ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христиан-ской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом покло-нения
Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христиан-ской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом покло-нения, и все, что совершает церковь, должно рассматриваться как поклоне-ние, поскольку все наши действия должны славить Бога. Однако здесь я ис-пользую это слово не в таком широком смысле. Яупотребляю этот термин в более узком значении — это музыка и слова, которые христиане обращают к Богу как хвалу, а также состояние сердца, которое сопровождает эту хвалу, в особенности когда христиане собираются вместе. Поскольку в главах этой части рассматривается учение о церкви, то мы уделим внимание поклонению, которое совершается верующими, собравшимися вместе в церкви.
А. Определение поклонения и его цели
Поклонение—это прославление Бога нашими голосами и сердцем в Его при-сутствии. В этом определении мы отмечаем, что поклонение — это акт про-славления Бога. Но мы призваны славить Бога во всех аспектах нашей жиз-ни, поэтому в данном определении подчеркивается, что поклонение — это не-что, совершаемое в присутствии Божьем, когда мы осознанно склоняемся пред Ним в нашем сердце, славим Его голосом и говорим о Нем так, чтобы другие слышали. Павел призывает колосских христиан: «Слово Христово да вселя-ется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16, курсив мой. — У. Г.).
Ведь главная причина, по которой Бог призвал нас в собрание церкви, — это Его желание, чтобы мы поклонялись Ему. Эдмунд Клоуни мудро замечает:
Бог просил фараона: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх.7:16)... Бог выводит их оттуда, чтобы ввести куда-то, а именно в Его собрание, великое собрание тех, кто стоит пред Его лицом... Поэтому собрание Божье на Синае — это окончательная цель исхода. Бог приводит Свой народ в Свое присутствие, чтобы он мог слы-шать Его голос и поклоняться Ему (курсив мой. — У. Г.).
Однако Клоуни поясняет, что собрание поклонения на горе Синай не мог-ло оставаться пред Богом вечно. Поэтому Бог установил в Церкви другие празд-нества, на которые три раза в год вся Церковь должна была собираться перед Ним. Он говорит, что «Израиль — это народ, созданный для служения, при-званный собираться во дворах Господа и совместно славить имя Всевышнего»1.
При этом Клоуни указывает, что, вместо того чтобы поклоняться Богу в едином святом собрании, народ обратился к служению идолам; и тогда, вмес-то того чтобы собирать Свой народ для поклонения Ему,« Бог в гневе рассеял народ в изгнание»2.
Но Бог обещал, что Его план о Его народе все же будет осуществлен, что однажды появится великое собрание не только Израиля, но всех народов пе-ред Его престолом (Ис.2:2-4; 25:6-8; 49:22; 66:18-21; ср.: Иер.48:47; 49:6,39). Клоуни отмечает, что исполнение этого обетования стало осуществляться, только когда Иисус начал созидать Церковь:
Пятидесятница была временем первых плодов, началом великой жатвы искупления. Петр проповедовал об исполнении пророчества Иоиля. Дух излился на людей, в мир вошло поклонение новой эпохи. Цер-ковь — собрание поклонения — восславила Бога... Начался сбор урожая...
Евангельский призыв — это призыв к поклонению, к отказу от гре-ха и обращению к имени Господа... Картина Церкви как собрания по-клонения нигде не представлена более ярко, чем в Послании к Евреям (12:18-29)... В нашем поклонении в Церкви Христовой мы приближа-емся к престолу Бога, Судьи всех. Мы вступаем в торжествующий собор святых и ангелов. Мы собираемся в Духе Святом и вместе с духами пра-ведников, достигших совершенства. Мы входим в собрание славы через Христа, нашего посредника, и через кровь Его искупительной смерти...
Итак, почтительное совместное поклонение ни в коем случае не долж-но быть для Церкви Божьей чем-то произвольным, необязательным... Оно выражает саму суть Церкви. На земле оно является манифестаци-ей действительности небесного собрания3 (курсив мой. — У. Г.).
1 Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and the World, ed. D. A. Carson, pp. 17-19. 2Ibid.
3 Ibid., pp. 20-22.
4 Это выражение широко употребляется в христианских учениях. Оно взято из «Вест-минстерского большого катехизиса», вопрос первый: «В чем состоит основное и наивыс-шее предназначение человека?» Ответ: «Прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».
Таким образом, поклонение — это прямое выражение конечной цели на-шей жизни: «прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки»4. Бог называет Своими сыновьями и дочерями «каждого, кто называется [Его] именем, кого [Он] сотворил для славы [Своей], образовал и устроил» (Ис. 43:6,7): Павел говорит почти в тех же самых выражениях: «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь и во многих других местах Писание ясно утверждает, что Богсо-здал нас для того, чтобы мы прославили Его5.
Когда мы размышляем о цели поклонения, мы должны помнить, что Бог достоин поклонения, а мы нет. Даже апостол Иоанн был предупрежден о том, что ему не следует поклоняться земным существам и небесным ангелам. Ког-да он «пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему», то ангел сказал Иоанну: «Не делай сего... Богу поклонись» (Отк. 22:8,9).
