и по ним бьют и насылают нам страшные мысли разъединения, страха, мысли о том, что Живая Этика — это не то. Словом, у каждого есть какая-то своя слабинка — у кого-то начинают раздувать самомнение, а самомнение — это ужас, после которого следует «бревно по затылку». И сейчас надо очень следить за своим сознанием. Некоторые думают, что это их мысли, — нет, они насланы через какое-то слабое место в нас. Если кто-то подвержен страху — то через страх, запугивают. Не пугайтесь, — если мы будем крепко держаться Учителя, Иерархии Света и идти по пути и трудиться, тёмные отлетят, они этого не выносят, они «сохнут и гибнут тогда», как говорил Н.К.Рерих. Но только надо очень много работать и прибавлять в работе. И когда мы много работаем, это им не нравится, — мы тогда поднимаем нашу энергию. В сборнике о психической энергии есть глава о труде, о том, как труд может поднимать энергию. И несмотря ни на что, не смущаясь, надо работать и стараться различать — что наше, а что не наше. Тёмные имеют ещё доступ к нам, мы ещё не настолько совершенны, и поэтому очищать мышление — это самое главное.

Очень помогает молитва. Молитва — это связь с Высшим Миром, оттуда идут все наши силы, без этих сил мы сами не справимся. Но когда мы объединены с Высшим Миром, тогда ничто нас погубить не может и наши дела идут успешно, несмотря на множество всевозможных препятствий. Но препятствия есть, они будут, а потом уйдут. И мы решили: несмотря ни на что, мы будем делать то, что делаем. И получается; и мы что-то делаем, и другие общества также.

Всякие искусственные приёмы только вредят. То, что нам указано, то мы и делаем, путём нагнетения психической энергии. Это то, что стоит во главе нашего Общества, на чём мы, собственно, и стоим. Это наша внутренняя работа, без которой и внешняя бы не получилась. А она у нас получается, и вы это знаете, и везде так есть и будет, кто то же самое делает.

30 мая 1992 г.

ПУТЬ К ОБЩИНЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Вышла книга «Община». Сейчас она нужна как никогда. Без Общины Земля жить больше не может, так как разъединение достигло своего предела. Разъединяется всё и вся. На наших глазах рассыпаются государства, а внутри оставшихся стран брат восстаёт на брата. В то же время «единение указано во всех верованиях как единственный оплот преуспеяния»1. Но нравственные указания забыты; остались внешние обряды и ритуалы, ни к чему никого не обязывающие. Видимо, требуется дойти до крайней степени братоубийственного разъединения, чтобы люди опомнились и повернули вспять от пропасти к незыблемым Основам Бытия.

«Всему поможет община, но общине поможет расширение сознания»2. Расширению сознания помогает изучение книг Живой Этики. Их можно изучать беспредельно. Тот, кто говорит, что ему там всё известно, просто их не прочёл. Для тех, кто постоянно читает эти книги, поразительно, как каждый новый день даёт новое понимание прочитанному ранее. «Человек есть процесс», как сказал Будда, и мера постижения Учения есть тоже процесс. Он прекрасен, так как всё время раздвигает горизонты жизни. Она становится богаче и интереснее с каждым днём, потому что мы начинаем её понимать, постигать её законы и не бояться за своё будущее, зная, что оно будет в наших руках, когда мы расквитаемся с прошлым. «Заплатите по счетам в гостинице, и с поклоном вынесут вещи ваши на корабль», на корабль, отплывающий в просторы будущего, которое мы выбираем и созидаем своими устремлениями и деяниями сами.

Не «подай» и «помилуй», но приди и возьми.

Живая Этика учит нас, как жить и для чего жить. Это знание приносит нам подлинную радость.

«Познайте Истину, и она сделает вас свободными», — говорит Христос. Свободными от всего, что мучает и терзает скованное предрассудками и невежеством человечество.

Люди боятся потерять то, что они всё равно обречены потерять, — близких, имущество, своё тело. Но они не могут потерять накопления своего сознания; если они перенесли своё бытие в сферу духа — они бессмертны. Учение Живой Этики помогает накопить подлинное достояние, которое никто от нас отнять не может и которое пригодится нам во всех мирах и планах бытия. Когда знание пропущено через сердце, прочувствовано и претворено в жизни каждого дня — оно наше. И Царство Божие не место, но состояние духа, и оно внутри нас. Никакие искусственные приёмы и ритуалы этому не помогут. Знания, полученные лишь мозговым восприятием, — не помогут. Только любовь к Истине поможет нам понять и принять её.

