В каких случаях дозволена гъиба


Данная глава является весьма важной, ибо в отношении этого вопроса многие впали в две крайности. Одни, не изучив данную тему до конца, считают гъиба запрещенным тогда, когда она дозволена или даже обязательна. Другие же впав в противоположную крайность, порочат множество мусульман, оправдываясь тем, что это наставление и предостережение (джарх уа-тта‘диль), тогда как это неуместно и неправомерно.
Как уже было отмечено выше, гъиба в своей основе является большим грехом, за совершение чего в хадисах пришли страшные угрозы, и за что следует принести искреннее покаяние. Однако шариат Всевышнего Аллаха сделал исключение, дозволив гъиба в шести случаях. Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что гъиба дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно”. См. “Шарху сахихи Муслим” 16/140.

1. Жалоба со стороны обиженного и притесненного
Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить между ним и его обидчиком, и при этом притесняемый может сказать: “Такой-то обидел меня в том-то”. Доказательств на это множество, как в Коране, так и в Сунне. Так, например, Всевышний Аллах говорит: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (ан-Ниса 4: 148).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, у меня есть сосед, который причиняет мне вред!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся, собери свои вещи и выйди на улицу». Когда он вернулся и сделал все так, вокруг него стали собираться люди и спрашивать: “Что с тобой произошло?” Он сказал: “Мой сосед причиняет мне зло, а когда я пожаловался на него пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «собери свои вещи и выйди на улицу». Тогда эти люди стали говорить: “О Аллах, прокляни его, о Аллах, накажи его!” Когда же это дошло до соседа, он пришел к нему и сказал: “Вернись в свой дом, клянусь Аллахом я больше не причиню тебе вреда”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 124. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

2. Обращение с просьбой о вынесении фатуа
Человек может сказать муфтию или обладающему знанием, что его отец, брат или муж поступил несправедливо, имеет ли он право на такое? Подобное разрешается в силу необходимости, однако лучше будет спросить неопределенно: “Что вы скажете о человеке, который поступает так-то и так-то?” Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени. Однако в подобной ситуации нет проблем, чтобы назвать и имя обидчика.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.

3. Просьба о помощи с целью устранения порицаемого
В этом случае человек может говорить тому, кто обладает властью и силой, следующее: “Такой-то поступает так-то, удержи его от этого”, - или нечто подобное с целью устранения порицаемого. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис про жену Абу Суфьяна.

4. Для предостережения мусульман
Зайд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В свое время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: “Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Честь богатого должника, не отдающего долг, становится дозволенной». Абу Дауд, Ибн Маджах. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 1434.
Однако это не означает, что разрешается его порочить и на него клеветать, нет. Речь идет о том, что на такого человека можно жаловаться и предостерегать от него людей.
Предостережение допускается в целом ряде случаев. Например, когда нужно предостеречь от тех, кто может причинить вред мусульманам, будь-то в мирских или религиозных делах. Также немаловажным является предостережение мусульман от приверженцев нововведений и это по единодушному мнению всех ученых (иджма’), является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости.
Многие мусульмане возмущаются, когда кто-либо из обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей и безосновательно порочат мусульман за их спинами, совершая не только гъиба, но и клевету (бухтан). Однако как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии, как гъиба. Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах гъиба. Религия Ислам величественней чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным не была честь мусульманина, религия любимей, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает. Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.
Доказательств этому великое множество. Так, например, сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев, сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.
Кто же посмеет обвинить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в том, что он совершал запретное гъиба?!
Сообщается, что когда некий суфий сказал имаму Ибн аль-Мубараку: "Ты делаешь гъиба!” Он ответил: "Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. ”аль-Кифая” 1/45.
‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: ”Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. ”Тарихуль-Багъдад” 12/316.
Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!
Имам Ибн Абу Заманин говорил: “Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию”. См. “Усулю-Ссунна” 293.
Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.
К данной главе также относится и необходимость спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака, или работать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела или жить с ним по соседству и т.д. Тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о том, про кого его спрашивают, и обязан говорить только то, что ему известно точно, оставив догадки и предположения. Доказательством этому является хадис Фатимы бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “В свое время я пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “Ко мне посватались Абуль-Джахм и Му‘ауийя”, - на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается Му‘ауийи, то он - бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абуль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча»”. Муслим 1480.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…что же касается Абуль-Джахма, то он бьет женщин», - и это является объяснением слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) «он не убирает палку со своего плеча».

