Исследование первое: языковое и шариатское определение куфра.
Слово «куфр» в арабском языке означает - прикрытие, ширма. Сказал Абу ‘Убейд: «Что касается кафира, то говорится, а Аллах знает лучше, что он был назван кафиром лишь потому, что он покрыт куфром. Наподобие воина, покрытого вооружением, он тот, кого покрыло вооружение таким образом, что оно скрыло все его части. Таким же образом куфр покрыл сердце кафира. Поэтому говорят на ночь, что она «кафир», т.к. она покрывает все. Сказал Лябид, говоря о солнце: «Так, что оно погрузило свою руку в кафир (ночь)… И скрыло (кафара) ‘аурат границ ее тьма». Также он сказал: «Ночью тучи покрыли (кафара) звезды.
Также говорится: «Кафир был назван так из-за отрицания». И говорится: ««Кафарани фулянун хакки», то есть отрицал такой-то мое право»» («Гариб аль-Хадис», автор Абу ‘Убейд, 3/13).
Сказал Ибн Кутейба: «Что касается кафира, то это подобно твоим словам: «Кафарту аш-шей», то есть, когда ты покрыл что-то. Также говорится: «Такаффара фулянун фи ас-силях», то есть, когда кто-то одел вооружение. Сказали некоторые: «Из этого смысла также пленка (кафур) пальмы, а также ночь – «кафир», потому что она покрывает все». Сказал Лябид, говоря о солнце: «Так, что оно погрузило свою руку в ночь (кафир)… И скрыла ‘аурат границ ее тьма».
Как будто основа их мнения о слове «кафир» – это скрывающий милости, дарованные ему Аллахом. Также некоторые мухаддисы в понимании слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не становитесь после меня кафирами, рубящими шеи друг другу», склонились к тому, что их смыслом будет «не вооружайтесь (такаффара) в войне друг против друга» («Гариб аль-Хадис», автор Ибн Кутейба 1/247).
Сказал аль-Азхари: «Сказал аль-Лейс: «Говорится, что кафир был назван кафиром, потому что куфр покрыл все его сердце…»
Я же скажу (аль-Азхари), что слова аль-Лейса: «Говорится, что кафир был назван кафиром, потому что куфр покрыл все его сердце…», - нуждаются в разъяснении, указывающим на то, что смысл слова «куфр» в ар.яз. – «покрытие». То есть, кафир – обладатель куфра, обладатель покрытия для своего сердца куфром. Как говорится о надевшем вооружение – «кафир». Это потому, что он покрыт оружием.
Наподобие выражений: «одетый мужчина», то есть обладатель одежды или «льющаяся вода», то есть вода, имеющая свойство литься.
Но есть другое мнение и оно лучше, чем то, к чему склонился аль-Лейс. Оно заключается в том, что когда Всевышний призвал кафира к Таухиду, тем самым Он призвал его к Своей милости и если этот кафир примет ее, то к нему будет проявлена милость. А когда он отверг то, к чему его призывали, он стал скрывающим (кафир) милость Аллаха. То есть, он покрыл ее, отказавшись от нее.
Сообщил мне аль-Мунзири от аль-Харрони от Ибн Сукейта, что он сказал: «Если человек оденет поверх своих доспехов одежду – он кафир, потому что он покрыл (кафара) поверх своих доспехов». Также он сказал: «Все, что покрыло что-либо, называется «кафара». Поэтому было сказано о ночи, что она - кафир, так как она покрыла все своей тьмой». А также: «Кафир был назван кафиром, потому что он скрыл милости Аллаха». Я добавлю, что милости Аллаха Всевышнего – это Его аяты (знамения), указывающие на Таухид. Арабы говорят на фермера «кафир», потому что он скрывает зерна под землей. Из этого же раздела слова Всевышнего: «Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев (куффаров)» (57:20). А Аллах лучше знает» («Тахзиб аль-Люга», автор аль-Азхари, 10/194; Лисан аль-Араб 5/145).
Понятие «куфр» в Шариате. Куфр – это противоположность Имана. Он проявляется на словах, делах, убеждениях, а также в оставлении, также как Иман – слова, дела и убеждения.
Это то, на чем единогласно сошлись Ахлю Сунна ва аль-Джама’а, в противоположность тем, кто ограничил куфр такзибом или отрицанием (джухудом) сердцем или сердцем и языком, и отрицает, что куфр бывает выражен делом или оставлением.
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Куфр – это отсутствие Имана в Аллаха и Его посланника, все равно будет при этом у человека такзиб или не будет. Напротив, куфр бывает по причине сомнений или уклонения от Религии, или зависти, высокомерия, или из-за следования за некоторыми страстями, которые отклоняют от следования за посланником» (маджму фатава 12/335).
Сказал Ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Куфр – это описание в Религии того, кто отрицает что-либо из того, во что Всевышний Аллах приказал верить, но это после установления над ним довода, после того, как Истина достигла его. Куфр проявляется сердцем без языка или языком без сердца или же ими обоими. Или человек совершил какое-либо дело, о котором пришли тексты, что это дело выводит его из Имана» («аль-Ахкам фи усуль аль-Ахкам», 1/49).
Сказал имам Исхак бин Рахавейхи, да помилует его Аллах: «Категория людей, в такфире которой единогласны ученые так же, как единогласны в такфире отрицающего – это верующий, уверовавший в Аллаха Всевышнего и в то, что пришло от Него, а затем убивший пророка или помогщий в его убийстве. Такой человек - кафир. Даже, если он говорит, что убийство пророков запретно» («Величие положения молитвы», 2/930).
Сказал аль-Барбахари, да помилует его Аллах: «Никто из людей киблы не выйдет из Ислама, пока не отвергнет какой-либо аят из Книги Аллаха Всевышнего или отвергнет что-либо из ‘асаров посланника Аллаха ﷺ или принесет жертву не Аллаху или совершит молитву не Аллаху. Если кто-нибудь сделает что-либо из этого, то является обязательным для тебя вывести его из Ислама» («Шарх Сунна» Барбахари, стр. 81).
Сказал шейх аль-Ислам: «Тот, кто преднамеренно произнес своим языком слова куфра без нужды на это[149], зная, что это слова куфра, становится кафиром внутренне и внешне. И не дозволяется говорить, что может быть внутри он остался верующим. Кто говорит такое, тот вылетел из Ислама» («ас-Сорим аль-Маслюль», 3/975).
Также он сказал: «Воистину, ругань в адрес Аллаха и Его посланника является куфром внутри и снаружи. Все равно будет ли убежден ругающий в том, что это запретно или же он будет считать ругань дозволенным, или он будет беспечным о своих убеждениях[150]. Это мазхаб факихов и остальных Ахлю Сунны, которые говорят о том, что Иман – слова и дела» («ас-Сорим аль-Маслюль», 3/955).
А также сказал: «Тот, кто признал истинность Посланника, но ненавидит его и враждует с ним своим сердцем и телом, такой является кафиром однозначно» (маджму фатава 7/556).
Сказал Ибн аль-Коййим, да смилуется над ним Аллах: «Также проявления куфра на словах и на делах. Например, когда человек становится кафиром, произнеся добровольно слова куфра, это будет одним из проявлений куфра. Также, человек становится кафиром, если совершит одно из проявлений куфра, наподобие земного поклона для идола или издевательство над мусхафом. Это – основа в этом вопросе» («Молитва и положение, оставившего ее». Стр.45).