Арминианство — богословская традиция, отстаивающая право людей на сво-бодный выбор и отрицающая провиденциальный контроль над деталями всех событий.
Архангел— ангел, обладающий властью над остальными ангелами. Аскетизм— образ жизни, характеризующийся отказом от благ материально-го мира.
Атрибуты существования— аспекты характера Бога, дающие представление о важнейших особенностях Его существования.
Атрибуты цели— аспекты характера Бога, имеющие отношение к формиро-ванию и осуществлению наших решений.
Безгрешное совершенство— существование, полностью свободное от ipexa; некоторые считают, что подобное состояние достижимо при жизни (см. также перфекционизм).
Безгрешность— учение о том, что Христос был не способен грешить.
Бесконечность — применительно к Богу это понятие означает, что Он сво-боден от каких-либо ограничений, которым подчиняются люди-и творение в целом.
Бесконечность в пространственном отношении— то же, что и вездесущность Бога.
Бесконечность во временном отношении— то же, что и вечность Бога Бесстрастность— учение, основанное на сомнительном толковании Деян. 14:16, согласно которому Бог лишен каких-либо чувств и страстей. Между тем
Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог испытывает чувства, но эти чув-ства никогда не бывают греховными.
Бесы — согрешившие перед Богом падшие ангелы, непрерывно творяшие в мире зло и поныне.
Библейское богословие— исследование учений отдельных авторов и разделов Библии и роли каждого учения в истории формирования Библии.
Благодать— благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего, кро-ме наказания.
Благость— учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.
Блаженство— учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отра-жает Его характер.
Бог — в Новом Завете — перевод греческого слова θεός, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Богу-Отцу.
Богодухновенно— перевод греческого слова θεόπνευστος, которое в Библии используется метафорически, указывая на то, что слова Писания произнесены Богом.
Богословие Ветхого Завета— наука об учениях отдельных авторов и разделов Ветхого Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Ветхого Завета.
Богословие Нового Завета— наука об учениях отдельных авторов и разделов Нового Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Нового Завета.
Бодрствующие— ангелы (Дан. 4:10,14,20).
Божьи установления— вечные планы Бога, посредством которых, еще преж-де сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит.
Вдохновение— понятие, указывающее на то, что слова Писания произнесе-ны Богом. Учитывая невыразительность этого слова, обусловленную его обыч-ным употреблением, в этом тексте мы отдаем предпочтение понятию «богодух-новенносты».
Вездесущность— учение о том, что Бог не ограничен пространственными измерениями и присутствует в каждой точке Вселенной всем Своим существом, однако действует в различных местах по-разному.
Великая скорбь— выражение из Мф. 24:21, относящееся к великим испыта-ниям и страданиям накануне возвращения Христа.
Великий белый престол — выражение, связанное с оглашением окончатель-ного приговора в Отк. 20:11—15.
Великое поручение— последние повеления Иисуса ученикам, зафиксирован-ные в Мф. 28:18-20.
Вера — доверие к Богу, основанное на том, что мы верим Его слову (см. так-же спасительная вера).
Вера и практика — выражение, используемое людьми, которые, отрицая не-погрешимость Библии, утверждают, что назначение Библии состоит только в том, чтобы рассказывать нам об этих двух предметах.
Верность— учение, согласно которому Бог всегда верен Своему слову и неизменно исполняет Свои обещания.
Верование— в современной культуре это понятие обычно указывает на при-знание истинности чего-либо, например сведений о Христе, не обязательно вклю-чающее личную преданность этой истине или зависимость от нее. В Новом За-вете значение этого понятия часто включает элемент преданности (ср.: Ин. 3:16; см. также вера).
Ветхий Завет— понятие, относящееся к Моисееву завету, заключенному на Синае и представлявшему собой детально расписанные законы, данные на вре-мя, чтобы удержать людей от греха и сохранить их для дальнейшего обращения к Христу.
Ветхозаветное действие Святого Духа — менее интенсивная деятельность Святого Духа, характеризующая Ветхий Завет до наступления Пятидесятницы (см. Святой Дух).
Вечеря Господня— одно из двух таинств, которые Иисус заповедал соблю-дать Своей Церкви. Мы должны соблюдать это таинство на протяжении всей жиз-ни в знак своего непрекращающегося общения с Христом.
Вечность— учение, согласно которому Бог в Своем существовании не имеет начала, конца или последовательности моментов, и, хотя все времена одинаково доступны Его взору, Он видит события во времени и действует во времени.
Взаимное дополнение— представление о том, что мужчины и женщины рав-ны перед Богом, однако определенные роли руководителей и наставников в церк-ви должны исполняться мужчинами.
Взаимное подчинение— выражение, которое сторонники эгалитаризма ис-пользуют для описания отношений, которые, по их мнению, должны существо-вать между мужем и женой, и предполагают определенную меру подчинения каж-дого из супругов друг другу. Такое понимание «взаимного подчинения» подрыва-ет главенство, которое Библия отводит мужчине в супружеских отношениях.
Взаимодействие— аспект Божьего промысла, посредством которого Бог со-трудничает с сотворенными сущностями в каждом деле, направляя их отличитель-ные свойства таким образом, чтобы побудить их действовать так, а не иначе.
Взятие на небо— спасение (rapture от лат. rapio, «хватать, уносить») верую-щих, которым суждено быть с Христом во время Его второго пришествия.
Видение райского блаженства— истинное и реальное, хотя и не исчерпываю-щее, созерцание Бога, которое будет доступно на небе.
Видимая церковь— церковь, какой ее видят на земле христиане. По той при-чине, что в наших сердцах читает только Бог, видимая церковь всегда будет вклю-чать какое-то количество неверующих (см. также церковь).