5. Когда кто-либо открыто совершает грехи или придерживается нововведений
Если какой-либо мусульманин известен своими грехами, которые он совершает открыто, как употребление спиртного, приверженность к нововведению, притеснение людей, ложь и т.п., то в таких случаях разрешается говорить о нем из того, что совершается им открыто. Однако запрещается упоминать о прочих его недостатках, замеченных за ним.
Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.
Имам аль-Лейс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: “Эти двое были из числа лицемеров”.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.
Аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас - отец Омеййадского халифа Маруана ибн аль-Хакама. Он причинял страдания пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале его призыва, а также входил в число одиннадцати знатных курайшитов, замысливших убить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до его переселения.
Зайд ибн Аслям говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.
Хасана аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.
Также сказанное относится к тому, кто сам рассказал о своих грехах. От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир” 3/323.
Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фатхуль-Бари” 10/586.
Имам Ахмад сказал: “На приверженца нововведений нет гъиба!” См. “Табакъатуль-ханабиля” 2/274.
Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы-мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба”. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.
Однако сказанное относится к настоящим приверженцам нововведений, а не тому, кто совершил какое-то обрядовое нововведение, поскольку как гласит важное правило: «Не каждый, кто совершил нововведение, стал приверженцем нововведений!»
Тут необходимо также упомянуть о большом нечестии, распространившемся в наши дни, от-носительно обвинения в нововведении (табди’) приверженцев Сунны, а более того, обвинение в нововведении ученых из числа приверженцев Сунны. Это стало болезнью в наше время. Многие молодые мусульмане, услышав слова одного шейха о другом, сразу же начинают обвинять второго в нововведении, предостерегая от него. Однако необходимо отметить, что предостережение и даже обвинение в нововведении одного ученого или нескольких ученых, не обязывает всех мусульман безукоризненно следовать этому. Более того, если человек, от которого предостерегают и называют приверженцем нововведений, является из ахлю-Сунна, то критика в его адрес принимается только лишь в случаи указания причины его заблуждения. Имам Ахмад, имам науки аль-джарх уа-та‘диль говорил: “В отношении каждого, кто известен своим благочестием, не принимается предостережение и критика, кроме как с указанием причины этого, и относительно такого дела, в котором не может быть неясности!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 7/273.
Спросили шейха ‘Абдуллаха аль-‘Убайляна: «Каково ваше мнение относительно проведения экзамена среди людей и обязывания требующих знание следовать словам ученых в джархе кон-кретного лица или в иных спорных вопросах среди ахлю-Сунна?»
Шейх ответил: “Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если тот, о ком говорят ученые из числа приверженцев нововведений, относительно которого нет разногласий среди ахлю-Сунна, то мусульманин обязан считать так, как считает ахлю-Сунна, а иначе он отойдет от их пути, если у него есть знание! Однако если тот, о ком говорят – сам из ахлю-Сунна, но впал в ошибку, по причине чего некоторые сторонники ахлю-Сунна считают, что подобное выводит из ахлю-Сунна, то в таком случае мусульманин не обязан это принимать, если для него не стал ясным этот вопрос, или же если он считает иначе и следует в отношении этого человека словам других (ученых). А тот, кто убежден, что подобное (обязывание словами определенных ученых) является обязательным для каждого мусульманина, тот противоречит Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), ибо полная истина и полное покровительство не может быть ни к кому, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Когда Ибн ‘Аббаса спросили: «Ты на пути ‘Али или ‘Усмана?» Он ответил: «Нет, я на пути посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» И подобное является путем, ведущим к тому, во что впали иудеи и христиане, о которых сообщил Всевышний Аллах: «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”, а христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» (аль-Бакъара 2: 113).

6. Если человек известен под каким-нибудь прозвищем или кличкой
Например, хромой, глухой, слепой, косой и т.п., то разрешается называть его так.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приедет к вам с Йемена человек, которого зовут Уяйс ибн ‘Амир, переболевший проказой, но полностью излечившийся от нее, если не считать одного места величиной с дирхам». Муслим 2542.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал человека с длинными руками известного по прозвищу «Двурукий» по его прозвищу. аль-Бухари 482.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) был один человек, которого звали ‘Абдуллах, по прозвищу осел, который смешил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). аль-Бухари 6780.
Однако запрещается называть человека по кличке, если это ему не нравится или в том случае, когда целью обращения по прозвищу является только оскорбление и унижение достоинства человека.

Перечислив вышеуказанные случаи, когда дозволено совершать гъиба, имам ан-Науауи сказал: “Эти шесть причин упоминались учеными, и относительно большинства этих причин их мнение было единогласным”. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/142.

Наши рекомендации