Поддерживает узы родства, если даже родственники и не мусульмане

В руководстве своего вероучения мусульманская женщина не может не видеть великодушие и глубокую человечность. Так, например, она рекомендует поддерживать узы родства, если да­же родственники не исповедуют ислам.

После того, как Всевышний ниспослал откровение: «Пре­достерегай своих близких родственников», посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, обратился ко всем: «О люди Бану Кааб ибн Лювайя! Спа­сайтесь от огня! О люди Бану Мурра ибн Кааб! Спасайтесь от огня! О люди Бану Абд Шамс! Спасайтесь от огня! О люди Ба­ну Абд Манаф! Спасайтесь от огня! О люди Бану Хашим! Спа­сайтесь от огня! О люди Бану Абд аль-Мутталиб! Спасайтесь от огня! О Фатыма! Спасайся от огня! Я не удержу наказание со стороны Аллаха. Но у вас родственники».

Это высокое пророческое наставление оказало большое воздействие на мусульман и мусульманок и сделало свое дело. Они стали почитать родственников, хотя и не принявших ислам. Об этом свидетельствует то, что рассказали Ибн Абд аль-Барр и Ибн аль-Хаджар. Невольница духовной матери мусульман Са­фии пришла к повелителю мусульман Омару ибн аль-Хаттабу, да будет ему благоволение Аллаха, и сказала: «О повелитель мусульман! Поистине, Сафия любит субботу и поддерживает связи родства с иудеями». Омар направил к Сафии человека, чтобы все выяснить. Та ответила: «Я не люблю субботу с тех пор, как Аллах заменил мне ее пятницей. Что касается иудеев, то у меня среди них есть родственники и я поддерживаю узы род­ства». После этого вернулась к невольнице и спросила, что за­ставило ее идти на такую клевету. Та ответила: «Шайтан». От­вет Сафии был такой: «Уходи. Ты свободна».

Омар, да ниспошлет Аллах ему свое благоволение, не на­ходил для себя ничего предоссудительного в том, чтобы пода­рить хульлю (полная одежда, состоящая из двух кусков), кото­рую послал ему посланник Аллаха, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать, человеку, мать кото­рой была многобожницей.

Поэтому мусульманская женщина считает, что нить родства не разрывается в сердце правоверного мусульманина, а неизменно тянется к сердцу родственника, поддерживая чувства почитания, уважения даже в том случае, когда родственник этот не исповедует ислам. Выражение благородного посланника: «Поистине, члены семейства такого-то не являются для меня близкими, ибо мои близкие - это Аллах и праведные верующие, однако меня связывают с ними родственные узы и я буду поддерживать их должным образом» - есть вершина арабского красноречия. Родственные узы здесь сопоставлены с землей. Оно говорит об орошении почитанием, уважением, поддержива­нием крепких родственных связей, что в

конечном итоге дает прекрасные плоды - взаимное проявление чувств симпатии. Оно предотвращает отчуждение, охлаждение отношений. К истинно­му мусульманину все люди всегда относятся с большим уваже­нием. Они видят в нем воплощение высокой нравственности,

добродетельности.

Ислам побуждает к уважению и почитанию родителей, ес­ли даже они остаются сторонниками многобожия, и родственни­ков, если даже они не являются мусульманами. Он исходит из того, что надо проявлять великодушие, дух человечности в са­мом высоком смысле этого понятия. Ислам провозгласил, что такое движение души относится ко всем людям:

«Мы послали тебя не иначе, как милость мирам». (21; 107)

Для мусульманской женщины понятие «узы родства» предстает как многомерное .

Оно содержит в себе различные аспекты и проявляется в разнообразных формах, реализуется в практической жизни пу­тем использования многих приемов и способов. Это может быть как помощь нуждающемуся в материальном отношении, утеше­ние, когда случилось горе и надо развеять печаль. Другая форма - навестить родственников и лишний раз проявить свои чувства симпатии. Это очень способствует укреплению уз родства и на­полняет новым содержимым источник любви и привязанности. Наряду с этим большое значение имеет доброе слово, сочувст­венная улыбка, приветливость. А искренний совет, доброе на­ставление, благожелательное отношение - это тоже формы ук­репления уз родства. Конечно же, есть и много других видов проявлений, которые выказывают доброту и любовь Все это вы­зывает человеческое расположение, укрепляет чувства дружбы, проявления милосердия друг к другу и любви между родствен­никами.

