Раздел, который посвящен различным вопросам имеющим отношение к болезни, смерти, к судному дню
Первый вопрос: Человек, который говорит, был Аллах и не было ничего, и потом другой человек говорит: «И будет Аллах и так же ничего не будет», он впадает в куфр.
Потому что это мнение указывает на уничтожение ада и рая, но они, рай и ад, будут бесконечно оставаться, потому что Аллах сказал в отношении ада, рая и его обитателей «Будут вечно в них пребывать». И мы не принимаем в расчет то, что сказали джахимиты, их расхождения в этом вопросе не принимаются, и есть иджма в этом вопросе.
Второй вопрос не очень ясный… Значит третий.
Третий: если человек скажет «пусть Аллах увеличит твою душу-жизнь». Это ошибка, это невежество, и это не мазхаб людей правды. Я (Мулла аль Кари) говорю: Если человек говорит: «пусть Аллах увеличит твою жизнь, в значении пусть Аллах продлит твою жизнь и подобные вещи».
Потому что это противоречит ясным доказательствам, что жизнь человека не увеличивается и не уменьшается. То же самое, если человек говорит, что от его души уменьшил, к другой душе прибавил.
Следующий четвертый пункт на фарси идет, непонятный.
Пятый пункт. Из «Фатава Коды Хан»: «Если человек говорит «этот не умрет сам по себе, то в отношении такого человека есть страх куфра». Если человек не имел виду, что тот не умрет, кроме как за счет убийства. Если он не это имеет в виду, что человек сам по себе не умирает, а Аллах его умерщвляет. Человек умирает, когда Аллах его умерщвляет, ангелы забирают его душу. Если же он это имел в виду, что человек умирает не по аджалю, а потому что его убили, в отношении него есть страх куфра. Если человек говорит, что Аллах умертвил его до его смерти, то он впадает в куфр, если он говорил это как сообщение. Если он сказал это как дуа, тогда это не куфр, когда просит Аллаха умертвить его раньше срока.
Если человек говорит «в этом человеке Аллах нуждался, этот человек подобал или не подобал Аллаху» то он впадает в куфр.
Имеется в виду, что он говорит, что жизнь этого человека больше подобает Аллаху, или чтобы он не жило меньше подобает Аллаху и т.д. Во-первых, относится, что Аллах в чем-то нуждается, во-вторых, устраняется мудрость решения Аллаха.
Человек так же впадает в куфр, если говорит: «такой-то отдал душу такому-то или ради такого-то или оставил душу ради него» и подобные вещи это куфр.
Если человек говорит про умершего: «Аллах нуждался в этом человеке больше, чем в вас» - это куфр. Потому что Аллах Субхана уа Тааля, Он ни в чем не нуждается, Восхваляемый, Единый.
Он ни в ком не нуждается, каждый в Нем нуждается.
9 пункт: Знай, тот, который отвергает судный день, ад и рай (то есть их существование в общем).
Потому что муътазилиты расходятся с нами в том, что ад и рай сейчас существуют. Ахлю Сунна говорят, что ад и рай сейчас существуют, уже сотворены. Муътазилиты говорят, т.к. в этом файды нет, они будут сотворены в судный день.
И так же те, которые отрицают мизан, сират и хисаб. То есть в этом вопросе есть указание, что муътазилиты отрицают эти три вопроса.
На самом деле шейх Саид Фуда доказал, что муътазилиты не отрицают ни сират ни мизан ни хисаб, расхождение с Ахлю Сунна в формах, то есть как это будет выглядеть. В этом вопросе есть расхождение. Это мнение, которое ошибочно к ним относится, и сами муътазилиты это не признают.
Так же книги деяний, в которых все деяния человека будут записаны. Он впадает в куфр. Потому что это установлено Кораном Сунной, Иджмой.
Доказательства Корана в отношении этого являются неоднозначными, доказательства сунны не являются мутаватир в этом вопросе, а иджма является иджмой Ахлю Сунна. Поэтому некоторые течения не признают иджму Ахлю Сунна как довод, поэтому отрицание Мизана, Сирата, Хисаба не является отрицанием Маъуляма минаддин биддарура и поэтому отрицание этих вещей не является куфром. Конечно, отрицание Ада и рая, как такового или наличие Судного дня является куфром. Что касается отрицания того, что Ад и Рай уже существуют, согласно сильному мнению куфром не является. Поэтому Мулла Али Кари явно склоняется такфиру муътазилитов в этом вопросе, но более сильное мнение Ахлу Сунна, что это не является куфром.
То же самое, если кто отрицает воскрешение, то это однозначный куфр.
То, что он здесь сказал интифакан. Это означает, что в отношении предыдущих вопросов интифака нет, в вопросах, которые муътазилиты отрицают.
Тот человек, который говорит тому, кого он притесняет «Как ты меня найдешь и где ты меня найдешь в давке судного дня». Он впадает в куфр (т.к. отрицает способность Аллаха Субхана уа Тааля объединить его между ним и его противником).