Причина заключается в том, что Бог ревнует о Своей чести и по праву до-бивается славы для Самого Себя. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Богревни-тель» (Исх. 20:5); «Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Нечто внутри нас должно содрогаться от этого, но также и радоваться. Мы должны содрогаться от страха лишить Бога Его славы. И мы должны радоваться тому обстоятель-ству, что Бог по праву ищет Себе славы и ревнует о ней, ибо Он более, чем что-то сотворенное Им, достоин славы. Двадцать четыре старца на небесах ощущают это почтение и эту радость, ибо они падают ниц перед престолом Бога и пола-гаютсвои венцы перед ним, воспевая: «Достоин Ты, Господи, приятьславуи честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Если мы понимаем абсолютную правильность этого высказывания, то глубоко внутри нас возникает должное состояние подлинного поклонения.
Поскольку Бог достоин поклонения и ищет поклонения, все в наших бо-гослужениях должно быть спланировано и осуществлено таким образом, что-бы привлечь наше внимание не к себе самим, а к Богу, и прославить не себя самих, а Его, и побудить людей думать о Нем. Нам следовало бы чаще оцени-вать качество наших воскресных богослужений — проповедь, общую молит-ву, руководство поклонением, музыку, совершение Вечери Господней и даже объявления и пожертвования. Действительно ли все это приносит славу Богу тем, как это совершается?6 Петр говорит, что духовные дары надо использо-вать так, чтобы «во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 4:11).
Б. Эффект подлинного поклонения
5 Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.
6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждаю-щийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы мно-го получаем.
1. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Ими Его совер-шенством7. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при-знается: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе-щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей предлицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что только Бог—исполнение всех надежд и желаний: «Кто мне на небе?ис Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят:
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <.״> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. <.״> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи... (Пс. 83:2,4,11).
Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего на-рода» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возврати-лись в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).
7 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring God (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); атакже: John Rper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Multnomah, 1991).
Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продол-жаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы по-свящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжитель-ное прославление дает нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взы-вая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоедини-ются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного» (Отк. 5:12).
2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему? Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение ела-вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж-дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен-ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и спас. Исайя напоминал народу Божьему:
И будешь венцем славы в руке Господа... <״.> ...Будут называть тебя: «Мое благоволение к нему»... ибо Господь благоволит к тебе... <.״> ...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:3-5).
Софония говорит о том же:
Господь Бог твой среди тебя:Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф.3:17).
Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому, кого любим.
3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оста-вались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1 —7).
Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную приви-легию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они при-ступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Покло-нение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего буду-щего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.
8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число των bc/itai везде в Послании к Евреям обознача-ет как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8,25; 13:11). RSV (как и русский сино-дальный перевод. —Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как «святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необыч-но для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).
Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять запове-дей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при-ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написан-ных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18—24, курсив мой. — У. Г.).
Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим фи-зическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и ду-хов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его при-сутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физи-ческое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу. Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29).
4. Бог приближается к нам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при-близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво-им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.
В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Госпо-да, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:
И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхва-лению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми-лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя-щенники стоять на служении по причине облака, потому что слава Гос-подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).
Хотя речь здесь вдет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славословия народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 2 Г :4).
5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще: в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говорит так-же, что мы должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славосло-виями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).
Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно слу-жит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и уто-ляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, мо-литве и вере): «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при-носить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, οικοδομή» όικοδομέω. «Назидание» [или «созидание»] — это то действие, ко-торое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)9. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Кото-рый непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2Кор.З:18)10.
6. Враги Господа отступают. Когда израильский народ использовал по-клонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Напри-мер, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:
9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.
10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано-
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грядущий век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствующая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осознаем, что Бог совершает
нечто внутри нас — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Л к. 24:32).
И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены (2Пар. 20:21,22,курсив мой. — У. Г.).
Точно так же и в наши дни, поклоняясь Господу, народ Божий может ожи-дать, что Господь станет сражаться против бесовских сил, которые противят-ся Евангелию, и обратит их вспять.
7. Неверующие осознают, что они находятся в присутствии Божьем. Хотя в Писании и не говорится о проповеди как о главной цели собрания верую-щих, Павел все же повелевает коринфянам помнить о неверующих, приходя-щих на богослужение и стараться изъясняться так, чтобы неверующие по-нимали их (1 Кор. 14:23). Он также говорит им, что если дар пророчества действует какдолжно, то неверующий может узнать тайны своего собствен-ного сердца, он падет ниц, «поклонится Богу и скажет: ״ истинно с вами Бог "» (1 Кор. 14:25; ср.: Деян. 2:11). Однако неверно было бы посвящать единствен-ное на неделе собрание верующих в первую очередь проповеди неверующим. Павел заботится скорее о том, чтобы посетители понимали, что происходит (и не думали, что христиане «беснуются», 1 Кор. 14:23), и могли сказать: «Ис-тинно с вами Бог».