Часто рожающая, любящая. Когда она разгневалась, или се обидели, или муж гневается, она говорит: «Моя рука в твоей руке. Я не могу уснуть, пока ты не будешь довольным»
Поистине, идущая правильным путем мусульманская женщина хорошо знает, что ислам щедро вознаградил ее за послушание мужу тем, что она попадает в рай. Вместе с тем она знает и то, что ислам строго предостерегает каждую женщину, которая уклоняется от повиновения мужу, избегает его и не заботится о нем, о том, что такое отношение к супругу - большой грех, справедливо вызывающее у ангелов возмущение и проклятие.
В Сборнике Абу Хурайра говорится об этом: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Если муж зовет свою жену в постель, а она отказывает, и он проводит ночь один, гневаясь на нее, то такую жену проклинают ангелы до тех пор, пока муж не проснется». Этика взаимоотношений мужа и жены предусматривает, что она не может без особых причин отказывать мужу в близости. Об этом говорится во многих хадисах. Приведем такой пример: «Аллах проклял тех женщин, которые откладывают на потом. Муж зовет её в постель, а она говорит «Потом», т.е. когда его глаза одержат над ним верх» (т.е. когда он заснет). Ислам с самого начала рассматривал брак как средство, защищающее, оберегающее как мужчину, так и женщину. Поэтому женщина должна удовлетворить желание мужа, не отказывать в близости, не прибегать к несущественным доводам и отговоркам . Исключение может быть лишь при наличии какой-то особой помехи, непреодолимой причины.
Вопрос о незапятнанности мужчины, об отдалении его от искушения и соблазна - самое важное дело, которое делает женщина. Ислам хочет, чтобы мужчина и женщина в равной степени жили в атмосфере полной чистоты, были вдали от возникающих попыток соблазна и искушения, взирая с вожделением на сладкий запретный плод. Огонь страсти можно потушить, мысли о склонности к запретному можно прогнать лишь высвобождением энергии живого организма в естественное и законное русло. Об этом наставлял благородный посланник в хадис, который передал Муслим, ссылаясь на Джабара в главе «О браке»: «Если кому-нибудь из вас понравится женщина и западет ему в сердце, то пусть он устремится к своей жене и совокупится с ней. Это снова приведет его в душевное равновесие».
Если муж недоволен своей женой, то это для нее очень плохо, ибо даже молитвы ее будут недействительны. Об этом сказано в хадисе, который передал Джабер ибн Абдалла: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Троим молитва считается не состоявшейся: «Рабу, который, убежал от своего господина, пока он не вернется, женщине, которой очень недоволен ее муж, пока он не будет вновь благорасположенным к ней, пьяному, пока не протрезвится».
«Недовольство мужа своей женой» следует понимать в том смысле, что когда муж прав, а она ему противоречит. Может быть и другая ситуация. Муж, может быть, негодует несправедливо, но его негодование не причиняет ей никакого вреда.
Она соблюдает пост вне месяца рамадан только с разрешения мужа. Разрешает кому-либо войти в его дом только с его разрешения. Из заработанного мужем, тратит только с его разрешения. Если же она истратила без его повеления, то он признает лишь половину размера истраченного. Благочестивая мусульманская женщина руководствуется законоустановлением, высказанным благородным посланником: «Женщине разрешается соблюдать пост только с его разрешения. Разрешает кому-либо войти в дом только с его разрешения. Если сделала расходы без его разрешения, то возвращает ему его половину».
У Муслима это передастся так: «Женщина соблюдает пост только с разрешения мужа. Разрешает кому-либо войти в дом только с его разрешения. Если она потратила из заработанного им без его разрешения, то возвращает половину размера истраченного ему».
Как видим, во всем этом все сводится к разрешению мужа и его удовлетворенности. Если она истратила без его разрешения на садаку, т.е. добровольную милостыню по внезапному побуждению, ей не будет награды, а наоборот - прегрешение. Она может истратить на садаку из его имущества в его отсутствие только тогда, когда уверена в том, что он, если бы был в курсе, разрешил бы и был бы доволен. В ином случае - нельзя.
