Поддерживает узы родства, если даже родственники и не мусульмане
В руководстве своего вероучения мусульманская женщина не может не видеть великодушие и глубокую человечность. Так, например, она рекомендует поддерживать узы родства, если даже родственники не исповедуют ислам.
После того, как Всевышний ниспослал откровение: «Предостерегай своих близких родственников», посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обратился ко всем: «О люди Бану Кааб ибн Лювайя! Спасайтесь от огня! О люди Бану Мурра ибн Кааб! Спасайтесь от огня! О люди Бану Абд Шамс! Спасайтесь от огня! О люди Бану Абд Манаф! Спасайтесь от огня! О люди Бану Хашим! Спасайтесь от огня! О люди Бану Абд аль-Мутталиб! Спасайтесь от огня! О Фатыма! Спасайся от огня! Я не удержу наказание со стороны Аллаха. Но у вас родственники».
Это высокое пророческое наставление оказало большое воздействие на мусульман и мусульманок и сделало свое дело. Они стали почитать родственников, хотя и не принявших ислам. Об этом свидетельствует то, что рассказали Ибн Абд аль-Барр и Ибн аль-Хаджар. Невольница духовной матери мусульман Сафии пришла к повелителю мусульман Омару ибн аль-Хаттабу, да будет ему благоволение Аллаха, и сказала: «О повелитель мусульман! Поистине, Сафия любит субботу и поддерживает связи родства с иудеями». Омар направил к Сафии человека, чтобы все выяснить. Та ответила: «Я не люблю субботу с тех пор, как Аллах заменил мне ее пятницей. Что касается иудеев, то у меня среди них есть родственники и я поддерживаю узы родства». После этого вернулась к невольнице и спросила, что заставило ее идти на такую клевету. Та ответила: «Шайтан». Ответ Сафии был такой: «Уходи. Ты свободна».
Омар, да ниспошлет Аллах ему свое благоволение, не находил для себя ничего предоссудительного в том, чтобы подарить хульлю (полная одежда, состоящая из двух кусков), которую послал ему посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, человеку, мать которой была многобожницей.
Поэтому мусульманская женщина считает, что нить родства не разрывается в сердце правоверного мусульманина, а неизменно тянется к сердцу родственника, поддерживая чувства почитания, уважения даже в том случае, когда родственник этот не исповедует ислам. Выражение благородного посланника: «Поистине, члены семейства такого-то не являются для меня близкими, ибо мои близкие - это Аллах и праведные верующие, однако меня связывают с ними родственные узы и я буду поддерживать их должным образом» - есть вершина арабского красноречия. Родственные узы здесь сопоставлены с землей. Оно говорит об орошении почитанием, уважением, поддерживанием крепких родственных связей, что в
конечном итоге дает прекрасные плоды - взаимное проявление чувств симпатии. Оно предотвращает отчуждение, охлаждение отношений. К истинному мусульманину все люди всегда относятся с большим уважением. Они видят в нем воплощение высокой нравственности,
добродетельности.
Ислам побуждает к уважению и почитанию родителей, если даже они остаются сторонниками многобожия, и родственников, если даже они не являются мусульманами. Он исходит из того, что надо проявлять великодушие, дух человечности в самом высоком смысле этого понятия. Ислам провозгласил, что такое движение души относится ко всем людям:
«Мы послали тебя не иначе, как милость мирам». (21; 107)
Для мусульманской женщины понятие «узы родства» предстает как многомерное .
Оно содержит в себе различные аспекты и проявляется в разнообразных формах, реализуется в практической жизни путем использования многих приемов и способов. Это может быть как помощь нуждающемуся в материальном отношении, утешение, когда случилось горе и надо развеять печаль. Другая форма - навестить родственников и лишний раз проявить свои чувства симпатии. Это очень способствует укреплению уз родства и наполняет новым содержимым источник любви и привязанности. Наряду с этим большое значение имеет доброе слово, сочувственная улыбка, приветливость. А искренний совет, доброе наставление, благожелательное отношение - это тоже формы укрепления уз родства. Конечно же, есть и много других видов проявлений, которые выказывают доброту и любовь Все это вызывает человеческое расположение, укрепляет чувства дружбы, проявления милосердия друг к другу и любви между родственниками.