Мы расстаёмся на лето. Я желаю вам преуспеть не только в собирании плодов земных на зиму, но и в накоплении плодов надземных на вечные времена; продвинуться в дальнейшем изучении и претворении имеющихся у вас сокровищ — книг Откровения Новой Эпохи — книг Живой Этики.

31 мая 1992 г.

О ВСТРЕЧАХ

Занятия по Живой Этике — не только изучение текстов, но смысл встреч — единение с Давшим их. Объединённая мысль об Иерархии Света может притянуть Луч Блага. В этом Луче расцветают все помыслы, умножаются силы, приходят нужные решения. Познаётся радость в её высшем понимании. Подвижники называли её «радостью о Господе». Она нужна во всех мирах и состояниях. Для нас Иерархи — это мыслимое проявление Бога, Который сам по себе немыслим. Без Них мы бы Его не познали, не могли бы к Нему обращаться и не радовались бы Ему.

Подумаем о значении Луча высшей духовности, который притягивается нами при нашем устремлении к Источнику Света. Мысль о Нём благодатна, тьма нашей земной жизни рассеивается Им.

И наше назначение — самим излучать свет, «нести его в своей ауре». В этом и есть значение самосовершенствования, на это и направлено улучшение себя.

«Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Так сказал Христос.

Прославляли Его через свет в нас, как и мы прославляем Его через мудрость, силу и благие деяния, явленные нам великими духовными Учителями и подвижниками.

Возможно ли это? В Евангелии нет ни одной невозможной для людей заповеди. Конечно, указание «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» дано на перспективу, но ведь перед нами Беспредельность, жизнь вечная, и самое главное — начать. Всё начинается с зерна, и если оно ухожено, то рост его безграничен.

Сейчас особо благоприятный срок для посева. Никогда энергии не были так напряжены и так не усиливали рост всего в человеке — и доброго, и худого.

«Дорог цветок, посаженный в Мой час»1, — говорит Учитель.

14 июня 1992 г.

Неотложная необходимость

Эпоха поклонения сменяется эпохой подражания. Если мы не станем подражать тем, кому поклонялись, мы погибли — новая эпоха не состоится. Для подражания надо чётко знать, кому подражаешь. Для этого мы стараемся углублённо познавать жизнь и деяния Светочей Мира, дававших нам мировые религии или осуществлявших их в самой высокой мере и тем прокладывавших нам путь от человекообразия к богоподобию.

Страшное явление — человекообразная обезьяна: мнимый человек. Это самый низ человеческой эволюции; а вершина её — богоподобный человек, являющий собой всё то вообразимо лучшее, что может быть явлено на нашем этапе развития.

Время подражания наступает неотвратимо.

26 июня 1992 г.

О любви

Цель встреч — приобщение. Приобщиться — значит полюбить. Полюбить — значит понять. Понять, без чего жить можно, а без чего нельзя. Над пропастью стоит человек, делающий этот выбор. Если он выбирает то, без чего жить можно, и отвергает то, без чего жить нельзя, — он приговаривает себя или к жизни, или к смерти. Есть смерть в теле и смерть в духе; и в том и в другом случае останавливаются функции того или другого. Если после смерти тела жизнь продолжается и не кончается никогда, то после смерти духа тело ещё некоторое время существует, но жизнь подлинную теряет.

Сейчас наше чувство любви делает выбор. Куда направится оно?

Нас ничто не принуждает к встречам, кроме любви. Можно действовать не любя, из разных соображений, но будет ли это подлинным действием, решающим судьбу человека? Оно может давать внешние плоды, но плод духа не созревает без солнца любви, как не созревают земные плоды без лучей нашего светила.

После всех сложных исканий мы приходим к простым решениям. В этой простоте их подлинность. «От сложного к простому, никогда наоборот». Так говорится в Учении, которое даёт простое решение сложных проблем. Чем проще подойдём, тем ближе станем.

«Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам».

