И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны

Ибн Аббас сказал, что: (أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ) считанные дни

это дни Ташрик, а известные дни это первые десять дней зуль-хиджи.

Икрима сказал: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾ Поминайте Аллаха в считанные дни

– имеется в виду произношение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик)

после завершения предписанных молитв.

Имам Ахмад передаёт от Укбы ибн Амра,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَوْمُ عَرَفَةَ، وَيَوْمُ النَّحْرِ، وَأَيَّامُ التَّشْرِيقِ، عِيدُنَا أَهْلَ الْإسْلَامِ، وَهِيَ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْب»

«День Арафат (9-е зуль-хиджа),день жертвоприношения(10-е)и дни Ташрик

(11-12-13)являются праздником приверженцев Ислама, это дни еды и питья[128]».

Имам Ахмад передаёт от Нубайшах аль-Хузали,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وشُرْبٍ وَذِكْرِ الله»

Дни Ташрик являются днями еды питья и поминания Аллаха».

(этот хадис также привёл Муслим[129]).

До этого мы упоминали хадис от Джубайра ибн Мут’има:

«عَرَفَةُ كُلُّهَا مَوْقِفٌ، وَأيَّامُ التَّشْرِيقِ كُلُّهَا ذَبْح»

«Вся долина Арафат является местом стоянки,

И все дни Ташрик являются днями жертвоприношения».

Прежде мы также приводили хадис от Абдур-Рахмана ад-Дийли:

«وَأَيَّامُ مِنىً ثَلَاثَةٌ فَمَنْ تَعَجَّلَ فِي يَوْمَيْنِ فَلَا إثْمَ عَلَيْهِ وَمَنْ تَأَخَّرَ فَلَا إِثْمَ عَلَيْه»

«Три дня стоянки в долине Мина. Кто торопится и завершает обряд за два дня,

Тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха».

Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Дни Ташрик – дни яств и поминания Аллаха».

Ибн Джарир также передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا تَصُومُوا هذِه الْأَيَّامَ، فَإنَّهَا أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل»

Не поститесь в эти дни, ведь это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха».

Аль-Миксам передаёт от ибн Аббаса, что он сказал: «Считанных дней

– дней Ташрик четыре – день жертвоприношения и три дня после него».

Это повествование также приводится ибн Умаром, ибн аз-Зубайром, Абу Мусой, Ата, Муджахидом, Икрима, Саидом ибн Джубайром, Абу Маликом, Ибрахомом ан-Нахаи, Яхья ибн Аби Касиром,

аль-Хасаном, Катадой, ас-Судди, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас, ад-Даххаком, Мукатилем ибн Хаййаном,

Ата аль-Хурасани, Маликом ибн Анасом и другими.

Али ибн Аби Талиб сказал: «Дней жертвоприношения три, это день праздника и два дня после него. Можно приносить в жертву в любой из этих дней, хотя лучше в первый».

Первое мнение наиболее распространенно, и буквальный смысл аята подтверждает его.

В аяте сказано: ﴿فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ﴾

Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха.

И кто задерживается, тот также не совершает греха.

Здесь ясно, что дней жертвоприношения три после праздника.

Это связано со словом Аллаха: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾

Поминайте Аллаха в считанные дни

– т.е. поминайте Аллаха над жертвенными животными.

Это наиболее оптимальное мнение. Это же мнение предпочёл мазхаб имама

аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах).Он считает, что начало жертвоприношений с праздника до конца третьего дня Ташрик.Поминанием Аллаха здесь также можно считать возвеличивание Аллаха после предписанных молитв, а также в общем при любых обстаятельствах. Самое известное мнение учёных по поводу такбиров в эти дни:

с утра дня Арафат до послеобенной молитвы третьего дня Ташрик включительно.

Об этом говорится в хадисе от ад-Даракутни, но хадис сам по себе не достоверен.

В хадисе, переданном Абу Даудом и другими говорится:

إِنَّمَا جُعِلَ الطَّوَافُ بِالْبَيْتِ وَالسَّعْيُ بَيْنَ وَرَمْيُ الْجِمَارِ لإِقَامَةِ ذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل

Обход Дома, бег между холмами Сафа и Марва,

Бросание камней – всё это для установления поминания Всевышнего Аллаха[130]».

После упоминания первого сбора (2:199) и второго сбора,

который является расходом людей после сезона Хаджа по родным странам и

домам после сбора в аль-Маш’ар аль-Харам и в других надлежащих местах,

Всевышний Аллах сказал: ﴿وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ﴾

Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.

Подобно этому Аллах также сказал в другом аяте:

﴿وَهُوَ الَّذِى ذَرَأَكُمْ فِى الاٌّرْضِ وَإِلَيْهِ تُحْشَرُونَ ﴾

Он – Тот, Кто расселил вас по земле, и к Нему вы будете собраны. (23:7)

Далее Всевышний Аллах сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ

Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.

Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе,

Хотя сам является непримиримым спорщиком.

وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِى الأرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ

(205) Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле,

Наши рекомендации