Мученичество Иоанна Богослова. 1496-1497
Первая гравюра посвящена иллюстрации не Откровения, а жизни святого. Согласно легенде, Иоанн был приговорён к смерти за отказ поклоняться языческим богам — его варили в кипящем масле. Однако он остался невредим и был сослан на остров Патмос, где и написал Откровение. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками — обычный для того времени способ изображения врагов Христа. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе.
Видение Иоанном семи светильников. 1496-1498
На гравюре Дюрер иллюстрирует Главу 1 Откровения. В центре на двойной радуге восседает Христос. В правой руке у него семь звёзд, из уст выходит меч. Слева внизу на коленях на облаке Иоанн. Вокруг Христа на облаках расположено семь огромных светильников. Пламя одного из светильников отклонилось. Семь светильников суть семь церквей.
Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами. 1496
На гравюре Дюрер иллюстрирует Главы 4 и 5 Откровения.
В верхней части гравюры распахнуты Небесные врата, и видно сидящего на престоле Бога с Книгой Жизни. Над ним семь светильников. Рядом с ним Агнец с семью рогами и семью очами. Вокруг них четверо шестикрылых животных. К Иоанну, стоящему на коленях, обращается один из двадцати четырёх старцев. Все они различаются лицом и одеждой.
В нижней части гравюры, отделённой от верхней облаками, — тихий мирный пейзаж с замком — мост опущен, ворота открыты. Ничто не предвещает бедствий, которые скоро обрушатся на Землю.
В 1511 году опубликовано второе издание, для которого Дюрер создал ещё одну гравюру для фронтисписа. Расположенный рядом Иоанн с пером в руке держит на коленях книгу, перед ним чернильница и коробочка с перьями. Левее — орёл, иконографический знак Иоанна Богослова.
Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса».
Шедевр серии иллюстрирует Главу 6 Откровения.
Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.
Ад Дюрер представил в левом нижнем углу гравюры в виде чудовища с широко распахнутой пастью. Люди из различных слоёв населения тщетно пытаются избегнуть этого чудовища: это правитель, чей головной убор представляет собой смесь царской короны и митры епископа, хорошо одетая горожанка, бюргер, крестьянин и другие.
Вавилонская блудница. 1496-1497.
На гравюре Дюрер иллюстрирует несколько фрагментов Откровения. Первый фрагмент из Главы 17.
Справа изображена в венецианских одеждах элегантная молодая женщина — вавилонская блудница, восседающая на звере с семью головами. В руке у неё золотая чаша работы нюрнбергского ювелира.
Вверху гравюры справа изображён пожар, так иллюстрирован фрагмент Главы 18 Откровения:
«За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.»
Вверху гравюры в центре изображён ангел, иллюстрирующий фрагмент Главы 18 Откровения:
« И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.»
Большинство исследователей полагают, что под Вавилонской блудницей подразумевался Рим.
Низвержение Сатаны в бездну и Новый Иерусалим. 1497-1498
На гравюре Дюрер иллюстрирует два фрагмента Откровения главы 20.
В центре гравюры изображён Ангел с большой связкой ключей, среди которых выделяется ключ от бездны. Левой рукой Ангел держит цепь, закреплённую на шее чешуйчатого дракона, у которого высунут язык. Через мгновение дракон будет низвергнут в бездну и ход в неё закроют железной крышкой. На вершине холма ангел показывает Иоанну Новый Иерусалим, вход в который охраняет другой ангел. В качестве Нового Иерусалима Дюрер изобразил современный ему немецкий город.
В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения ("Адам и Ева", гравюра на меди, 1507). Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян ("Пляшущие крестьяне", 1514).
Техника Дюрера никогда не стояла так высоко, его замысел никогда не был так углублен, никогда не был так конкретен его реализм и одновременно так обобщены его образы, как в группе гравюр 1513—1514 годов, за которыми издревле установилось в историографии наименование «мастерских».
В них Дюрер выступает не как техник или иллюстратор заранее данных ему тем, а разрабатывает свою тему, свое содержание. Эти образы Дюрер создает на основе того, что ему подсказано жизнью, выражает в них свой глубокий жизненный опыт.
«Рыцарь, смерть и дьявол» - первая из «Мастерских гравюр», написанная в мрачных тонах «Северного Возрождения», - изображает облаченного в доспехи рыцаря, проезжающего на коне узкое ущелье. Его сопровождают дьявол со свиным рылом и смерть верхом на коне. Смерть держит песочные часы, напоминая рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий. Дьявол следует по пятам, готовый воспользоваться каждой ошибкой. Рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности, что часто трактуется как символ чести и мужества.
«Святой Иероним в келье» интерпретирует легенду о блаж. Иерониме. Святой напряженно работает, в его руке перо, голова окружена сиянием. На переднем плане гравюры изображена мирно спящая маленькая собачка и грозный лев. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны.
Одна из наиболее таинственных гравюр Дюрера – «Меланхолия»- закончена в 1514 г. Она выделяется сложностью и неочевидностью идей, яркостью символов и аллегорий. Часть символов на гравюре связана с планетой Сатурн (в астрологии - покровительницей меланхоликов).
Кроме того, Дюрер создавал графические портреты, такие как:
Портрет матери, где Дюрер изобразил свою мать, Барбару Дюрер, в возрасте 63 года.
И Портрет Филиппа МелАнхтона,одного из крупных немецких деятелей немецкой Реформации, которого Дюрер очень хорошо знал.
Дюрер представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.