Шопенгауэра и Ницше. Фил.воли.
Иррационализм -это фил. направление и умонастроеие людей ,считающее источником действия людей не разум,а интуицию,инстинкты,веру,волю … фил воли- волюнтаризм. Артур Шопенгауэр мир как воля и представление. Основой бытия явл воля к жизни,воля абсолютна,свободна, не имеет никакой разумной цели. Мир как продукт воли к жизни абсурден и безнадежен. Надеяться чел.может только на себя. Он сам может погасить волю к жизни, отакзавшись от соблазнов. Это единственный способ спастись от страданий(буддизм). Фридрих ницше. (конец 19-20) веселая наука,так говорил Заратустра, воля к власти. Основой бытия явл. Воля к жизни,которая определяется стремлением к власти. Наука и христианство ослабляют волю к власти т.к. наука рассуждает о закона, а христианство о любви к слабому. Воля к власти –основа жизни сильного чел.(сверчел) сверхчел занимает место бога(бог умер,да здравствуют боги) сверхчел имеет жестокий хар. И двойную мораль(в отнош к сил.чел-он честен,благороден,справедлив,а в отнош.к слабому-он может делать все,чтобы подчинить его себе). однако сильный чел. Не имеет право отнять жизнь у слабого чел. Женщина не имеет право сильного чел. В действительности сверхчел.еще нет.возникновение сверх.чел.смысл всей жизни(мост к сверхчел- Заратустра) идея сверх чел легла в основу фашизма.
Психоаналитическая философия.–это фил анализа психики человека.возникла в1 половине 20в. Зигмунд фрейд. Карл юнг. Я и оно, по ту сторону принципа удовольствий. психика чел делится на 3 части:1.оно-это бессознательное в человеке. 2.я-или это-это сознание. 3. сверх я-это внутри-личначтная совесть. Главным в поведение чел явл оно. –это бессознательное основанное на природных инстинктах или влечениях передающихся через пок в пок,генетически. При этом доминируют 2 инстинкта: жизни(эрос),смерти(тонатос). Цель действий человека-это получение удовольствий. Основой удов.явл сексуальные влечения. Чел от природы склонен к агрессии и др инстинктивным проявлениям. Развитие культуры тормозитэто. Агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится пружиной замедленного действия. Это приводит к неврозам. Чел забол.неврозами из-за детских переживаний. Если выяснить источник заболеваний-то можно вылечиться. С помощью психоанализа можно перевести бессознательное в сознательное. Под воздействием свер я происходит сублимация -это трансформация источников в соц приемлемые формы. У человека есть желание инцеста(кровосмешания) они подовляются сверх я. Чел при этом испытывает страх,стыд так возникаеют комплесы. комплекс-это подавленное эмоциональное состояние. Чел обладает Эдиповым комплексом. –это секс.инстинкт, кот вознивает в 3-5 лет,кот основан на бессознательном влечении к родителям противоположного пола и ревности к родителям того же пола.
Экзистенциализм.Фил течение,возникшее в период между двумя мировыми войнами. Др название данного течения-фил кризиса(кризиз цивилизации,гуманизма) это фил течение,которое изучает сущ чел в кризисных ситуациях. Различают: немецкий экзист(хайдеггер,карл ясперс), француский(чатр,комю),русский(бердяев,шестов).проблемы: 1. проблема сущности и существования или эссенции или экзистенции. Человек сначала сущ.и лишь потом становится сущьностью(личностью); каждый человек сам создает свою сущность.сущ опр. поступками чел. 2. проблема жизни и смерти. Чел-это временное конечное существо предназначенное к смерти. Человеку нужно напоминать о смерти.смерть-это граница чел.начинаний,т.е. чел живет в крайних,предельных пограничных ситуациях. Погр ситуации ставят человека перед необходимостью выбора и прежде всего выбора между смертью и жизнью. Когда есть выбор, чел всегда свободен. 3. проблема свободы и ответственности. Чел имеет право выбора. он делает выбор своего поведения (формирует себя сам). Однако свобода-это понятие нравственное, т.к свобода связана с ответственностью. Сатр- чел выбирает себя сам,выбирая себя,он выбирает весь мир. Нов то же время по Бердяеву, чел боится свободы,т.к. боится ответственности.
Русский Космизм. –это раздвижение границ космоса и человечества на основе их единства. русский космизм сложился в конце 19в. Федоров.соловьев. оформился в 60-70 года 20 в. различают 3 направления: 1. религиозно-фил (соловьев,федоров) 2. научно-фил (вернадский) 3. худ-поэтическое (Тютчев). Общие полодения: 1. единство чел и космоса,бытия в целом;2. могущество чел и его разума; 3. сохранение природы и земли в целом. 4. развитие космонавтики. 5. космическая этика. 6. космическая экология ит.д. согласно русскому космизму мир-есть живой организм. Чел-это часть мира,часть космоса. У него космическая природа, следовательно, его деятельность носит космический хар. Но чел не должен нарушать равновесие в космосе своим появлением в нем.