Полное взаимопонимание и гармония между супругами достижимы только тогда, когда подобные вопросы решаются согласованно и ни одной из сторон не наносится ущерб, беспокойство или стеснение, т.е. не имеет место то, что омрачает радость и чистоту супружеской жизни. Ислам построил супружескую жизнь так, что она покоится на любви, привязанности и взаимной симпатии.
Если муж - скряга, чрезмерно экономит на ней и на детях, то ей нужно тратить на себя и на детей по-хорошему, так, сколько им достаточно, без его ведома. По этому поводу посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, заявил Хинду бинт Атаба, жене Абу Суфайана. Она пришла к нему и сказала: «О посланник Аллаха! Поистине, Абу Суфайан - человек скупой. То, что он дает на расходы на меня и моего ребенка, недостаточно. Так что приходится добавлять без его ведома из его добра». Он сказал: «Возьми по-хорошему столько, сколько будет достаточно для тебя и для твоего сына». Благоразумная мусульманка осознает, какую ответственность возложил на нее ислам по уходу за домом ее мужа и детей. Ислам особо выделил и подчеркнул этой ответственностью ее роль и значение. Мы имеем в виду хадис, в котором благородный посланник сделал каждого индивидуума мусульманского общества ответственным за то, что есть в его владении и под его началом, и этой ответственности не избежать никому - независимо от того, мужчина ты или женщина. Хадис этот мы уже
приводили выше.
Истинная мусульманка всегда обладает такими качествами как нежность к своим детям и забота о своем муже. Эти два прекрасных качества и являются тем, что всегда и везде украшало и будет украшать женщину. Благородный посланник особенно высоко ценил эти два качества. Он считал, что такие качества воплощались в женщинах курайшитов, которые олицетворяли собой лучший образец нежного отношения к детям и уважения прав мужа , образец того, как бережно надо относиться к имуществу, тратить разумно и сохранять. Он сказал: «Самые лучшее из женщин, сидящих на верблюде - женщины курайшитов - своей нежностью к малому дитя и в то же время заботой о муже».
Это ценное свидетельство благородного посланника как бы надевает на шею курайшитской женщины ожерелье из драгоценных, высоких добродетельных качеств, которые характеризуют их в плане красоты, достоинств и очарования. В этом свидетельстве содержится призыв каждой мусульманской женщине быть нежной детям, заботливой и внимательной к мужу. Если женщина обладает этими двумя замечательными качествами, то брак будет успешным, семья будет благоденствовать. И все это способствует прогрессу общества.
Своей деликатностью, нежностью, обходительностью и задушевностью она заполняет его жизнь, радостью и счастьем, атмосферой доверия и спокойствия. Для мусульманской женщины есть прекрасный пример для подражания. Это духовная мать верующих госпожа Аиша. Она сопровождала пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, когда он совершал хадж, окружая его вниманием и заботой. Прежде чем ему привести себя в состояние освящения (ихрам) и облачиться в специально предназначенную для совершения паломничества одежду,( которая носит то же название - ихрам), она умащала его тело благовониями. То же самое по окончании церемоний хаджа, после того как он совершит ритуальный обход Каабы. Она делала это своими руками, подбирая для этого лучшие виды благовония, ароматов. В ряде хадисов, преданных аль-Бухари, Муслимом и другими, она рассказала об этом, например:
Я умащивала благовониями посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, своей рукой для приведения в состояние ихрама (освящения, в котором находится приступивший к совершению обрядов хаджжа) и для возвращения в состояние дозволенности, (когда разрешается пользоваться всем тем, что запрещается паломнику) перед тем, как совершить обход Священного дома».
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, склонял голову, а госпожа Аиша причесывала и приводила в порядок волосы и совершала гусль (омовение). Об этом тоже говорится в достоверных хадисах, переданных аль-Бухари и Муслимом, об Аише, да будет доволен ею Аллах,
например:
Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, склонял ко мне голову, а я приводила волосы в порядок. В дом входил кто-нибудь только тогда, когда кто-либо был ему нужен».
Госпожа Аиша особо подчеркивает женщинам необходимость проявления внимания своим мужьям и заботу о них, советует хорошо понимать, какие у мужей права в отношение своих жен.
