Неопубликованные источники 5 страница
Вопрос: «Ходить ли к вечерне, если очень много работы?». Ответ: «...Надо. Вот всегда я ходил к утрени, вечерни и молитвам вечерним, а дневное келейное правило опускал, когда много был занят послушаниями (правило: кафизмы, Апостол, Евангелие, помянник). Так и вам советую поступать» (преп. Варсонофий, 5, с. 66, от 07.09.1908).
...Высказываешь сильное желание побывать в Оптиной и, не находя другой причины, которая была бы в глаза матушки Игуменьи достаточна для того, чтобы отпустить тебя, благословляешься проситься ехать с книгой за сбором. Нет, не советую тебе быть сборщицей. На хлопоты же твои о том, чтобы побывать в Оптиной, скажу тебе, что не наше это дело, оставь эти заботы. Бог знает, какими путями устроить, чтобы тебе увидать меня. А то, что ты потерпишь от неисполнения желания твоего побывать в Оптиной и повидаться со мною, то это послужит тебе на спасение души твоей, и за это получишь награду (преп. Иларион, 51).
Монашество и мир
Мирские люди смотрят на монахов как на зверей, обрекают их на хлеб и воду, а не помышляют о немощах наших. Были во времена оные великие подвижники, но не все, а ныне умножились немощи наши. Молись Богу о них (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 736).
Жалкие твои родители не понимают, где может быть тебе польза, они видят только стены и одежду монашескую, а во внутренность жизни проникать не могут, и растолковать им сего неудобно, это познание только опыт дарует (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 175).
...Как издевается мир над духовными, и горе нам, что должны бы быть свет мира, а теперь мир хочет просветить нас своим мрачным и темным — не светом, а тьмою (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 432).
Смотри, какое есть училище благочестия: обитель дает видеть свои грехи и познавать, хотя отчасти, немощи. Ты, бывши в мире, мечтала о себе, что имеешь любовь Божию, которая есть глава всех добродетелей и совершенство, а теперь познала, что еще ничто, но и больше сего должна познать, когда будешь как должно смиряться, не языком и пером, а сердечно... Ты говоришь: я всех люблю, и этим себя обольщаешь. Любишь до тех пор, пока тебя не копнут, какая же это любовь? Господь Премилосердый да вразумит тебя и укрепит в пути истинном, а не заблудном... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 220, 222).
...Мирские люди, и благочестием сияющие, не знают сих <монашеских> браней и не бывают так ввергаемы в пещь искушений, как в нашем звании, по мере каждого устроения (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 286).
Суета же монастырская от мирской много различна: там по необходимости, а в мире для прихоти и роскоши (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 12).
...Случилось искушение — отвращение от монастыря, мне кажется, оттого, что она долго пробыла в мире, увлекалась прелестями и мнимыми удовольствиями мира, а открыть было некому, и укрепить также. Теперь же, при помощи Божией, может опять прийти в прежнее устроение... (преп. Макарий, 24, т.4, с.185).
Прежде я не понимал, что делается в миру, а теперь, когда приходится мне сталкиваться с ним, он поражает меня своей крайней сложностью и безотрадностью. Правда, бывают радости, но они мимолетны, мгновенны. Да и какие это радости? Самой низшей пробы... А у нас блаженство, даже немножко как бы похоже на рай. Бывают, конечно, и скорби, но это временно... (преп. Варсонофий, 5, с. 107, от 21.02.1909).
Пишете, что не можете себе выработать правильного понятия о монастырях, к тому же вам толкуют, что будто бы Господь в Евангелии ничего не говорил о монастырской жизни. А, напротив, многое сказано. Когда богатый юноша спрашивал Господа, как ему спастись, Господь ответил ему: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17), т. е. если хочешь получить только спасение и жизнь вечную, то исполняй заповеди Божий. «Аще хощеши совершен быти, продаждь имение и раздаждь нищим: и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21). — Вот прямое указание на различие жизни в мире и жизни в монастыре. И спрошу вас, кто выше — служащий ли самому царю или служащий слугам царским? Удаляющиеся в монастырь идут с тем туда, чтобы служить Богу, а остающиеся в мире обязуются служить рабам Божиим благотворением и милостынею. Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), «а ежели оставит отца или матерь, и жену, и чада, и братии, и сестер и вся, елика имеет, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Ср.: Мф. 10, 29), т. е. еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братий и сестер будете иметь сто или более сестер или братий, как вы и видели в Оптиной Пустыни и в Казанской женской общине. — Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь, и недоумеваете, через что они получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что они отреклись от мирских забот и от своей воли и делают все и поступают по духовному совету, с откровением своей совести, и своих поступков и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам. Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верою, и надеждою на милость и помощь Божию. Из всего сказанного вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю нелишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древние времена, могут буквально исполнить Евангельское слово Господа: «продаждь имение и раздаждь нищим: и гряди вслед Мене» (Ср.: Мф. 19, 21). Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обеспечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келью и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию и по другим причинам (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 169—170).
