Имам аль-кайравани аль-малики
Имам Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Кайравани аль-Малики (ум в 386 х.) сказал: «Среди того, во что следует веровать в сердце своем и высказывать языком: Что Он (Аллах) - на славном престоле своем сущностью, и во всяком месте[85] благодаря Своему знанию»[86].
Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи сказал: «Он на Своём Троне, как Он Сам Себя описал»[87].
На вопрос «Как нам познать нашего Господа?», Абдуллах ибн Мубарак ответил: «(Он) над небесами над Троном, отделен от творений. И мы не говорим подобно джахмитам, что Он там-то»[88].
Следует отметить, что согласно Даххаку[89]и Вахбу ибн Мунабиху[90], Трон был первым творением Аллаха.
Имам Абу Бакр Абдуллах ибн Аз-Зубайр аль-Кураши аль-Хумайди (ум в 219 х.): «Мы говорим, что Милостивый вознесся на Трон[91]. Кто возомнит нечто помимо этого, является джахмитом, искажающим сифаты»[92].
Вахб ибн Джарир сказал: «Джахмиты еретики, они хотят (чтобы мы сказали), что Он не вознесся на Трон»[93].
Абдуррахман ибн Амр ад-Дабби, басрийский ученый, упомянув джахмитов, сказал: «Их высказываний хуже слов иудеев и христиан. Иудеи и христиане, люди (других) религий, наряду с мусульманами считают, что Аллах над Своим Троном. А они говорят, Он не над чем»[94].
Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Описывайте Аллаха точно также как Он Сам Себя описал. Отвергайте (в отношении Его) все то, что Он Сам от Себя отверг»[95].
Ибн Абу Йала передал от Абу Бакра аль-Марвази: «Я спросил имама Ахмада о хадисах, которые отрицают джахмиты. Хадисы о /сифатах/ Аллаха, о том, что Его увидят (на том свете), о /исра/ и о /арше/. Он сказал, что все они достоверные и добавил: «Умма встретила подобные предания, приняв их. Эти хадисы надо принять, как они и пришли»[96].
Усман ибн Саид аль-Дарими
Усман ибн Саид аль-Дарими (ум в 280 х.): «Мусульмане и не мусульмане единодушны в том, что Аллах над небесами». И он также сказал: «И мусульмане сошлись во мнение, что Аллах над троном, (который) над Его небесами»[97].
Имам Абу Бакр аль-Аджурри
Имам Абу Бакр аль-Аджурри (260-360 х.): «И вера, которую приняли ученые, заключается в том, что Аллах над Своим Троном, (который) над Его небесами, и Его знания охватывают каждую вещь»[98].
Имам Абу Зура ар-Рази
Имам Абу Зура Убейдуллах ибн Абдулькарим ар-Рази (ум в 264 х.) и имам Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (ум 277 х.): «Аллах Азиз и Джалиль над Своим Троном, отделен от Своих творений»[99].
Имам ан-Наблуси
Имам Абуль Фатх Наср ибн Ибрахим ибн Наср ибн Ибрахим аль-Макдиси ан-Наблуси (ум в 490 х.): «Всевышний Аллах вознесся на Свой Трон. Он отделен от своих творений»[100].
Имам Мухаммад аль-Багдади
Имам Мухаммад ибн Ахмад Абу Али аль-Хашими аль-Багдади (ум в 428 х.): «Аллах вознесся на Свой Трон. Ему принадлежит власть над всем, и Его знания объемлет всё»[101].
Шейх уль-Ислам Исмаил аль-Нейсабури
Шейх уль-Ислам Исмаил ибн Абдуррахман аль-Нейсабури, Абу Осман ас-Сабуни (ум в 449 х.): «Я свидетельствую, что Аллах Всевышний вознесся на Свой Трон»[102].
Имам ибн Джурайдж
Имам ибн Джурайдж, муфтий Хиджаза (ум в 150 х.): «Его Трон был на воде, до того как Он создал творения»[103].
Имам Аузаи
Имам Аузаи (88-157 х.) сказал: «Мы и /табеины/ в один голос говорили Аллах Всевышний над Своим Троном, и мы верим в то, что пришло в /сунне/ насчет Его атрибутов»[104].
Шейх Насируль-Ислам аль-Келувазани
Шейх Насируль-Ислам Абуль Хаттаб Махфуз ибн Ахмад ибн Хасан аль-Келувазани аль-Ханбали (ум в 510 х.): «(И меня спросили) Он (Аллах) повсюду? Я ответил: «Пространства не объемлют Господа Моего». Сказали: «Принимаешь ли ты, что Владелец Трона вознесся (на него)?» Я сказал: «Да это истина, мой Господин мне так сказал». Сказали: «Так скажи нам, что
означает Его вознесение?» Я сказал им: «Нет, это вопрос преступивших границу»[105].
Мукатил ибн Хайан
Мукатил ибн Хайан, ученый Хорасана (умер приблизительно в 150 х.) об аяте Всевышнего «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым»[106] сказал: «Он на Своём Троне, а Его знание рядом с ними»[107].
Кутайба ибн Саид
Кутайба ибн Саид, шейх Хорасана (150-240 х.) сказал: «Это слова имамов ислама, сунны и джамаат: «Знайте, что наш Господь над 7-ю небесами, на своём Троне, как Он и сказал (в Коране): «Милостивый вознесся на Трон»[108].