Умеет ценить добродеяние и отблагодарить за него
Истинная мусульманка умеет ценить благодеяние и отблагодарить того, кто это совершил для нее, отдать ему должное, т.е. поступает согласно тому, что говорил посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Кто молит Аллаха о защите, защитите его. Кто сделал вам доброе дело, вознаградите его».
Отблагодарить за содеянное тебе добро нужно обязательно. Надо исходить из того, что к этому побуждает ислам, т.е. это не должно быть зависящим от настроения, интереса или степени пользы, принесенной совершенным добродеянием. Главное здесь - откликнуться на адресованный тебе благородный порыв, на проявленное великодушие, на сам факт, как бы мы сейчас сказали, инициации добра.
Ислам считает, что верующий только тогда умеет быть в полной мере благодарным Аллаху, когда он умеет быть благодарным другому человеку за содеянное добро. Если душевный склад человека не в состоянии подняться до такого уровня, то это свидетельствует о неблагодарности, неверии, о том, что такой человек не дорос до понимания необходимости быть благодарным Всевышнему Аллаху, дарящему нам благополучие. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей».
Мусульманская женщина понимает, что, выражая благодарность за совершенное доброе дело, она способствует дальнейшему распространению и расширению добродетели, всестороннему совершенствованию личностных качеств мусульманина.
Навещает больных
Посещение больных - один из прекрасных обычае ислама. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, укоренил и поднял его до уровня обязанности мусульман и мусульманок перед другими правоверными. Допускать упущения или небрежности в этом вопросе - значит брать на свою душу большой грех. Благородный посланник считал оказание внимания больному элементом этики взаимоотношений между мусульманами. Он включил это в число шести таких обязанностей: «Если встретил другого мусульманина, то приветствуй его. Если он обратился к тебе, то отзовись. Если он попросил совета, то посоветуй. Если он чихнул и выразил хвалу Аллаху, то скажи ему нужное в этом случае пожелание. Если он заболел, то навещай его. Если он умер, то проводи его в последний путь».
Оказывая внимание больному, регулярно навещая его, мусульманка не просто проявляет благосклонность, оказывает любезность на сугубо добровольной основе. Она тем самым выполняет предписанное исламом необходимое действие, к которому побуждает ее вероучение. Благородный посланник сказал:
«Накорми голодного, навести больного». Он считал это необходимым наряду с упомянутыми выше действиями.
Быть может, навещать больных не всегда приятно в том смысле, что вокруг них бывает обстановка уныния и тоски. Однако для истинной мусульманки все это не в тягость, не вызывает досаду или раздражение. Всякое такое посещение у нее вызывает новый духовный подъем. Такое испытывает только тот, кто глубоко размышлял о смысле, вложенном в славный хадис, показывающий всю значимость, посещения больного и вознаграждение и благословение за выполнение этого необходимого действия: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий скажет в день воскресения: «О человек! Я заболел, а ты не навестил меня». Тот в ответ: «О Господь! Как я мог навестить Тебя, Господа миров?» А Господь на это ответил: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не навестил его. Разве ты не знал, что если бы навестил его, то там нашел бы и Меня? О человек! Я просил тебя накормить меня, а ты не накормил». А тот спрашивает: «Но как я мог накормить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты не накормил его. Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то нашел бы у Меня? О человек! Я просил и тебя попить, но ты меня не напоил». А тот спрашивает: «Но как я мог напоить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Такой-то из Моих рабов просил у тебя пить, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты его напоил, то нашел бы Меня?»
Какое прекрасное и замечательное это действие - оказание внимания больному! Навещая заболевших сестер по вере, мусульманка вся на виду у своего Всемогущего Господа. Он видит славное деяние и щедро вознаграждает ее за это. Что может быть более славным и благословенным, чем внимательное отношение к заболевшей сестре по вере! Тем более, если к этому ее побуждает, благословляет и высоко ценит это Господь!
Мы можем себе представить всю горечь сожаления, разочарования и стыда, которые разрывают душу нерадивой женщины, проявившей равнодушие к судьбе заболевшей сестры но вере в наступивший час раскаяния!
В условиях исламского общества больной не чувствует себя одиноким. Теплые чувства посещающих смягчают его горе. Поистине, это высшее достижение человеческой культуры и человеческих чувств. Ни одна община в истории не знала такого проявления сочувствия и отзывчивости, какие присущи исламу.
