Умеет ценить добродеяние и отблагодарить за него

Истинная мусульманка умеет ценить благодеяние и отбла­годарить того, кто это совершил для нее, отдать ему должное, т.е. поступает согласно тому, что говорил посланник, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Кто мо­лит Аллаха о защите, защитите его. Кто сделал вам доброе дело, вознаградите его».

Отблагодарить за содеянное тебе добро нужно обязатель­но. Надо исходить из того, что к этому побуждает ислам, т.е. это не должно быть зависящим от настроения, интереса или степе­ни пользы, принесенной совершенным добродеянием. Главное здесь - откликнуться на адресованный тебе благородный порыв, на проявленное великодушие, на сам факт, как бы мы сейчас сказали, инициации добра.

Ислам считает, что верующий только тогда умеет быть в полной мере благодарным Аллаху, когда он умеет быть благо­дарным другому человеку за содеянное добро. Если душевный склад человека не в состоянии подняться до такого уровня, то это свидетельствует о неблагодарности, неверии, о том, что та­кой человек не дорос до понимания необходимости быть благо­дарным Всевышнему Аллаху, дарящему нам благополучие. По­этому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей».

Мусульманская женщина понимает, что, выражая благо­дарность за совершенное доброе дело, она способствует даль­нейшему распространению и расширению добродетели, всесто­роннему совершенствованию личностных качеств мусульманина.

Навещает больных

Посещение больных - один из прекрасных обычае ислама. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, укоренил и поднял его до уровня обя­занности мусульман и мусульманок перед другими правоверны­ми. Допускать упущения или небрежности в этом вопросе - зна­чит брать на свою душу большой грех. Благородный посланник считал оказание внимания больному элементом этики взаимоот­ношений между мусульманами. Он включил это в число шести таких обязанностей: «Если встретил другого мусульманина, то приветствуй его. Если он обратился к тебе, то отзовись. Если он попросил совета, то посоветуй. Если он чихнул и выразил хвалу Аллаху, то скажи ему нужное в этом случае пожелание. Если он заболел, то навещай его. Если он умер, то проводи его в послед­ний путь».

Оказывая внимание больному, регулярно навещая его, му­сульманка не просто проявляет благосклонность, оказывает лю­безность на сугубо добровольной основе. Она тем самым вы­полняет предписанное исламом необходимое действие, к кото­рому побуждает ее вероучение. Благородный посланник сказал:

«Накорми голодного, навести больного». Он считал это необхо­димым наряду с упомянутыми выше действиями.

Быть может, навещать больных не всегда приятно в том смысле, что вокруг них бывает обстановка уныния и тоски. Од­нако для истинной мусульманки все это не в тягость, не вызыва­ет досаду или раздражение. Всякое такое посещение у нее вызы­вает новый духовный подъем. Такое испытывает только тот, кто глубоко размышлял о смысле, вложенном в славный хадис, по­казывающий всю значимость, посещения больного и вознаграж­дение и благословение за выполнение этого необходимого дей­ствия: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий скажет в день воскресения: «О человек! Я заболел, а ты не навестил меня». Тот в ответ: «О Господь! Как я мог на­вестить Тебя, Господа миров?» А Господь на это ответил: «Раз­ве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не наве­стил его. Разве ты не знал, что если бы навестил его, то там на­шел бы и Меня? О человек! Я просил тебя накормить меня, а ты не накормил». А тот спрашивает: «Но как я мог накормить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты не накормил его. Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то нашел бы у Меня? О человек! Я просил и тебя попить, но ты ме­ня не напоил». А тот спрашивает: «Но как я мог напоить Тебя, Господа миров?» Господь в ответ сказал: «Такой-то из Моих ра­бов просил у тебя пить, а ты не напоил его. Разве ты не знал, что если бы ты его напоил, то нашел бы Меня?»

Какое прекрасное и замечательное это действие - оказание внимания больному! Навещая заболевших сестер по вере, му­сульманка вся на виду у своего Всемогущего Господа. Он видит славное деяние и щедро вознаграждает ее за это. Что может быть более славным и благословенным, чем внимательное отно­шение к заболевшей сестре по вере! Тем более, если к этому ее побуждает, благословляет и высоко ценит это Господь!

Мы можем себе представить всю горечь сожаления, разочарования и стыда, которые разрывают душу нерадивой женщи­ны, проявившей равнодушие к судьбе заболевшей сестры но ве­ре в наступивший час раскаяния!