Не случайно появилось высокое наставление благородно­го пророка, побуждающее постоянно поддерживать и укреплять родственные узы, пусть даже в простейших формах и с наимень­шими затратами, ведь дорого внимание: «Смягчайте сердца род­ственникам, хотя бы даже простой приветливостью».

Мусульманка, которая постоянно совершенствует свой ду­ховный мир, черпая мудрость из руководительства своего веро­учения, поддерживает связи родства, если даже родственники и порвали родственные узы. В этой сфере она не следует принци­пу взаимности, который означает: поддерживаю отношения, ес­ли они поддерживают; порываю эти отношения, если они порывают. Поддерживая узы родства, мусульманка стремится снис­кать благорасположение Аллаха, заслужить у Него награду. Под­держивая узы родства, она не ставит условие взаимности. По­добным подходом, подобным проявлением своей натуры она де­монстрирует тот идеал высоких нравственных качеств человека, которые ислам всегда стремится укоренить в душах. Поистине, это очень высокий уровень нравственности. Не каждый может легко достичь его. Его достигают те, которые искренне следуют истинным путем, указанным Аллахом, те, души которых уст­ремлены к тому, чтобы заслужить благорасположение Аллаха. Мусульманская женщина, усвоившая свое вероучение, полно­стью отвечает требованиям, предъявляемым такому эталону женщин, стремящихся к хорошему обхождению с родственника­ми, к тому, чтобы на практике следовать сказанному посланни­ком, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать: «Не тот считается поддерживающим родственные узы, кто это делает за вознаграждение, а тот, кто делает это, если даже родственники и порвали их».

Таково высокое нравственное начало, к которому должны, по мнению ислама, подняться мусульмане в своих отношениях с родственниками. Поэтому наставление благородного пророка направлено на то, чтобы укреплять в их душах такие черты как доброта, мягкость, терпеливость, умение понять и простить. Это особенно важно для поддержания родственных отношений. Ведь бывает и так, что ты стремишься укреплять узы родства, а встречаешь с другой стороны отчуждение, попытку избегать встреч, холодность. В исламе считается общепризнанным, что Аллах на стороне того, кто укрепляет узы родства и не уподоб­ляется тем, кто не отвечает взаимностью. Он показывает внуша­ющую страх картину наказания тем, которые разрывают узы родства и отрекаются от родственников. Однажды к посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха! У меня есть родственники. И я стараюсь поддерживать узы родства, а они причиняют мне зло. Я хочу видеться с ними, а они игнорируют меня». Благородный посланник ответил: «Если дело обстоит так, как ты рассказал, то словно они наполняют свои рты горячей золой. Для тебя будет помощь от Аллаха, пока будешь действовать так».

Ну и родственники! Как же тяжело с ними правоверному рабу Аллаха! Какие несчастные и бесстыдные отвергающие родство, порывающие его нити! И как велика будет награда той, кто терпеливо противостоит черствости и грубости таких родственников, стремящихся к разрыву. Даже Аллах всячески поддерживает ее, наполняет ее сердце терпением и способностью пере­носить их обиды, укрепляет ее решимость на то, чтобы она ос­тавалась на уровне этих благородных нравственных человечес­ких качеств. Как велик грех родственников, порывающих узы родства! Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, уподобил их глотающим горячую золу как наказание за разрыв родственных уз. Ведь такие действуют про­тив истины, в отличие от тех мусульман и мусульманок, которые всячески стремятся укреплять эти узы.

Вот почему искренняя мусульманка всегда, при всех об­стоятельствах старается поддерживать и укреплять родственные отношения, не порывает их, если даже другая сторона пошла на разрыв. Тем самым она показывает, что желает добиться благо­расположения своего Господа, что она выше невежества и глу­пости,

которые время от времени проявляют некоторые родст­венники. Она избегает всего того мелкого, ничтожного, которо­му такое большое значение придают другие, ибо убеждена, что выше того, чтобы опускаться до уровня всего мелкого и незна­чительного, что наносит ущерб чистоте отношений между род­ственниками. Такого уровня понимания она достигла потому, что всегда помнит сказанное посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «От отношения к родству зависит отношение Аллаха к человеку. Того, кто поддер­живает узы родства, поддерживает Аллах. С тем, кто порывает эти узы, порывает Аллах».

Мусульманка с соседями

Наши рекомендации