Не случайно появилось высокое наставление благородного пророка, побуждающее постоянно поддерживать и укреплять родственные узы, пусть даже в простейших формах и с наименьшими затратами, ведь дорого внимание: «Смягчайте сердца родственникам, хотя бы даже простой приветливостью».
Мусульманка, которая постоянно совершенствует свой духовный мир, черпая мудрость из руководительства своего вероучения, поддерживает связи родства, если даже родственники и порвали родственные узы. В этой сфере она не следует принципу взаимности, который означает: поддерживаю отношения, если они поддерживают; порываю эти отношения, если они порывают. Поддерживая узы родства, мусульманка стремится снискать благорасположение Аллаха, заслужить у Него награду. Поддерживая узы родства, она не ставит условие взаимности. Подобным подходом, подобным проявлением своей натуры она демонстрирует тот идеал высоких нравственных качеств человека, которые ислам всегда стремится укоренить в душах. Поистине, это очень высокий уровень нравственности. Не каждый может легко достичь его. Его достигают те, которые искренне следуют истинным путем, указанным Аллахом, те, души которых устремлены к тому, чтобы заслужить благорасположение Аллаха. Мусульманская женщина, усвоившая свое вероучение, полностью отвечает требованиям, предъявляемым такому эталону женщин, стремящихся к хорошему обхождению с родственниками, к тому, чтобы на практике следовать сказанному посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Не тот считается поддерживающим родственные узы, кто это делает за вознаграждение, а тот, кто делает это, если даже родственники и порвали их».
Таково высокое нравственное начало, к которому должны, по мнению ислама, подняться мусульмане в своих отношениях с родственниками. Поэтому наставление благородного пророка направлено на то, чтобы укреплять в их душах такие черты как доброта, мягкость, терпеливость, умение понять и простить. Это особенно важно для поддержания родственных отношений. Ведь бывает и так, что ты стремишься укреплять узы родства, а встречаешь с другой стороны отчуждение, попытку избегать встреч, холодность. В исламе считается общепризнанным, что Аллах на стороне того, кто укрепляет узы родства и не уподобляется тем, кто не отвечает взаимностью. Он показывает внушающую страх картину наказания тем, которые разрывают узы родства и отрекаются от родственников. Однажды к посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха! У меня есть родственники. И я стараюсь поддерживать узы родства, а они причиняют мне зло. Я хочу видеться с ними, а они игнорируют меня». Благородный посланник ответил: «Если дело обстоит так, как ты рассказал, то словно они наполняют свои рты горячей золой. Для тебя будет помощь от Аллаха, пока будешь действовать так».
Ну и родственники! Как же тяжело с ними правоверному рабу Аллаха! Какие несчастные и бесстыдные отвергающие родство, порывающие его нити! И как велика будет награда той, кто терпеливо противостоит черствости и грубости таких родственников, стремящихся к разрыву. Даже Аллах всячески поддерживает ее, наполняет ее сердце терпением и способностью переносить их обиды, укрепляет ее решимость на то, чтобы она оставалась на уровне этих благородных нравственных человеческих качеств. Как велик грех родственников, порывающих узы родства! Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, уподобил их глотающим горячую золу как наказание за разрыв родственных уз. Ведь такие действуют против истины, в отличие от тех мусульман и мусульманок, которые всячески стремятся укреплять эти узы.
Вот почему искренняя мусульманка всегда, при всех обстоятельствах старается поддерживать и укреплять родственные отношения, не порывает их, если даже другая сторона пошла на разрыв. Тем самым она показывает, что желает добиться благорасположения своего Господа, что она выше невежества и глупости,
которые время от времени проявляют некоторые родственники. Она избегает всего того мелкого, ничтожного, которому такое большое значение придают другие, ибо убеждена, что выше того, чтобы опускаться до уровня всего мелкого и незначительного, что наносит ущерб чистоте отношений между родственниками. Такого уровня понимания она достигла потому, что всегда помнит сказанное посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «От отношения к родству зависит отношение Аллаха к человеку. Того, кто поддерживает узы родства, поддерживает Аллах. С тем, кто порывает эти узы, порывает Аллах».
Мусульманка с соседями