категория бытия, виды бытия. Проблема бытия исторична,впервые она была поставленна парминидом. В наст время бытие понимается,как предельно общее абстрактное понятие(как нечто). Бытие –это все то что сущ и матер и дух. Формы бытия: 1. бытие вещей, процессов и сост природы:бытие естественного,искусственного. 2. бытие человека: -в мире вещей(представлены его телесные характеристики); - специфически человечное бытие(способность чел регулировать свои дейстия нравственными мотивами). 3. бытии духовного: - бытие индивидуального духовного;- бытие общественного духовного. 4 . бытие социального: бытие отдельногочел в об.; бытие общества в целом. Антитеза бытия- не бытие(ничто) проблема небытия исторична. Впервые она была поставлена парминидом. мыслимо только сущие. С т.з. парминида: небытия нет ,т.к.его нельзя помыслить. Демокрит считал, что небытие есть это пустота в которой перемещаются атомы. В наст.время считается, что в относительном смысле небытие есть. Относительно пространства и времени(меня сейчас нет дома). В абсолютнм смысле небытия нет. Есть переход из одного сост в другое.
Материя.от лат вещество. поэтому сначала, под материмей понимали некое вещ., строительный материал из которого сост.весь мир. В настоящее время материи придается универсальное содержание под материей понимают объективная реальность данная человеку в ощущениях. Разл 2 сост материи: 1. вещ-во- прирывистый вид материи,имеющий массу покоя. 2 . поле-неприрывный вид материи,неимеэщ.массы покояна макро уровне. Различают 3 формы материи: материя неживой природы,живой, социум. Каждая форма материи имеет свои структурные уровни организации. В неживой: низший-элементарные частицы,высший-вселенная вцелом. В живой природе: ген-биосфера в целом. В социуме: человек и его семья-человечество в целом. Свойства матери(атрибуту):1. объективность. 2. несотворимость, неуничтожимость. 3. отражаемость в виде ощущений. 4. единство в своем разнообразии 5. системность и структурность. 6.бесконечность в пространстве и времени. 7. движение как способ сущ материи. 8. пространство и время как форма сущ.материи.
Картина мира.Мир- это действительность, взятая в ее качественном единстве и целостности. Мир может восприниматься и осмысляться по-разному, поэтому сущ.разл.картины мира. Картина мира-это способ видения мира. Различают: обыденная,религиозная, философская, художественная,научная. Каждая мира имеет свой смысловой центр и свой понятийный аппарат. Причем картина мира могут противоречит друг другу, а могут и дополнять. Смысловой центр: 1.обфденная картина мира:это человек в его повседневной жизни. Основное понятие- обыденность, повседневность. 2. Религиозная км: соотношение2 миров(потустороннего -посюстороннего) понятийный аппарат вращается вокруг божественного, сверхъестественного, таинственного. 3. Фил.км: соотношение чел и мира во всех проявлениях( в антологическом, гносеологическом и эстетическом). Основные понятия:бытие,материя,дух. 4.худ.км: смысловой центр-это отношение прекрасного к безобразному. Осн.понятия: безобразный, прекрасный. 5. Научная км: это основной способ видения мира в строгих научных понятиях и математических вычислениях. Прошла 2 этапа: 1.метофиз.-механический.он был представлен ньютонско - кортозианской картиной мира. Ит.к. основан на идеях иссака ньютона и декарта. В этот период мир был представлен твердой матрией подчин.законам механики. Господствующий метод познания мира- метофизика, которая разделяет мир и отдельные части и рассматривает в основном его мех.ихменения. 2.эволюционно-организмический(20в)- основан на принципах саморазвития мира представленного как органическая целостность. Господствующий метод познания- диалектика, кот рассматривает мир во всеобщей взаимосвязи и развитии его сост.частей. на этом этапе обоснована роль случайности, хауса и потрясения в мире.(синергетика-наука обосновывающая хаос). введен антропный принцип-мир такой потому что мы в нем есть. Меняется наше сознание меняется мир. Современная научная км-динамична,противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов.
Западничество и славянофильство.Рус.фил возникла в11 в. В процессе христианизации киевской руси. Первый рус.философ- метрополит Илларион. (слово о законе и благодати) на всем протяжении своего развития русская фил нравственно-критический характери была занята судьбой рус народа. Оформилась русская фил в 18 в. В это время появл.тенденции материализма(ломоносов, радищев). Наибольшего развития она достигла в 2-ой половине 19в, когда обозначился раскол на заподничество и славянофил.
