Приложение 1. познание аллаха посредством его имен и атрибутов
Люди, сами по себе, могут прийти к заключению, что Творец существует, но правильно понять какими именно качествами Он обладает, они не смогут. Они будут пытаться либо придать Ему облик Его созданий, либо сочтут Его воображаемой безжизненной силой.
Согласно исламу, оба этих подхода являются неверными. Человек может описать Творца только так, как Он Сам описал Себя. К примеру, Аллах сказал в Священном Коране: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». [Совет: 11].
Аллах говорит, что во всей Вселенной нет никого подобного Ему. В этом же аяте говорится о том, что Он может видеть все самое сокровенное и скрытое, потому что он Видящий, и Он слышит даже самый тихий шепот, потому что Он Слышащий. В Коране говорится и о других атрибутах и качествах Аллаха, а также о качествах Его творений. Но эти качества различаются между собой как образом, так и содержанием. Поэтому, мы не сравниваем качества Аллаха с качествами Его творений, мы не спрашиваем каковы (кайфиййа) Его атрибуты, потому что об этом нам не сообщалось.
Мы не можем видеть, так как видит Аллах, и не можем слышать так, как слышит Он. Мы не знаем так, как может знать Он, Его лицо не подобно лицам Его творений. Мы можем быть милосердны друг к другу, но наша милость не сравнима с всеобъемлющей милостью Аллаха. Он жив также как и мы, но в отличие от нас, Его жизнь не знала небытия и не познает смерти*.
*[В этой жизни человек не несет в себе способность созерцать Аллаха. Аллах сказал: «Когда же
Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он
сказал: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя”. Он сказал: “Ты не увидишь
Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня”. Когда же
Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя
в себя, он сказал: “Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих”.
[Преграды: 143].
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда люди Рая войдут в Рай,
Всевышний Аллах скажет им: «Желаете ли вы еще чего-нибудь от Меня?» Они ответят: «Разве Ты
не осветил наши лица? Разве Ты не спас нас от Огня?» И Аллах уберет завесу света, и люди будут
созерцать своего Господа, Всемогущего и Великого, и не будет ничего более желанного для них».
Передал Муслим, № 448].
Таким образом, недопустимо отрицать то, что Аллах сказал о Себе в откровении, и также недопустимо уподоблять Его кому-либо из творений, так как Аллах сказал, что нет никого подобного Ему. Именно так салафы и их истинные последователи понимали учение об
именах и качествах Аллаха.
В Коране Аллах сообщает людям, что Он выше небес, и существует отдельно от своих творений, Он не находится в одушевленных или неодушевленных существах и предметах, не в животных, не в стенах или стульях, сердцах или в других органах. Творение не окружает Его и не в коей мере не может быть выше Него. Всевышний Аллах превыше всего, как подобает Его величию.
«Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними». [Трапезая: 18].
и: «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет». [Ступени: 4].
Аллах сказал про ангелов: «Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им велено». [Пчелы: 50].
Аллах превыше всего, Он лишен каких бы то ни было недостатков, и все Его имена и качества преисполнены совершенства. Вся мудрость понимания салафами имен и качеств Аллаха становится ясной после рассмотрения вышеупомянутых крайностей. Одни люди уподобляют Бога Его творениям, и, таким образом, создают для себя какой-то определенный образ, сравнивая Его с кем-либо, виденным в жизни. В итоге, это заканчивается тем, что такие люди поклоняются идолу.
Другие же, пытаясь избежать этого, сводят все величие Творца к философским догадкам, и, в итоге, поклоняются чему-то несуществующему. Только признав все истинные имена и качества Аллаха, не уподобляя Его творениям, можно избежать этих двух крайностей.
Неприятие салафизма.
Салафы всегда подвергались притеснению за непреклонное следование пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников в их понимании имен и качеств Аллаха. Некоторые ранние секты критиковали салафов за то, что они не уподобляли Аллаха творениям, как это делали они сами. С другой стороны, множество других сект [Джахмиты, му’тазилиты и ашариты (краткое описание этих сект содержится в глоссарии)], попавших под влияние греческой философии, обвиняли салафов в «буквализме» и увлечении «антропоморфизмом»* потому, что салафы признавали то, что Аллах сказал о Себе Сам в Коране. Тем не менее, истина состоит в том, что салафы не впадали ни в одну из этих крайностей.
*[Имам Абу Хатим ар-Рази (скончался в 277 г.х.) сказал: «Признаком джахмитов (люди,
отрицающие атрибуты Аллаха) явялется то, что они называют людей Сунны ‘мушаббиха’
(антропоморфисты)». (Цитата из Шарх Усуль аль-и’тигад аль-Лялика’и, № 321)].
Самые ранние и лучшие из поколений в этом важном вопросе строго придерживались пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха. К примеру, имам аль-Ауза’и (cкончался в 157 г.х.), один из выдающихся хадисоведов, сказал: «Я спросил аз-Зухри (скончался в 123 или 124 г.х.)* и Макхуля (скончался в 116 г.х.)** касательно аятов об атрибутах Аллаха, и они ответили: «Оставь их такими, какие они есть». [Шарх Усуль аль-и’тигад (3/430)].
*[Аз-Зухри был учеником сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха].
**[Макхуль был учеником сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха].
Подобное заявление сделал и другой знаменитый ученый Сунны, аль-Валид ибн Муслим (скончался в 194 г.х.): «Я спросил аль-Ауза’и (скончался в 157 г.х.), (имама) Малика (скончался в 179 г.х.), Суфьяна ас-Саури (скончался в 161 г.х.) и Лейса ибн Са’да (скончался в 175 г.х.), да смилостивится над ними Аллах, касательно откровений о качествах Аллаха, и все они ответили «Оставь их как есть, не спрашивая какие они». [Мухтасар-уль-‘улу аль-Хафиза аз-Захаби (№134). Прим.: Имена и качества Аллаха не могут подвергаться сомнениям, потому что Сам Аллах подтвердил их. Поскольку Он не сообщил нам о том, какие они, мы также воздерживаемся от разговоров о том, что нам не было разъяснено и чего мы не знаем].
Аль-Хаттаби (скончался в 388 г.х.), разъясняя то, как салафы понимали имена и качества Аллаха, т.е. избегая как их отрицания, так и их образного объяснения, сказал следующее: «Понимание салафами качеств Аллаха заключается в том, что они принимают их такими, какие они есть, без всякого уподобления их качествам творений, и, не спрашивая о том, каковы эти качества». [Мухтасар-уль-‘улу №137].
Коран гласит, что боятся Аллаха только те, кто знает Аллаха по Его истинным именам и качествам, и знают их смысл. Люди не знающие своего Господа, не могут истинно любить и бояться Его. «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий». [Ангелы: 28]