В условиях исламского общества больной не чувствует се­бя одиноким. Теплые чувства посещающих смягчают его горе. Поистине, это высшее достижение человеческой культуры и че­ловеческих чувств. Ни одна община в истории не знала такого проявления сочувствия и отзывчивости, какие присущи исламу.

На Западе больного могут определить в госпиталь. Он мо­жет найти лечащего врача, который будет лечить его и ухажи­вать за ним. Но в условиях западного общества он редко встре­тит и ощутит на себе сострадательное прикосновение, слова це­лительного утешения и сочувствия, исцеляющей улыбки и ду­шевного сопереживания.

Причина такого явления заключается в том, что на Западе жизнь окутана излишне материализированным подходом к ней. Такой подход гасит свет человеческого чувства, затемняет чув­ства братского отношения к другому, исключает нематериалистический порыв творить добро.

В условиях западного общества человек не испытывает какой-либо побудительной силы навестить больного, если за этим не кроется определенный интерес, который рано или позд­но принесет материальную

выгоду. В то же время мусульманин навещает больного, стремясь к награде, которую пригото­вил Аллах.

Имеется много нормативных предписаний сунны, которые побуждают у человека мотивацию искренне, просто так, от ду­ши навестить больного.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, своим проницательным умом и тонким пониманием человеческой души исходил из того, что по­сещение больного производит на последнего глубокое впечатле­ние, оставляет в его душе глубокий след. Поэтому он не жалел времени на посещение больных, всегда молился за них и утешал их. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «У пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, был слуга - еврейский мальчик. И вот он заболел. Благородный посланник пришел к нему, сел у изголовья и сказал: «Прими ис­лам». Тот посмотрел на своего отца, находившегося здесь же. Отец и говорит: «Повинуйся Абу Касиму (букв, отец Касима -имя Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний и ниспошлет ему Свою благодать - прим. ред.)». И мальчик принял ислам. Благородный посланник вышел, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от адского огня».

Как мы видим, пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не упустил случая, навещая больного, предложить ему принять ислам. Он знал, что велико­душное посещение окажет большое воздействие на мальчика и его отца, которых он покорил своим благородством, великоду­шием и добротой. И они откликнулись на его призыв. Посеще­ние больного привело на истинный путь. Благородный послан­ник произносит хвалу Аллаху. Какой великий человек - послан­ник! Какой он мудрый и умелый призывающий!

Благородный посланник уделял большое внимание этому вопросу, поэтому выработал правила и обычаи. Его благородные сподвижники сохранили и передали их в сунне. Обычно он са­дился у изголовья больного, как мы уже видели в приведенном выше примере. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, тоже вспоминал об этом: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал больного, садился у изголовья и говорил: «Обращаюсь к Великому Аллаху, облада­телю Великого трона с просьбой исцелить тебя»».

Он также гладил больного правой рукой и взывал к Алла­ху. Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Ког­да пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, навещал домочадцев, гладил их рукой и говорил: «О Господь людей! Отврати беду и исцели. Ты исцеляющий. Нет исцеления полным исцелением, кроме Твоего исцеления пол­ным исцелением».

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, навестил больного бедуина и сказал: «Ничего страшного. Твоя болезнь - это очищение от твоего греха»».

Ислам воспитал мусульманку в духе утонченности чувств и доброты благородного сердца. И она, услышав, что такая-то заболела, поспешит навестить ее, стараясь в полной мере следо­вать сказанному в сунне.

Еще на начальном этапе ислама мусульманка уяснила большое значение посещения больного. Она увидела, что эта традиция несет в себе глубокий смысл, ибо способствует укреп­лению общения, обоюдных отношений, дружбы, проявления взаимного милосердия, взаимной выручки. И она с самого нача­ла старательно выполняла столь благородное необходимое дей­ствие. Тем самым она восстанавливает разрушенное болезнью, удаляет печаль, укрепляет узы братства, утешает огорченную душу. Мусульманской женщине в наши дни следует в полной мере воскресить эту достойную похвалы гуманную исламскую традицию.

Не рыдает над усопшим

Истинная мусульманка всегда сохраняет самообладание и сдерживает себя. Если случится смерть кого-нибудь из дорогих ей людей, печаль не отнимает у нее рассудка, она не теряет кон­троля над собой в отличие от слабых духом, невежественных женщин. Она проявляет терпение и безропотно переживает ут­рату. В такие трудные часы во всех своих действиях и поступках она следует руководству ислама.