4 июля 1992 г.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

на конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха

Бывают семьи как гнёзда света. Каждый из членов такой семьи вызывает, в свою очередь, изумление и восхищение. И изучая их по отдельности, мы неизменно соприкасаемся со всеми членами семьи. Благая семейная взаимосвязь Рерихов так очевидна, что обойти её — значит во многом не понять возникновение того, о ком мы говорим. Если в обычных семьях часто бывает противостояние между родителями и детьми, то в светоносных семьях царит взаимность понимания и чувств. И путь жизни, и цель жизни у них одни; и неповторимая по своим индивидуальным особенностям деятельность каждого не вызывает противодействия, так как преследует одну и ту же цель. И каждый член семьи приносит на общий алтарь свой дар на общее благо, на духовное возрождение человечества.

Таковой была семья Рерихов. Образец той ячейки, из которой будет формироваться община будущего. Из малого составляется большое, но надо, чтобы это малое было самого высокого качества, тогда и большое будет на уровне высот будущего века Света и Добра, века Общины Мира.

Сегодня у нас праздник. Сегодня у нас радостная встреча с Юрием Николаевичем Рерихом. Многие, в своё время встречавшиеся с ним, свидетельствуют, что после этого они стали другими. Будем надеяться на это и мы.

Думая о ком-то, мы незримо знакомимся. Это вполне реально, хотя и не очевидно. Но Живая Этика учит нас отличать очевидность от действительности и жить в мире реального. Только так может преобразиться наша жизнь из быта в бытие. И если быт может лишить нас радости, то принятое нами в сознание бытие — это и есть радость.

«У нереального нет бытия; реальное не перестаёт быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей, — говорит мудрейшая книга жизни ''Бхагавад-Гита''. — Поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем».

Та высокая, светлая индивидуальность, которая проявилась в личности Юрия Николаевича и через неё озарила наш предрассветный мрак лучами знания и излучениями сердца, всегда есть, на каком бы плане, в какой бы сфере ни пребывала. Такое понимание помогает нам объединяться с нею. Высокая цель конференций не только в том, чтобы ознакомиться с жизнью и деятельностью великого человека, получить о нём как можно больше информации, но и в том, чтобы объединиться с ним. Объединиться, примкнуть к нему сердцем и духом. Знание даёт сближение на уровне интеллекта, постижение — на уровне сердечной любви. Она возникает в процессе познавания и понимания того, что было сделано для блага людей, и признательности за этот подвиг. Сообщения, которые делаются на таких встречах, помогают этому.

Если, как сказано, «тёмные работают на разъединение», то светлые духи объединяют. Сегодня нас объединил Юрий Николаевич Рерих.

Мы приветствуем единомышленников, наших духовных соплеменников, и радуемся встрече с ними. Привет сердца вам, дорогие собратья!

15 августа 1992 г.

СВЕТЛЫЙ ДАР

Выступление на конференции,

посвящённой 90-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха

«Когда Мы говорим о суждённом событии, Мы видим его истинное начало. (...) Скажите вашим друзьям, чтоб научились наблюдать сущее по возникновению событий»1.

«Приветствуем начало дел новых, — говорится по этому поводу в Записях ученика Н.К.Рериха Бориса Николаевича Абрамова. — Наши дела длительности необычной, и значение их — не по видимости, но по следствиям. (...) Мы только по следствиям Судим и следствиями Определяем значение дел. Внешне, особенно при начале, они могут казаться не имеющими того значения и силы, которые заложены в них, но длительность следствий и мощь их укажут на великое напряжение и степень огненных энергий, заложенных в их основании. Потому не судите поверхностно и опрометчиво о начинаниях Наших, где приложена Наша Рука. Всё даст плод свой во времени, ибо ко времени они плодоносят»2.

27 сентября 1960 года произошло событие. В Новосибирскую картинную галерею прибыли и были выставлены 60 шедевров мирового изобразительного искусства — 60 полотен всемирно прославленного художника Николая Рериха. Это был его дар городу на Оби, передать который он завещал своему сыну, Ю.Н.Рериху. Условие, поставленное при этом Юрием Николаевичем, было одно — чтобы картины находились в постоянной экспозиции, чтобы они «работали» на благо людям, светом своим озаряя их сердца и окружающее пространство. И Картинная галерея с честью выполнила это условие — единственная в нашей стране, в то время как другие музеи держали свои рериховские сокровища в основном в запасниках, выставляя их лишь от случая к случаю. И все они отзывались с величайшим уважением о Новосибирской галерее за её постоянство в таком славном и благородном деле.