На Западе больного могут определить в госпиталь. Он может найти лечащего врача, который будет лечить его и ухаживать за ним. Но в условиях западного общества он редко встретит и ощутит на себе сострадательное прикосновение, слова целительного утешения и сочувствия, исцеляющей улыбки и душевного сопереживания.
Причина такого явления заключается в том, что на Западе жизнь окутана излишне материализированным подходом к ней. Такой подход гасит свет человеческого чувства, затемняет чувства братского отношения к другому, исключает нематериалистический порыв творить добро.
В условиях западного общества человек не испытывает какой-либо побудительной силы навестить больного, если за этим не кроется определенный интерес, который рано или поздно принесет материальную
выгоду. В то же время мусульманин навещает больного, стремясь к награде, которую приготовил Аллах.
Имеется много нормативных предписаний сунны, которые побуждают у человека мотивацию искренне, просто так, от души навестить больного.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, своим проницательным умом и тонким пониманием человеческой души исходил из того, что посещение больного производит на последнего глубокое впечатление, оставляет в его душе глубокий след. Поэтому он не жалел времени на посещение больных, всегда молился за них и утешал их. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «У пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, был слуга - еврейский мальчик. И вот он заболел. Благородный посланник пришел к нему, сел у изголовья и сказал: «Прими ислам». Тот посмотрел на своего отца, находившегося здесь же. Отец и говорит: «Повинуйся Абу Касиму (букв, отец Касима -имя Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний и ниспошлет ему Свою благодать - прим. ред.)». И мальчик принял ислам. Благородный посланник вышел, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от адского огня».
Как мы видим, пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не упустил случая, навещая больного, предложить ему принять ислам. Он знал, что великодушное посещение окажет большое воздействие на мальчика и его отца, которых он покорил своим благородством, великодушием и добротой. И они откликнулись на его призыв. Посещение больного привело на истинный путь. Благородный посланник произносит хвалу Аллаху. Какой великий человек - посланник! Какой он мудрый и умелый призывающий!
Благородный посланник уделял большое внимание этому вопросу, поэтому выработал правила и обычаи. Его благородные сподвижники сохранили и передали их в сунне. Обычно он садился у изголовья больного, как мы уже видели в приведенном выше примере. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, тоже вспоминал об этом: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал больного, садился у изголовья и говорил: «Обращаюсь к Великому Аллаху, обладателю Великого трона с просьбой исцелить тебя»».
Он также гладил больного правой рукой и взывал к Аллаху. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал домочадцев, гладил их рукой и говорил: «О Господь людей! Отврати беду и исцели. Ты исцеляющий. Нет исцеления полным исцелением, кроме Твоего исцеления полным исцелением».
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навестил больного бедуина и сказал: «Ничего страшного. Твоя болезнь - это очищение от твоего греха»».
Ислам воспитал мусульманку в духе утонченности чувств и доброты благородного сердца. И она, услышав, что такая-то заболела, поспешит навестить ее, стараясь в полной мере следовать сказанному в сунне.
Еще на начальном этапе ислама мусульманка уяснила большое значение посещения больного. Она увидела, что эта традиция несет в себе глубокий смысл, ибо способствует укреплению общения, обоюдных отношений, дружбы, проявления взаимного милосердия, взаимной выручки. И она с самого начала старательно выполняла столь благородное необходимое действие. Тем самым она восстанавливает разрушенное болезнью, удаляет печаль, укрепляет узы братства, утешает огорченную душу. Мусульманской женщине в наши дни следует в полной мере воскресить эту достойную похвалы гуманную исламскую традицию.
Не рыдает над усопшим
Истинная мусульманка всегда сохраняет самообладание и сдерживает себя. Если случится смерть кого-нибудь из дорогих ей людей, печаль не отнимает у нее рассудка, она не теряет контроля над собой в отличие от слабых духом, невежественных женщин. Она проявляет терпение и безропотно переживает утрату. В такие трудные часы во всех своих действиях и поступках она следует руководству ислама.
Она ни в коем случае не причитает и не рыдает над покойником. Оплакивание относится к тем действиям, которые мусульмане считают предосудительными. Действие это присуще неверующим и язычникам. Нормы, основанные на предписаниях сунны, категоричны в оценке этого. Относят его к запрещенным действиям. Даже относят к разряду неверия: «Два действия указывают на неверие: поношение рода и истеричные рыдания над покойником».