...Один схоластик, купаясь, чуть-чуть не утонул. После чего дал клятву не входить в воду, пока не выучится плавать. Так и ты на сухом месте хочешь выучиться плавать, т. е. в городе у себя учиться монашеству. В особенности во время ярмарки много к тому случаев. Ты испытай монашество в монастыре. Во всяком случае, пожить в святой обители лучше, хотя бы и так, в гостях. Наши отцы и сановитые люди так делывали в прежнее время. А у католиков даже и для замужней жизни знатные девицы воспитывались в монастырях (преп. Анатолий, 7, с. 168).
Инокиня принадлежит Богу, и ей полезнее служить Ему в кругу единомысленных сестер, но не в мирской семье, хотя и близких людей (преп. Никон, 8, с. 332).
Мощи
Учение Православной Церкви о почитании святых мощей хорошо изложено и объяснено в первой части «Камня Веры» Стефана Яворского, который между прочим приводит причины почитания святых мощей, именно: во-первых, свидетельство VII Вселенского Никейского Собора, который (не в правилах, а в третьем действии своем) называет мощи святых источниками исцелений, имиже Бог многа благодеяния человеком творит, а во-вторых, свидетельство святого Кирилла Иерусалимского, который в 18-м оглашении своем пишет так: «не душа точию святых почитания достойна есть: но и в телесах их усопших есть сила некая и могутство. Лежащ бо во гробе Елисеовом мертвец, мертваго же пророческаго тела прикоснувыйся, оживе» (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 82).
...Святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «если решимся отвергать неписаные обычаи (Православной Христианской Церкви), как бы не имеющие великой силы, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или даже сократим Благовестие в единое имя без самой вещи». К таким неписаным преданиям Христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и сами вещи, им принадлежавшие. Например, не без причины установила Церковь празднование поклонения честным веригам святого апостола Петра (16 января). Явно, что через эти вериги были какие-либо чудеса и исцеления. Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головные повязки святого апостола Павла, орошенные потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов. Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный VII Вселенским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе как над мощами святых мучеников, так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания. Но из этого не следует заключать, чтобы целокупные мощи преподобных не имели равносильной важности: подвижническая жизнь преподобных есть продолжительное, ежедневное, добровольное мученичество. — А что целокупные нетленные мощи известны только в России, это несправедливо. С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского, которые не только нетленны, но в продолжение пятнадцати веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святого Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано, потом однако решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней... (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 81—82)
Во исполнение слов Господних: «земля ecи и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), и в мощах предается тлению часть некая, или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и равноапостольного князя Владимира осталась нетленною только глава, а из всего тела одни кости. При конце мира, по трубному гласу Архангела, тело душевное изменится и претворится в тело духовное (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 73).