Незабываемо прекрасен был этот праздник встречи с картинами Рериха. Мне посчастливилось быть на этом торжестве. Помню радостные и изумлённые лица людей, впервые увидевших такое. Помню вдохновенную речь искусствоведа Павла Муратова, прояснившую многое тем, кто имел весьма смутное представление о творчестве и личности Николая Константиновича Рериха. С каким жадным вниманием слушали его и проникались увиденным; и уходили, унося с собой воспоминание о невиданных доселе, невообразимых по красоте и светоносности красках, о захватывающих дух горных пейзажах, о сказочных и поэтических обликах, полных глубинного символического смысла. Картины начали свою «работу».

Невозможно учесть, какое количество взрослых, молодёжи и детей приобщилось за прошедшие тридцать с лишним лет к этому источнику красоты и духовного величия. Какие записи они оставляли в книгах отзывов — целые своеобразные поэмы восторга и признательности. По этим вехам можно изучать влияние искусства на души людей, его резонанс в их сердцах. Уже хотя бы только по этим записям, искренним, ненадуманным и безыскусным, можно понять, что несла с собою эта постоянная выставка.

Дело Рерихов начало жить в нашем городе. Когда-нибудь в анналах истории рериховского всемирного движения будет отмечена и роль Новосибирска в деле культуры, понятие которой неразрывно связано с именем Рериха, её носителя и знаменосца, борца за культ Света. А пока мы можем очень коротко проследить эти вехи.

В 1973 году в Доме учёных Академгородка открылась сборная выставка Николая и Святослава Рерихов, составленная из картин, имеющихся в разных городах нашей страны. К тому времени, благодаря просветительской работе Картинной галереи в выставочных залах Рериха, люди уже до какой-то степени ознакомились с его творчеством. Начались, вызванные интересом к новой выставке, лекции, слайд-программы и статьи в местных газетах, открывшие этим людям, что Рерих был не только художник, но и писатель, и поэт, и учёный, и общественный деятель, и путешественник, и борец за мир.

Следующим радостным открытием были выставки Николая и Святослава Рерихов в 1975 году в Академгородке и в Картинной галерее. Ознакомление с творчеством их неуклонно расширялось. За ними последовали Рериховские Чтения, в которых принимали участие и учёные, и искусствоведы из разных городов страны.

В 1982 году в Картинной галерее прошла конференция, посвящённая 80-летию Юрия Николаевича Рериха, привлёкшая немало очень интересных участников, лично знавших Юрия Николаевича — и работавших с ним, и учившихся у него. И все, кто бы ни приезжал к нам, первым делом шли в Картинную галерею к полотнам Рериха, восхищались и вдохновлялись ими. Всё больше людей втягивалось в орбиту «Державы Рериха». Всё больше людей искало возможности приобщиться к миру рериховской мысли, открывавшей неслыханные горизонты. Картины «работали».

И когда наконец запруды и запреты были сняты и стало возможным не только думать, но и говорить, и писать, и читать всё то, к чему смутно, но властно стремился дух, — нам стало доступно наследие Рерихов. «Солнце духа наклонилось к нам», как писал, провидя Новую Эпоху, Николай Гумилёв. Начались конференции, радио- и телепередачи, издание книг Николая Рериха и, главное, великого провозвестия Новой Эпохи — книг Живой Этики, данных через Елену Ивановну Рерих с высот Гималайских гор.

И вот, обозревая весь пройденный путь, мы вновь возвращаемся к тому, от чего пришли, к истоку, к Светлому Дару Юрия Николаевича Рериха нашему городу, к картинам Николая Рериха, хранящимся и «работающим» в нашей галерее на благо всему краю и всем, кто прикасается к этому живительному источнику красоты и мудрости.

«Дар сердца сияет во тьме...»3

16 августа 1992 г.

О ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧЕ РЕРИХЕ

Из радиопередачи

«Померк свет над столицей, и одним служителем Общего Блага стало вдруг меньше»1. Так было Сказано об уходе Юрия Николаевича Рериха.

Многогранен свет, который нёс людям Юрий Николаевич. Свет знаний уникальных и свет добра многообразного. Люди перерождались после встречи с ним. Свет потенциальный, заложенный в них изначала, вспыхивал и разгорался от соприкасания со Светочем великого напряжения. Высокие качества, которые Юрий Николаевич проявлял в общении с людьми, пробуждали в них отклик: его забота и внимание к их нуждам; сочувствие и понимание всего, происходящего с ними и в них; слова о высоком, сказанные по сознанию собеседника; его контакт с Высшим, который не прерывался ни на мгновение, — всё создавало вокруг него интенсивное поле положительных энергий, которое воздействовало не только на людей, но и очищало окружающее пространство, загрязнённое низкими, тёмными мыслями и эмоциями. Пространство и человек взаимосвязаны и взаимозависимы. И подобные очистители — подлинные благодетели человечества, разрядители энергий зла.