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, считал, что истерично плачущие навзрыд по умершему сами себя исключают из общины мусульман: «К нам не относятся те, кто бьет себя по щекам или рвет на себе рубаху на груди или взывает, как делали во время язычества».
Истинная мусульманка уверовала в то, что смерть - неизбежность, что все бренно и преходяще. Земная жизнь - не что иное, как переход к будущей, потусторонней жизни, где будет вечное пребывание рядом с Господом миров. А это значит, что нет никакой необходимости показывать печаль и скорбь в столь жуткой форме, когда человек теряет самоконтроль, бьет себя по лицу, рвет на себе одежду.
Сподвижники, еще совсем недавно бывшие язычниками, быстро усвоили это установление данного Аллахом закона и запретили своим женщинам громко рыдать, причитать, издавать вопли, рвать на себе одежду, т.е. все то, что делали женщины в таких случаях во времена язычества. Они разъяснили своим
женщинам, что ислам не допускает таких обычаев, исключает их совсем. Они полностью отказались от таких действий подобно тому, как это сделал благородный посланник.
Скорбь и печаль по умершему в исламе выражается иначе. Это происходит в глубине сердца и видно по слезам. Так проявляется естественное чувство печали по умершему, столь дорогому для тех, кто потерял его. Вот как выражал все это посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, по рассказу Анаса, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, зашел к своему сыну Ибрахиму, когда тот умирал. Глаза благородного посланника были полны слез. Абд ар-Рахман ибн Ауф обратился к нему: «Что с тобой, о посланник Аллаха?» Он ответил: «О сын Ауфа! Это сострадание. Поистине, глаза льют слезы, а сердце печалится. Но мы говорим только то, что угодно Господу. Теряя тебя, о Ибрахим, мы испытываем огорчение и печаль».
Благородный посланник, на которого Всемогущий Господь возложил высочайшую миссию, утвердил способом выражения скорби слезы, если человеку не удается полностью взять себя в руки в минуты несчастья.
Он запретил какие-либо другие способы, раздувающие пламя печали. Само собой выступающие слезы способствуют погашению горящей скорби, помогают смягчить боль, облегчают страдания. Что же касается средств выражения печали, к которым прибегали во времена язычества - шумное причитание, вопли, выкрики, то они лишь еще больше раздувают пламя печали, разжигают огонь боли и тем самым усиливают в душе ощущение расстройства и скорбь. Так поступали арабы во времена язычества.
Поэтому ислам отнес это к запрещенным действиям, т.к. они противоречат необходимости примириться со случившимся, широко открывают двери для искушения сатаной. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, указал на это в хадисе, переданном Умм Саляма, да будет доволен сю Аллах: «Умер Абу Саляма, и я сказала: «Умер вдали от родины, на чужой земле. Надо его оплакивать...». Я уже подготовилась к этому и обратилась к знакомой женщине из Мадины, которая хотела мне помочь в оплакивании и причитании. Ее встретил посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказал: «Вы хотите впустить шайтана в дом, откуда Аллах выгонял его уже дважды?» Я воздержалась от оплакивания».
Какое большое значение придавал благородный посланник запрещению причитания женщин, видно из того факта, что когда он принимал клятву женщин о принятии ислама, требовал • также поклясться о том, что откажутся от этого обычая - причитать над покойником. Об этом вспоминала, например, Умм Атыйя.
Он строго предупреждал женщин: «Если плакальщица не покается в этом грехе перед смертью, то в день воскресения мертвых предстанет в кольчуге из жидкой смолы и женской рубахе из коросты». Он также делал такой женщине предупреждение о том, что она будет изолирована от ангелов сострадания и лишена возможности иметь их благословение. Хадис об этом передал Ахмад: «Ангелы не благословят плакальщицу».
Истинная мусульманка и в этом вопросе строго следует повелению Аллаха и Его посланнику, соблюдая чистоту веры в предопределение. В то же время она активно призывает других женщин, если они показывают невежество и поступают дурно, к тому, чтобы они считали для себя необходимым и обязательным закон, указанный Аллахом и его повеление о недопустимости причитания над умершим.