Об этом говорится в ее высказывании: «О женщины! Если бы вы знали права ваших мужей на вас, то смахивали бы пыль с их ног».
Поистине, это выразительная картина, показывающая всю значимость права мужа на свою жену. Духовная мать верующих хотела особо подчеркнуть, какие большие права имеет муж в отношение своей жены и вырвать из душ некоторых женщин, ставящих себя выше своих мужей, это чувство, которое часто превращает его в невыносимый ад.
Почитание мужа, выражение уважения, приветливости и радушия по отношению к нему - характерная черта у нашего народа. Оно было важным нравственным качеством даже во времена, язычества, когда людям было неведомо истинное единобожие. Ислам закрепил это, и поколения арабов, ставших мусульманами, передавали их в наследство друг другу. Наше арабское наследие усвоило красноречивые тексты с рекомендацией матерей своим дочерям заботиться о муже и беречь его. Тексты эти считаются высокоразвитыми ценными документами большого общественного значения.
Во втором веке хиджры Абд аль-Малик ибн Умяйр аль-Кирши был одним из самых образованных людей. От него мы узнали о советах замечательной женщины Умамы бинт аль-Харис, которая была признанным авторитетом в красноречии, проницательности и в отстаивании своего мнения. Ее дочь была на выданье. Она как умная мать высказала ей свои советы так замечательно, что они заслуживают того, чтобы были записаны золотыми буквами.
Аль-Кирши рассказывал: «Когда Ауф бен Мухаллим аш-Шайбани, который был во время язычества весьма знатным человеком, выдавал замуж свою дочь Умм Ийае за Хариса бен Ам-ра аль-Кинди, вошла ее мать Умама и дала такой совет: «О доченька, вот что я тебе скажу:
«Ты ушла из той обстановки, из того гнезда, в котором выросла, в гнездо, которое ты не знаешь, к супругу, к которому не привыкла. Будь для него рабыней, и он станет для тебя рабом. Выслушай и запомни десять качеств, очень важных для тебя.
Первое и второе: Умей довольствоваться малым. В неприхотливости - покой для сердца. В послушании -одобрение Господа.
Третье и четвертое:Береги его нос и глаза. Надо, чтобы его глаз не видел в тебе что-либо дурное, а его нос чтобы ощущал от тебя только приятное. Сурьма для подкрашивания глаз - самое главное, а вода-самос
приятное.
Пятое и шестое: Четко выдерживай время приема пищи и обеспечь тишину когда он спит. Прерывание сна - причина гнева.
Седьмое и восьмое: Будь внимательной к его домочадцам. Бережно относись к его имуществу.
Девятое и десятое: Не разглашай его тайну, не перечь ему. Если ты разгласишь его тайну, не обеспечишь сохранности его хитрости, пойдешь против его повеления, то ты вызовешь у него гнев. И остерегайся, доченька, его радости, если она печальна, и его грусти, если она радостная. Поистине, первое качество от небрежности, а второе - от раздражения.
Старайся делать так, чтобы как можно больше почитать его, и это обернется тебе уважением, чтобы больше соглашаться с ним, и он будет дружить с тобой.
Поистине, это всеобъемлющая заповедь. Она напоминает, какими качествами должна обладать девушка своей будущей супружеской жизни.