Она ни в коем случае не причитает и не рыдает над покой­ником. Оплакивание относится к тем действиям, которые му­сульмане считают предосудительными. Действие это присуще неверующим и язычникам. Нормы, основанные на предписани­ях сунны, категоричны в оценке этого. Относят его к запрещен­ным действиям. Даже относят к разряду неверия: «Два действия указывают на неверие: поношение рода и истеричные рыдания над покойником».

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, считал, что истерично плачущие навзрыд по умершему сами себя исключают из общины мусульман: «К нам не относятся те, кто бьет себя по щекам или рвет на себе рубаху на груди или взывает, как делали во время язычества».

Истинная мусульманка уверовала в то, что смерть - неиз­бежность, что все бренно и преходяще. Земная жизнь - не что иное, как переход к будущей, потусторонней жизни, где будет вечное пребывание рядом с Господом миров. А это значит, что нет никакой необходимости показывать печаль и скорбь в столь жуткой форме, когда человек теряет самоконтроль, бьет себя по лицу, рвет на себе одежду.

Сподвижники, еще совсем недавно бывшие язычниками, быстро усвоили это установление данного Аллахом закона и за­претили своим женщинам громко рыдать, причитать, издавать вопли, рвать на себе одежду, т.е. все то, что делали женщины в таких случаях во времена язычества. Они разъяснили своим

женщинам, что ислам не допускает таких обычаев, исключает их совсем. Они полностью отказались от таких действий подоб­но тому, как это сделал благородный посланник.

Скорбь и печаль по умершему в исламе выражается иначе. Это происходит в глубине сердца и видно по слезам. Так прояв­ляется естественное чувство печали по умершему, столь дорого­му для тех, кто потерял его. Вот как выражал все это посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, по рассказу Анаса, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, зашел к своему сыну Ибрахиму, когда тот умирал. Глаза благородного посланника были полны слез. Абд ар-Рахман ибн Ауф обратился к нему: «Что с тобой, о посланник Аллаха?» Он ответил: «О сын Ауфа! Это со­страдание. Поистине, глаза льют слезы, а сердце печалится. Но мы говорим только то, что угодно Господу. Теряя тебя, о Ибрахим, мы испытываем огорчение и печаль».

Благородный посланник, на которого Всемогущий Господь возложил высочайшую миссию, утвердил способом вы­ражения скорби слезы, если человеку не удается полностью взять себя в руки в минуты несчастья.

Он запретил какие-либо другие способы, раздувающие пламя печали. Само собой выступающие слезы способствуют погашению горящей скорби, помогают смягчить боль, облегча­ют страдания. Что же касается средств выражения печали, к ко­торым прибегали во времена язычества - шумное причитание, вопли, выкрики, то они лишь еще больше раздувают пламя пе­чали, разжигают огонь боли и тем самым усиливают в душе ощущение расстройства и скорбь. Так поступали арабы во времена язычества.

Поэтому ислам отнес это к запрещенным действиям, т.к. они противоречат необходимости примириться со случившимся, широко открывают двери для искушения сатаной. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, указал на это в хадисе, переданном Умм Саляма, да будет дово­лен сю Аллах: «Умер Абу Саляма, и я сказала: «Умер вдали от родины, на чужой земле. Надо его оплакивать...». Я уже подго­товилась к этому и обратилась к знакомой женщине из Мадины, которая хотела мне помочь в оплакивании и причитании. Ее встретил посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказал: «Вы хотите впус­тить шайтана в дом, откуда Аллах выгонял его уже дважды?» Я воздержалась от оплакивания».

Какое большое значение придавал благородный послан­ник запрещению причитания женщин, видно из того факта, что когда он принимал клятву женщин о принятии ислама, требовал • также поклясться о том, что откажутся от этого обычая - причи­тать над покойником. Об этом вспоминала, например, Умм Атыйя.

Он строго предупреждал женщин: «Если плакальщица не покается в этом грехе перед смертью, то в день воскресения мертвых предстанет в кольчуге из жидкой смолы и женской ру­бахе из коросты». Он также делал такой женщине предупреждение о том, что она будет изолирована от ангелов сострадания и лишена возможности иметь их благословение. Хадис об этом передал Ахмад: «Ангелы не благословят плакальщицу».

Истинная мусульманка и в этом вопросе строго следует повелению Аллаха и Его посланнику, соблюдая чистоту веры в предопределение. В то же время она активно призывает других женщин, если они показывают невежество и поступают дурно, к тому, чтобы они считали для себя необходимым и обязательным закон, указанный Аллахом и его повеление о недопустимости причитания над умершим.

Наши рекомендации