Западничество. Чаадаев (религиозный мыслитель). Представители:белинский,чернышевский. Зап.ориентировали россию на западный путь развития. Они считают, что все страны развиваются одинаково-россия не искл. Она должна догнать Европу, учась на ее ошибках, преодолевая свои недостатки. Недостатки: сохранение самодержавия и крепостного права; сильна религиозность и не развитие науки и образования. Антология(о бытие)-заподники были сторонниками матеор. И атеизма, кроме Чаадаева. Гносеология(познание)- сторонники рационализма задаваемого наукой. Этика- развивают концепцию разумного эгоизма. Признается индивид.творчество, проявление личной инициативы. Фил. Заподночества-назыв.фил индивидуальности.
Славянофильство. Хомяков,киреевский, оксаков. Россия-богоизбранная страна.ей отведена миссионерская роль. Она может прийти мировому лидерству. Достоинства: сильная религиозность(правосл.чел живет по законам нравственности, рациональности); замодержавия;царь поддерживает пров.церковь в то же время он получ.свою власть не от бога, а от народа, поэтому должен действовать в интересах народа; душа русского чел соединила в себе религиозные и научные положения; соборность русккого народа( это духовное единение людей, характерно для всех сторон русского чел).ву мат.жизни соборность связана с общинностью (Крестинская община), где все проблемы решаются коллективно. В дух.жизни соборность связана с церковью. Где все проблемы решаются на соборах(собрание священно служителей). Единицей общинности явл.семья. в антологии сторонники объективного идеализма. В гносеологии сторонники иррационализма и религиозного интеллектуализма.(это признание роли разума поставленного на службу религиозной веры). В этике славянофилы признают коллективность, тотальность, общность. Их фил.называется фил тотальности.
Соловьев.Русский религиозный мыслитель19в. (кризис зап.фил., фил цельного знания) основная идея-идея всеединства. Антология. Источником всеединства соловьев называет единство в боге(бог- отец,сын,святой дух) . бог-это разум, и поэтому в каждой вещи сотвор.богом есть кусочки божественного разума, поэтому бог и его творение едины. Механизм сближения бога и его творения раскрывается через концепцию богочеловечества. Реальное воплощение(Иисус Христос.) гносеология.сол.развивал концепцию цельного знания основанного на единстве 3 знаний. Религиознго,фил (рацион.), научного(эмпир). соловьев-сторонник религиозного интеллектуализма. Этика.сол.говорит о смысле истории заключенном в полном воплощении богочеловечества на основе единого христианства. Это позволит преодолеть вселенские зло:искушение плоти, искушение духа, власти. Соловьев впервые в росси создал сам.фил.сист.основанную на идеях христианства и немецкого идеолизма.
Бердяев. Фил свободы. Фил неравенства. Смысл творчества. Гл.идея-идея свободы и творчества. Свобода-это внут.свобода,свобода духа,а не действия,право выбора. Чел всегда имеет право выбора он сущ.сам по себе,он сам выбирает добро или зло. Но в силу своей слабости люди отказываются от свободы т.к. боятся ответственности (экзистенциализм). Свобода-это некая сам.реальность,она ни кем не создана, и не уничтожима, она равна первоначальному хаосу, именно в свободе рождается бог и сотворенный им мир(расхождение с религией). Чел обладает не только свободой, но и творчеством. Гл задача чел быть творцом, а для этого нужно быть свободным. Бог ждет от человка не спасения, а творческого восхождения. Чел стоит выше общества: не чел часть общества, а наоборот. При социализме наблюдается не свободная, а принудительная социальность. Бердяев предостерегает от эгоцентризма. Был патриотом и сторонником еврозинства. Россия-это великий востоко-запад. Она вбирает в себя самые луч.черты востока (душа)и запада.(рациональность) говорит о широте русской души, связывая с широтой рус.пространства.
Шестов, Флоренский.Религиозный антиинтеллектуализм-это отрицание р
ма(агностицизм). Должна быть слепая религиозная вера(религиоз.антилект.) чел сущ сам по себе,он сам выбирает или разум млм веру. Выбирая разум он живет по необходимости. Выбирая веру, он живет свободным, он основывает свою жизнь на чуде. Религиозные деятели, святые-это богоотступнтки(они основывают свою жизнь на вере в бога, а не вере в себя). Павел Флоренский:столп и утверждени истины. Упрекает науку за стремление найти единственную истину, отождествляя противоречия сущ в мире. Христианство же наоборот пытаетсч рассмотреть мир, как многообр.явление построенное на антиномиях -взаимоискл. противоречия. изнач.антиномии находятся в боге: богочеловечность, трончность бога. Развивал идею пневматосферы как единство божественного и чел., вовлеченного в круговорот культуры.