Истинная мусульманка, будучи богатой, не станет злоупотреблять богатством и экономической самостоятельностью. Она будет соблюдать права своего мужа, правильно относиться к нему, каким бы большим не было ее недвижимое имущество, какой бы самостоятельной и независимой материально она не была. Она знает, что за это должна благодарить Аллаха- ибо Он щедро дал ей из Своей милости. Поэтому ей не жалко выделять на садаку, ибо она стремится так снискать благоволение Аллаха. В этом смысле такое отношение к мужу - тоже садака, тем более, если он испытывает нужду. Это будет иметь два измерения -родство и садака. Об этом говорил посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в хадисе, который передала Зайнаб ас-Сакафийя, жена Абдаллы ибн Масууда, да будет доволен им Аллах. Она вспоминала, как пошла к благородному посланнику выяснить, можно ли давать садаку мужу: «Я пошла и увидела жену одного из ансаров у дома посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Пришла по такому же вопросу, как и я. Мы испытывали перед ним почтительный страх. К нам вышел Биляль, да будет доволен им Аллах. Мы сказали: «Скажи о нас посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Сообщи ему, что пришли две женщины. Они спрашивают, можно ли им использовать садаку на их мужей и на сирот, которые на их попечении. Но не говори, кто мы». Биляль вошел к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сообщил ему, о чем мы просили. Благородный посланник спросил: «Кто они такие?» Биляль сказал: «Жена одного из ансаров и Зайнаб». Он спросил: «Какая Зайнаб?» Биляль ответил: «Жена Абдаллы бен Масууда». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Каждой из них будет две награды. Одна - за заботу о родственниках, а другая - за то, что творят добровольное пожертвование».
А Аль-Бухари так передает: «Твой муж и твой ребенок заслуживают садаку от тебя больше, чем кто-либо».
Истинная мусульманка прекрасно понимает, что она должна быть благодарна за благоденствие и богатство, за ту радость, которые выпали на ее долю. Но если ее коснется несчастье, она проявляет терпение. Она всегда помнит, как предупреждал посланник, да благословит его Аллах к ниспошлет на него Свою благодать, женщин вообще, ибо видел, что большинство находящихся в аду - женщины. Поэтому она просит Аллаха о том, чтобы не оказаться среди этих женщин. Об этом говорится в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со ссылкой на Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «О женщины, давайте садаку. А то я видел, что среди обитателей ада большинство - женщины». Они спросили его: «Почему же, о, посланник Аллаха?» Он ответил: «Слишком много проклинаете и забываете о родственниках».
Об этом же говорится и у Аль-Бухари: «Не признают родственников и не признают необходимость добродетели. Если сделаешь добро, а потом встретит у тебя, то скажет: «Не видела от тебя абсолютно ничего хорошего».
А вот как передает Ахмад: «Один человек сказал: «О посланник Аллаха! Не разочаровывают ли наши матери, сестры и жены?» Он сказал: «Ну конечно же разочаровывают. Если им дано - не благодарят. Если их поразило несчастье - не проявляют терпеливости».
Благочестивая мусульманка всегда глубоко вдумывается в сказанное в этих благородных хадисах. Всегда остерегается греха, каковым является порыв связей с родственниками, высказывания проклятий, забывание о необходимости выражать благодарность, когда для тебя происходит что-то радостное, не проявление терпеливости, когда случилось несчастье. Она спешит творить добровольную милостыню - садаку, к чему побуждал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, всех женщин. Этим самым он просил Всевышнего спасти их от той ужасной участи, которая постигает большинство женщин. Праведная мусульманская женщина являет собой образец того, как надо ценить мужа и подчеркивать его достоинства, заслуги и высокие качества. Вот в чем заключается верность, которую достойно проявляет мусульманская женщина, уважающая свои права и не забывающая о чести и достоинстве
супруга.
История сохранила нам много бессмертных примеров того, как мусульманка признавала и высоко ценила достоинства и нравственные качества своего мужа. Среди этих примеров - Асма бинт Умайе. Поистине, она была и есть одной из самых достойных женщин ислама. Она была в числе первых участниц хиджры и
заметим, что знатного происхождения. Асма была замужем за Абу Бакром Правдивейшим, а потом за Али, пусть будет доволен ими всеми Аллах. Однажды два ее сына - Мухаммед ибн Джаафар и Мухаммед ибн Абу Бакр - соревновались. Каждый говорил: «Я более благородный, чем ты. И мой отец лучше твоего». Али ей и говорит: «Будь судьей между ними, о Асма». Она ответила: «Я не знала среди арабов молодого человека лучше, чем Джаафар, и не знала мужчину средних лет лучше, чем Абу Бакр». Али сказал: «Если бы ты сказала что-то другое, а не то, что сказала, я бы тебя возненавидел».
Какая рассудительность! Какой проницательный ответ! Какая изящность выражения своей мысли! Она воздала должное каждому из мужей.