О Священном Предании и Священном Писании
В. Каким образом Божественное Откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?
О. Двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.
В. Что разумеется под именем Священного Предания?
О. Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.
В. Есть ли верное хранилище Священного Предания?
О. Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению Святого Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).
Святый Ириней пишет: Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни (Прот. ерес. кн. 3, гл. 4).
В. Что называется Священным Писанием?
О. Книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею.
В. Что значит слово: Библия?
О. Слово: Библия есть греческое. Оно значит: Книги. Сим названием выражается то, что Священные Книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.
В. Что древнее: Священное Предание, или Священное Писание?
О. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных Книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установление предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость предания видна и из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей, а преданием все.
В. Для чего же дано Священное Писание?
О. Для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные Книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени.
В. Должно ли соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?
О. Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15).
В. Для чего и ныне нужно Предание?
О. Для руководства к правильному разумению Священного Писания, для правильного совершения таинств, и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.
Святый Василий Великий говорит о сем следующее: Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие: то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для таинства, приняв оные от неписанного учения. По какому также писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее относящееся к крещению, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещенным и воззреть не позволительно? (Прав. 91, о Св. Духе гл. 27).