Действительно, теперь на Афоне нет мощей <целокупных>, как говорят, по следующему обстоятельству. Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении, и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца чрез год, по обычаю афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе, и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: «Отче! ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это». После этих слов благовонное и целебное миро иссякло и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые, или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ, или находили нерастлевшие тела темные. О таких всем братством молились в продолжение трех лет, ежегодно разрывая могилу и прося местных архиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела, и по прошествии трех лет, остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют. Причину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Бескровной Жертве или за милостыню, подаваемую за сих умерших, а грехи против ближнего — обиду и неправду — Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший вовремя не удовлетворит обиженного или не примирится испрошением прощения. (В монашестве подобные случаи могут быть за самочиние и преслушание отеческих повелений и заповедей, за нераскаянность и утаивание грехов.) В сороковых годах, или прежде, в Бессарабии турками сделано было разграбление. Русское правительство от турецкого потребовало удовлетворения, ограбленным велено было показать свою обиду. Кто показывал несправедливо и прибавлял свой убыток вдвое или втрое, тех тела по смерти оказались нерастлевшимися и темными. В России же много мощей святых: преподобного Сергия Радонежского, святителей: Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами. Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона нерастлевшееся и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: «Кто он был и что за причина такого положения?» В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы, и против воли матери пошел в монастырь, а мать, по причине бедности, всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбешгую. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: «Я столько горя перетерпела через него!» Владыка продолжал убеждать старуху и, наконец, сказал: «Если не простишь, то и сама будешь связана». Убежденная старуха как бы нехотя сказала: «Ну, Бог его простит!» Темное тело тотчас рассыпалось в прах (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 72—73).
Спрашиваете, можно ли вам носить на себе крест с мощами? Можно, только во время переезда на другое место, когда бывает это вам нужно. В другое же время иметь их в образной комнате. Сами сознаете, что для этого требуется чистота жизни (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 92).
О вскрытии из любопытства гробов умерших с мнением твоим я согласен, что не должно их вскрывать и смотреть. Священники ваши справедливо сказали, что если угодно будет Богу, то Сам Он и прославит (преп. Иларион, 34).
Мужество
...Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя — он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Итак, уготовим свои души и сердца смирением, и оно нам поможет в терпении всяких искушений (преп. Никон, 20, с. 30).
Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет» (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 194).
Мшелоимство
Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь (то есть) излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия, но да пополяем <укоряем> и окаеваем себя, и Господь Всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец... (преп. Лев, 12, с. 339).
Н
Наречение имени
...Я не одобряю преждевременной заботливости вашей о имени будущему своему чаду, правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: «не пецытпеся о утри» (Мф. 6, 34), то должно ли за полгода, или еще более, печься об имени, какое дать чаду (преп. Антоний, 22, с. 52).
А мне недавно пришла мысль такая: если вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит вас (преп. Антоний, 22, с. 52).
Наставления
Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку. Блюди и себя отовсюду (преп. Моисей, 266).
Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедшей ко мне сестры, вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу». И говори, что Бог пошлет тебе на сердце. Потом укоряй себя в том, что людей учишь, а сама не исполняешь того, чему учишь, и молись в уме, чтобы не послужило это к твоему осуждению, как и мною написанное к осуждению моему (преп. Иосиф, 107).
Вопрошала: как поступать тебе, когда сестры, нуждающиеся, относятся к тебе за советами, и думаешь, не грех ли давать советы другим, когда сама погружена в грехах, и боишься тщеславия? Если кто спрашивает, почему же не сказывать — это духовная милостыня, говорить надо от учения святых отец, со смирением, считая себя в сем деле только орудием (преп. Иларион, 42).
Что же касается желания некоторых сестер иметь к тебе откровение? Советую тебе без благословения матушки Игуменьи никого к себе не принимать, тогда только, когда м. Игуменья заставит тебя за послушание, и тогда с оговоркою, что ты и сама в этом деле мало что знаешь и неопытна. В противном же случае можно навлечь на себя большие скорби (преп. Иларион, 48).
...В уговоре келейной девочки попросить прощения — это хорошо ты сделала, а в неладах ее со старшей — одну уговаривай смиряться, а другую — понести немощи сестры... (преп. Иларион, 49).
Наставница
И ежели Премилосердый Господь невидимо <даст> и паки вам подобно прилепиться духом к каковой старице, то, искусясь, лучше будешь цену знать и как благоговеть к наставнице своей и при благости Господней будешь преуспевать (преп. Лев, 188).
...Мы должны преп. Иоанна Лествичника совету следовать с простотою и несомненною верою вопрошать, и Дух Святый и чрез неискусного будет нам в ясном произносе ее <матушки> устами душеназидательные ответы и советы преподавать (преп. Лев, 166).
Пишешь, что с тобою повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но между тем сама ее объяснишь: что ты не <имеешь> к ней особенной веры, а следовательно, и не открывала чисто своей совести, показывала же наружно оное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения, по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе: говоришь, не могу от матушки отстать, и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя <изменяй>, страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе (преп. Лев, 174).
