И кто задерживается, тот также не совершает греха»
Время стояния на Арафате начинается с времени обеденного намаза дня Арафат
до рассвета дня жертвоприношения,ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в прощальном Хадже стоял в долине Арафат после полуденной молитвы до заката солнца
и сказал при этом: «خُذُوا عَنِّي مَنَاسِكَكُم»- Учитесь обрядам у меня[117].
В этом же хадисе он сказал: «Тот, кто застал это до рассвета, тот успел».
Это мнение принято мазхабами Малика, Абу Ханифы и Шафии (да смилуется над ними Аллах). Имам Ахмад считает, что время стояния на Арафате начинается с утра дня Арафат.
Урва ибн Мударрис ибн Хариса ибн Лам ат-Таи сказал:
«Я подошёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)в Муздалифе, когда он вышел на молитву, и сказал ему: «О, посланник Аллаха, я пришёл из гор Тай, загнал лошадь и вымотал себя.Клянусь Аллахом, я стоял на каждой горе по пути, это зачтётся мне за хадж?» Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ شَهِدَ صَلَاتَنَا هذِهِ، فَوَقَفَ مَعَنَا حَتَّى نَدْفَعَ، وَقَدْ وَقَفَ بِعَرَفَةَ قَبْلَ ذلِكَ لَيْلًا أَوْ نَهارًا فَقَدْ تَمَّ حَجُّهُ وَقَضَى تَفَثَه»
«Тот, кто присутствовал с нами на этой молитве, и стоял,
пока мы не тронемся, а за день до этого он стоял в долине Арафат днём или ночью,
то его хадж завершен, и ему следует закончить ритуалы[118]».
(Этот хадис передал имам Ахмад и ат-Тирмизи, который сказал, что это достоверный хадис)
Абдур-Раззак передаёт от Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) отом,
что долина Арафат был названа так потому, что, когда Джибрил совершал Хадж
с Ибрахимом (мир им), он достиг местности, знакомой ему ранее, и он воскликнул:
«Я узнал его» или «арафту» (араб.). от этого произошло слово Арафат.
Ибн Мубарак передаёт от Ата, что он сказал: «Когда Джибриль обучал Ибрахима
обрядам Хаджа, тот говорил: «арафту, арафту»,(т.е. я узнал, я узнал).
Также передают: ибн Аббас, ибн Умар, Абу Маджаз. Аллах знает лучше.
Арафат также называют «аль-Маш’ар аль-Харам» (заповедная территория),
«аль-Маш’ар аль-Акса» (Отдалённая территория), а также Илял.
Гора посреди долины называется «Джабаль ар-Рахмах» (Гора милости).
Ибн Аби Хатим передаёт от ибн Аббаса: «Во времена Джахилии люди стояли в долине Арафат, пока солнце не снижалось над вершинами холмов и над их головами,
будто тюрбан на их головах, и тогда они трогались, но посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, задержал выход из Арафата до заката солнца».
Ибн Мардавайх передаёт этот хадис с дополнением:«Затем он делал стоянку
в долине Муздалифа, совершал утреннюю молитву в наиболее раннее время,
а после восхода двигался дальше» (Этот хадис имеет хороший иснад).
В Сахихе Муслима приводится длинный хадис от Абдаллы ибн Джабира
(да будет доволен им Аллах), что Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует,
уходя из Арафата сел на свою верблюдицу, натянул поводья ал-Касвы (верблюдицы) так, что её голова склонилась к ноге Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
и двинулся в направлении Муздалифы (В хадисе сказано:"Устремился в спокойствии."
При этом, всякий раз, когда преодолевал песчаный бархан, он восклицал вправо
от себя: "Спокойствие, о люди! Спокойствие!" При этом он ослаблял поводья верблюдицы, чтобы она поднялась на бархан, а затем вновь натягивал их. По прибытию в Муздалифа он комбинировал вечернюю и ночную молитву, совершив их с одним азаном и двумя каматами, между молитвами он не произносил никаких зикров, затем он прилёг пока
не забрезжил рассвет, затем он совершил утреннюю молитву с азаном и каматом.
Затем он сел на аль-Касву и поехал к «аль-Маш’ар аль-Харам».Он направился в сторону Киблы, возвёл мольбу, произнёс формулы возвеличивания Аллаха (Аллах Акбар), единобожия (Ля иляха илляЛлах). Так он стоял, пока не рассвело, ещё до восхода он двинулся дальше».
Сообщается, что однажды Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах, спросили:
«Как двигался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращаясь с ‘Арафата во время прощального паломничества?» (В ответ) он сказал: «Не быстро и не медленно, но если он находил свободное место, то начинал погонять верблюда сильнее[119]».
Абдур-Раззак передаёт, что ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:
«аль-Маш’ар аль-Харам- это Муздалифа».
Как-то у ибн Умара спросили по поводу аята: ﴿فَاذْكُرُواْ اللَّهَ عِندَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ﴾