Но велика их жертва. Они берут на себя несовершенства окружающего мира и трансмутируют огнём своего сердца. Это благодетельное напряжение неописуемо велико, но и следствия благие не могут быть исчислены нашими мерами. Их длительность, их распространение, их результаты могут сказаться через большие сроки.

Конференция, посвящённая Юрию Николаевичу Рериху, которая проходила в нашем городе, — не есть ли и она отблеск того светоносного дара людям, который он пронёс через всю свою многотрудную жизнь как чашу нерасплёсканную?

23 августа 1992 г.

«Небесный Человек»

К 600-летию со дня преставления

Преподобного Сергия Радонежского

Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)

Как увидим Твой лик?

Всепроникающий Лик,

глубже чувств и ума.

Неощутимый, неслышный,

незримый. Призываю:

сердце, мудрость и труд.

Н.К.Рерих. Из сборника «Цветы Мории»

Что помогает увидеть то, что глубже чувств и ума? Рерих указывает: сердце, мудрость и труд. Сердце прежде всего. Оно выше чувств и ума. Сердце — вещун. Оно сосуд мудрости, которой никогда не достигнет рассудок. Сердце подскажет и приведёт к Источнику Света, если оно открыто и не засыпано грудами житейского мусора и обывательских предрассудков. Чтобы увидеть лик Истины — надо трудиться. Труд духовный и мысленный настолько тяжёл, что люди, обманывая себя, предпочитают уходить в труд физического плана. Только тот, кто, побеждая свою низшую природу, вступает на путь труда духовного, может начать постигать то, что «глубже чувств и ума». Погружаясь в глубины своего духа, «частицы Божественного Я», он начинает, как шахтёр «во глубине руд», разрабатывать то таящееся в нём знание, которое и приводит к Источнику его.

В сердце своём

ищи... обитель

любви. Прилежно ищи и

найдёшь.

Н.К.Рерих. Из сборника «Цветы Мории»

И к такому сердцу — обители любви — тянутся не только люди, но и звери. Представитель дикого медвежьего племени стал приходить к Преподобному, подружился с Ним, полюбил Его. Если в первый раз этот звериный царь лесов пришёл к Нему влекомый голодом, то потом — только по призыву сердца. Он уже не голодал, но он любил, а любовь звери знают, любовь вне всяких условий и условностей, в её чистом, незамутнённом виде. На такую любовь положиться можно — она не изменит ни при каких обстоятельствах. Что вызвало её в звере? Встреча с океаном Любви вселенской, которая была в сердце Светоча Земли Русской, ради спасения и возрождения которой Он пришёл на эту скорбную землю.

Как Он возрождал Землю Русскую, когда Он начал этот подвиг? Считается, что тогда, когда уже была создана Обитель, когда к Нему за помощью и советом стали притекать люди. На самом же деле это началось гораздо раньше, а именно тогда, когда юный Варфоломей ушёл из родительского дома в дремучие леса, вырубил там своими руками часовенку и келью и поселился в абсолютном одиночестве. Тогда Его ещё никто не знал, но дело спасения Руси уже началось. Началось с возрастания мощи духа Подвижника, который, преодолев всё земное, всё человеческое в себе, так возрос в духовной мощи своей, что она стала насыщать пространство просторов гибнущей страны. Эта мощь начала входить в каждого жителя её, могущего её принять, потенциально готового к тому, и пробуждать его к решимости мужественно бороться с далеко превосходящими его силами врага и супостата. Пространство, насыщенное мощнейшим духом и волей Одного, работало на победу. Это было предрешено и непреложно; и поражение врага было неотвратимо. Сроки наступали. И когда князь Дмитрий приехал к Преподобному за благословением на роковую битву, это было уже только результатом, только следствием того, что готовилось в тайне и безвестности годы и годы. «...Когда мысль насыщает пространство, то устремлённый Магнит её творит», как сказано в книге «Беспредельность» (798).

Наши рекомендации