..А сердце твое лежит ко обители и к старице каковой-нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, сие должно полагать внутри покой, а извне попущенная скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой. А когда же такового <привлачительного> чувства внутри не имеется, то необходимо за нужное почесть переменить место, и право имеешь изыскивать себе удобнее к собранию своих чувств и ко спасению души своей... По приезде туда <в новую обитель> прежде помолитесь Премилостивому Господу, дабы вам даровал благопотребное чувство и веру, сорастворенную благорасположенностью к ее <старицы> святыне, и потом, ежели ощутите в сердце своем к ней любовь и благоговение, тогда самая привлекательность чувств принудит тебя открывать свои чувства... (преп. Лев, 164).
Настоятельство
Как вы думаете, кому труднее всего жить в простоте... Настоятелям. Быть настоятелем чрезвычайно трудно... То время, когда я был послушником, было самое блаженное. Мне тогда было лучше, чем теперь. Знал я только церковь, трапезу, послушание и свою келью... (преп. Варсонофий, 5, с. 71, от 14.10.1908).
Кажется мне, не нужно нам начальствующим носить на себе железных вериг; одна игуменская должность достаточна сокрушить и смирить сердце; сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т. е. спасет (преп. Антоний, 22, с. 352).
От настоятельства не отказывайтесь. Это — возложенное на вас Господом послушание, а послушание, люди мудрые говорят, паче поста и молитвы (преп. Иосиф, 66).
Касательно настоятельствования своего не задумывайтесь, а положитесь на волю Божию. И каждый раз, когда придет помысл об отставке, говорите себе: «да будет о мне святая воля Твоя, Господи!» И не проситесь сами на покой (преп. Иосиф, 67).
Скорбное письмо ваше... получил, и очень пожалел о том, что вы опять сильно малодушествуете. — Вам желательно оставить начальствование, но куда же вы уйдете от скорбей, которые служат уделом сей нашей временной жизни? Да и сами вы затрудняетесь, — где тогда и как вам жить: в другой монастырь не примут, а в этом недоброжелательствующие будут с бесстыдством вас донимать, да и кельи нет, и трапезной пищей не можете довольствоваться. По всем этим причинам, а, может быть, и по другим многим, вам вовсе не следует оставлять возложенного на вас Самим Господом ига настоятельства. Несите это иго до тех пор, пока Ему Самому благоугодно будет снять оное с вас, утешая себя словами Самого же Господа: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Ибо чрез претерпение скорбей вы делаетесь сообщницею Страстей Христовых, так как и Христос в сей жизни претерпел за нас грешных бесчисленные скорби. Его обзывали ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе веельзевула, князя бесовского, всячески насмехались, клеветали, и чего-чего не делали... Каков же конец? — Сказано: «Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене», и проч. (Флп. 2, 9). — Хотите ли и вы, почтеннейшая Матушка, соцарствовать Господу в велицей славе Его? Терпите все находящее со смирением и благодарением, говоря мысленно: «Слава, Всеблагий Господи, Твоему премудрому промыслу о мне грешной, что Ты, Премилосердый, сими маловременными ничтожными скорбями хочешь избавить меня от вечных ужаснейших, невыразимых мучений во аде преисподнем!» (преп. Иосиф, 70).
Вот и я, игумен сый, живу в светлых, теплых и пространных кельях, но имею горя против вашего чуть не вдвое; и кажется, перешел бы в темное некое и сырое подполье, лишь бы получить свободу от мучительных игуменских вериг. Но чашу страданий, которую Господь пожаловал нам, должны пить (преп. Антоний, 22, с. 311).
Сестры обители вашей желают, чтобы вы продолжали настоятельствовать. — И продолжайте, призывая на помощь Господа и Царицу Небесную. — По болезненности не ходите в храм Божий. — Что делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по болезни, и никто же вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь (преп. Иосиф, 72).
...Я занимался молитвой Иисусовой, дело шло, молитва начинала у меня разгораться... Но настоятельство отняло у меня ее... Молитва чуть дышит... Вот я часто задаю себе вопрос этот: «Что, выигрываю я на этом своем посту или проигрываю?.. Да, скажу я вам, враг вам все даст, что хотите: иеромонашество, власть, настоятельство, даже патриаршество, но только не даст молитвы Иисусовой. Сколь она ему ненавистна! Все даст, только не даст ее... (преп. Варсонофий, 5, с. 141, от 23.01.1910).
