И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны
Ибн Аббас сказал, что: (أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ) считанные дни
это дни Ташрик, а известные дни это первые десять дней зуль-хиджи.
Икрима сказал: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾ Поминайте Аллаха в считанные дни
– имеется в виду произношение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик)
после завершения предписанных молитв.
Имам Ахмад передаёт от Укбы ибн Амра,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«يَوْمُ عَرَفَةَ، وَيَوْمُ النَّحْرِ، وَأَيَّامُ التَّشْرِيقِ، عِيدُنَا أَهْلَ الْإسْلَامِ، وَهِيَ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْب»
«День Арафат (9-е зуль-хиджа),день жертвоприношения(10-е)и дни Ташрик
(11-12-13)являются праздником приверженцев Ислама, это дни еды и питья[128]».
Имам Ахмад передаёт от Нубайшах аль-Хузали,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وشُرْبٍ وَذِكْرِ الله»
Дни Ташрик являются днями еды питья и поминания Аллаха».
(этот хадис также привёл Муслим[129]).
До этого мы упоминали хадис от Джубайра ибн Мут’има:
«عَرَفَةُ كُلُّهَا مَوْقِفٌ، وَأيَّامُ التَّشْرِيقِ كُلُّهَا ذَبْح»
«Вся долина Арафат является местом стоянки,
И все дни Ташрик являются днями жертвоприношения».
Прежде мы также приводили хадис от Абдур-Рахмана ад-Дийли:
«وَأَيَّامُ مِنىً ثَلَاثَةٌ فَمَنْ تَعَجَّلَ فِي يَوْمَيْنِ فَلَا إثْمَ عَلَيْهِ وَمَنْ تَأَخَّرَ فَلَا إِثْمَ عَلَيْه»
«Три дня стоянки в долине Мина. Кто торопится и завершает обряд за два дня,
Тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха».
Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Дни Ташрик – дни яств и поминания Аллаха».
Ибн Джарир также передаёт от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا تَصُومُوا هذِه الْأَيَّامَ، فَإنَّهَا أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل»
Не поститесь в эти дни, ведь это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха».
Аль-Миксам передаёт от ибн Аббаса, что он сказал: «Считанных дней
– дней Ташрик четыре – день жертвоприношения и три дня после него».
Это повествование также приводится ибн Умаром, ибн аз-Зубайром, Абу Мусой, Ата, Муджахидом, Икрима, Саидом ибн Джубайром, Абу Маликом, Ибрахомом ан-Нахаи, Яхья ибн Аби Касиром,
аль-Хасаном, Катадой, ас-Судди, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас, ад-Даххаком, Мукатилем ибн Хаййаном,
Ата аль-Хурасани, Маликом ибн Анасом и другими.
Али ибн Аби Талиб сказал: «Дней жертвоприношения три, это день праздника и два дня после него. Можно приносить в жертву в любой из этих дней, хотя лучше в первый».
Первое мнение наиболее распространенно, и буквальный смысл аята подтверждает его.
В аяте сказано: ﴿فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ﴾
Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха.
И кто задерживается, тот также не совершает греха.
Здесь ясно, что дней жертвоприношения три после праздника.
Это связано со словом Аллаха: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾
Поминайте Аллаха в считанные дни
– т.е. поминайте Аллаха над жертвенными животными.
Это наиболее оптимальное мнение. Это же мнение предпочёл мазхаб имама
аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах).Он считает, что начало жертвоприношений с праздника до конца третьего дня Ташрик.Поминанием Аллаха здесь также можно считать возвеличивание Аллаха после предписанных молитв, а также в общем при любых обстаятельствах. Самое известное мнение учёных по поводу такбиров в эти дни:
с утра дня Арафат до послеобенной молитвы третьего дня Ташрик включительно.
Об этом говорится в хадисе от ад-Даракутни, но хадис сам по себе не достоверен.
В хадисе, переданном Абу Даудом и другими говорится:
إِنَّمَا جُعِلَ الطَّوَافُ بِالْبَيْتِ وَالسَّعْيُ بَيْنَ وَرَمْيُ الْجِمَارِ لإِقَامَةِ ذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل
Обход Дома, бег между холмами Сафа и Марва,
Бросание камней – всё это для установления поминания Всевышнего Аллаха[130]».
После упоминания первого сбора (2:199) и второго сбора,
который является расходом людей после сезона Хаджа по родным странам и
домам после сбора в аль-Маш’ар аль-Харам и в других надлежащих местах,
Всевышний Аллах сказал: ﴿وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ﴾
Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.
Подобно этому Аллах также сказал в другом аяте:
﴿وَهُوَ الَّذِى ذَرَأَكُمْ فِى الاٌّرْضِ وَإِلَيْهِ تُحْشَرُونَ ﴾
Он – Тот, Кто расселил вас по земле, и к Нему вы будете собраны. (23:7)
Далее Всевышний Аллах сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ
Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.
Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе,
Хотя сам является непримиримым спорщиком.
وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِى الأرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ
(205) Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле,