КУЛЬТУРА И ИНОСТРАННЫЕ ВЛИЯНИЯ. Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г.Гессе по этому поводу замечает: «Индия – страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В далекой древности ее называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р.Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие также составляют удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви – чувственной и физической, которую они не считают греховной. Самобытность культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.
В Древней Индии высокого уровня достигла философия. Философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. Самой известной и знаменитой является философская школа йоги, которую основал Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель – достижение нирваны, освобождение от закона кармы. Средством для достижения этой цели выступают физические и духовно-интеллектуальные упражнения. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз и упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человека в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.
Успешно развивалась наука. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана индийским ученым.
Особое место занимает литература. Самым древним памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э. появились еще два великих литературных памятника – «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляют спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Среди главных героев событий и их наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника – «Бхагаватгиту». Содержанием «Рамаяны» являются подвиги и приключения царя Рамы в поисках похищенной любимой. Особого выделения заслуживает Пятикнижие III-IV века н.э. – сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Мировую известность заслуживает творчество поэта и драматурга Калидасы.
Развитие архитектуры имеет некоторые особенности. Никакие памятники не сохранились до наших дней, т.к. основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III веке до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Стамбхи – это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания. Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Аджанте, объединяющий 29 пещер. Там сохранились прекрасные образцы живописи. Росписи Аджанты изображают сцены из жизни Будды, мифологические сюжеты, сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.
Музыка, танец, театр органически слиты между собой. Вокальную музыку индийцы понимают как начало конец всех искусств. Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют царем танца. В меньшей степени как танцор известен также Кришна. Им посвящена большая часть классических и народных танцев.
Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.
Начало исламизации Индии определяется 1000 г., походом в Индию султана Махмуда из Газни. Завоеватели-тюрки ассимилировали чужую культуру, сохраняя положение правителей.
Пришедшие в конце XII в. афганцы были близки индийцам по языку и культуре. Индия стала для них родиной, а Дели – столицей нового государства, Делийского султаната. В Дели хлынули потоком переселенцы из Ирана и Средней Азии, спасавшиеся от монголов. Среди них были поэты, ремесленники, художники, ученые, что сделало Дели крупным центром исламской цивилизации: строились дворцы, разбивались сады. В середине XIV в. наблюдается высший расцвет цивилизации султаната. В 1398 г. Султанат был разгромлен Тимуром, тюрко-монголом по происхождению. Дели приходит в упадок. С XVI в. Индией правят Великие Моголы; родоначальник этой династии – правитель Кабула Бабур, выходец из Ферганы, потомок Тамерлана.
Тюрки по происхождению, моголы усвоили персидские традиции и образ жизни. Взаимодействие персидских и тюркских культур, перенесенных на индийскую почву, стало основой могольской цивилизации. Индийское общество легко включало в свою культуру новую общину, но отношения с мусульманской общиной всегда были и остаются сложными. Индо-мусульманское искусство – это новые формы классической музыки и танца, живописи, зодчества. Жемчужиной индийской архитектуры является Тадж-Махал, приравненный к чудесам света.
Начиная с XVIII в. Индия попадает под влияние совершенно нового типа: британская колонизация принесла не только подчинение, но и новую технологическую культуру, новый образ жизни. Основы индийской цивилизации были подорваны, происходили изменения и в культуре, но она оказалась внутренне устойчивой. В 1947 г. объявлена независимость Индии. Она разделена на Индийский Союз с преобладающим индуистским населением и Пакистан с мусульманским. В 1950 г. Индийский Союз стал Республикой Индия. Т.о., Индия является неповторимой и самобытной цивилизацией.