Соборов не должно собирать по маловажным делам, кроме необходимо должных, как то: для подписания отчетных статей или представления о ком по поступкам противозаконным, со старшею братнею человек трех или четырех, и держаться прежде бывшего основания, каким образом правил покойный о. Архимандрит и как советовал определительно Архипастырь, чтобы никто не возвышал слишком дерзко своего голоса (преп. Моисей, 269).
Получил твое писание, извещающее о приятных и противных встречах по возвращении в обитель. Господь да умудрит тебя во всех обстоятельствах. Мужайся и крепися упованием на Него. Побежденные из братии юной наветами вражиими если восстанут, и исправятся, и утвердятся паки Божиею помощью, хорошо, буде же нет, отпустить по начинаниям сердец их. Святое место не будет пусто. И не унывай. Моля о всех Бога, дающего душам мир, возложим всю печаль на Него. Вместе с сим, распоряжаясь благонамеренно к пользе каждого и к общему благу обители, действовать как настоятелю решительно по усмотрению (преп. Моисей, 272).
Недуги братии как-то не в диковину. Врачевание их обыкновенно в домашней практике. Есть всякой всячины и у нас. Господь Всеблагий да призрит, и посетит, и исцелит немощи наши, и простит беззакония. Нам остается верным правило Апостольское: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) (преп. Моисей, 294).
...Сколько могу, молю Премилосердого Господа о ниспослании тебе вразумления и помощи в прохождении твоего служения <настоятельства> и дать наставление подробное, не зная в точности ваших нынешних положений, а также и соотношения и расположения к тебе братий и их устроения, не могу. Управляющий всемирною обителью, Избравший тебя на сие служение и Поручивший тебе пасти словесное свое стадо даст тебе разум и силы, как поступать, только всегда призывай Его (на) помощь и не надейся на свой разум, а принимай и от других, может быть, опытнейших тебя братий, имей из них помощников себе к духовному окормлению порученных тебе братий (преп. Моисей, 329).
Кроме казначейской и духовнической настоятель распоряжается одним своим лицом без доклада архипастырю, как то: кого определить к свечной продаже, кого в кухню, кого сделать пономарем, кого привратником и будильщиком, также и в принятии приходящих вновь в братство впредь до усмотрения и определения их указом входить с докладами к архипастырю не следует, лишь бы у каждого был законный вид, так, как и у богомольцев, желающих побыть на время и поговеть в монастыре, или с увольнением для испытания себя в монастырских послушаниях. В принятии же упрочивать должно наиболее тех, которые с способностями для церкви в чтении и пении (преп. Моисей, 270).
Знаю, что ты давно желаешь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с о. И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется по сказанному: «Бог любы есть, и пребывши в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4, 16). «Больши же сея любви никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). И паки: «любяй ближняго весь закон исполни» (Ср.: Рим. 13, 8). «Исполнение бо закона любы есть» (Рим. 13, 10). И паки: «не своих си да ищем, но елика суть и ближняго» (Ср.: 1 Кор. 10, 24). Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине, а там после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 131—132).
Знаю, сестра, что тебе очень трудно и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от лица Божия побежал в Фарсис да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою и зной огненных стрел вражиих опалять главу. От лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест и указуется свой путь, и в евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть также послушание. Святой апостол Павел пишет и о Самом Спасителе, что Он был «послушлив до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8). А вообще ко всем нам святой апостол Петр глаголет: «возлюбленнии, яко чада послушания, трезвящеся, совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении» (1 Пет. 1, 13—14). И Сам Господь во Евангелии глаголет: «не приидох да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя Отца» (Ср.: Ин. 6, 38), и к верховному Апостолу рек: «Петре! любиши ли Мя паче сих; паси агнцы Моя» (Ин. 21, 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая слово, сказанное: «больше сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). И Апостол пишет: «кийждо приймеш мзду по своему труду» (1 Кор. 3, 8). Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также если воля Божия будет, то и безмолвие в свое время подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы, послушание паче поста и молитвы. Всем назначено послушание, и младшим и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно... (преп Амвросий, 23, ч. 2, с. 159).