Важность метода приучения через практику
КАК ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ
Комитет по делам исламской молодежи
Под редакцией шейха Ахмеда аль-Каттана
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и да приветствует Указующего путь, Вестника радости – Пророка Мухаммада, весь род его и сподвижников его!
Воспитание – это непрерывный процесс, включающий в себя разнообразные приемы и методы, многочисленные и постоянно обновляющиеся средства.
Согласно шариату, воспитание – обязанность родителей по отношению к своим детям, ведь дети – это залог, о котором родители будут спрошены в день Суда, и Аллах предписал правоверным уберегать своих родных от адского огня: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни» (66 : 6).
Сделать же это можно лишь непрерывным воспитанием: нравоучением, практикой, напоминанием, остереганием, поощрением и устрашением, приведением достойных подражания примеров, рассказыванием поучительных историй, приучением и контролем.
Чтобы противостоять соблазнам, искушающим детские души и отвращающим их от религии и нравственно-религиозных ценностей, необходимо обучаться приемам воспитания, разнообразить его средства.
Настоящая серия представляет собой попытку выработать правильную методику воспитания в нашей повседневной жизни с использованием приемов приучения и практического воздействия, исходя из слов Избранного пророка: «Добро есть привычка» (хадис в передаче Ибн Маджи). Привыкание имеет огромное значение для зарождения и формирования правильных представлений и тенденций в душах юных мусульман.
Мы старались, чтобы брошюры, вошедшие в эту серию, носили конкретный характер, содержали практические рекомендации, по возможности избегая обычных в таких случаях назиданий и дидактики. Адресуются они прежде всего родителям и касаются школьников, достигших возраста шариатской ответственности.
Вручая читателям это издание, Комитет по делам исламской молодежи надеется, что они не оставят нас в своих молитвах и помогут советами и замечаниями, которые, если будет угодно Аллаху, мы примем во внимание при подготовке нового издания брошюры.
К Аллаху наше стремление, и Он указует нам путь!
Салех аш-Шимри
Комитет по дела исламской молодежи
г. Эль-Джахра
ВАЖНОСТЬ МЕТОДА ПРИУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ
Значение приучения как одного из приемов воспитания детей связано с самой природой ребенка: ведь его легче направлять, он более склонен к послушанию, чем другие. Кроме того, в нем еще не устоялись привычки, мешающие выполнять то, чего от него хотят, и он не обладает решимостью уклоняться от того, что ему велят делать.
Подтверждением этого является высказывание Избранного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Каждый новорожденный рождается с врожденным свойством» (текст хадиса согласован), то есть ему от природы свойственны единобожие, вера в Аллаха. Отсюда вытекает значение приучения и контроля при воспитании ребенка, взращивания его в правильной вере в Единого Бога, прививания ему нравственных достоинств, благочестия и приверженности шариатским нормам.
Согласно единодушному мнению, если обеспечить ребенку исламское воспитание, благонравную среду, то он вырастет в истинной вере, усвоит исламскую мораль, приобретет высокие душевные качества и нравственные достоинства. Ведь человек, с детства привыкший к чему-то – к хорошему либо к плохому, - очень редко отходит от этого. Если с отроческих лет он приучен к тому, чтобы вести себя достойно и совершать благие поступки, то он сохранит эти привычки и еще больше разовьет их, когда вырастет и поймет их смысл.
Если же пренебречь тем, к чему он имеет врожденную склонность, или приучить его к плохому, то впоследствии ему будет очень трудно переделывать себя и расставаться с дурными привычками.
По мнению ученых, ребенок в свои первые годы выучивает гораздо больше, чем представляется родителям. Чем он младше, тем больше привычек приобретает. Исследователи полагают, что примерно 90 процентов всего воспитательного процесса приходится на первые пять лет жизни ребенка. Нужно добавить, что в эти годы ребенок ищет родительского одобрения, пытается добиться от родителей похвалы и восхищения тем, что он делает. Поэтому очевидно, что родитель или воспитатель обязан использовать этот важный период для обучения и ориентирования ребенка в правильньном направлении. Ибн аль-Джаузи (да будет доволен им Аллах!) говорит по этому поводу: «Наилучшее исправление бывает в детстве, если же предоставить ребенка самому себе, то он вырастет и укрепится в дурных привычках, и трудно будет тогда его исправить».
Дитя не ведает добра и зла, не отличает хорошего от дурного, однако имеет в душе желание слушаться того, кто направляет и наставляет его, и живет в подчинении таким людям.
Если ребенок не видит такой власти, направляющей и регулирующей его поведение, то он вырастает беспокойным, неуверенным, слабовольным, обладающим неполноценными личностными качествами. Поэтому родителям принадлежит важная роль в приучении детей к добру – так, чтобы оно стало неотъемлемым свойством их личности.
О значимости приучения говорят результаты его применения на практике. Как уже говорилось, ребенок, когда вырастет и поймет ценность привитых ему моральных качеств, становится приверженным им в еще большей степени. Это говорит о том, что привычка, выработанная в детстве, глубоко укореняется в душе и превращается из навыка в глубинную нравственную составляющую личности.
Еще одним результатом приучения к добру через практику является то, что ребенок перестает быть ленивым и инертным, начинает ощущать ответственность за свои поступки, а следовательно заботиться о том, чтобы эти поступки всегда были достойными.
О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ И ЗНАЧЕНИИ ПРИВИВАНИЯ НАВЫКОВ К НЕЙ
Молитва – одно из важнейших средств укрепления веры в Аллаха, ощущения Его постоянного присутствия; это правильное средство воспитания и развития души, приучения ее к самым возвышенным и полезным нравам.
Молитва – это второй из столпов ислама, на которых он зиждится, одна из важнейших его основ. Это установление ислама ближе всего прилежит мусульманину на протяжении всей его жизни, если он подлежит шариатской ответственности и находится в здравом уме.
Великий и Всемогущий Аллах повелел правоверным хранить молитву. Сказано Им: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно» (2 : 238).
Молитва – последнее, что заповедал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) своим сподвижникам перед смертью. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах!) рассказал: «Последняя заповедь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), когда пришла к нему смерть, была такой: «Молитва, и еще раз молитва, и заботьтесь о том, чем овладели ваши руки». Эти слова вырывались из его груди, и их выговаривал его язык до последнего мгновенья» (передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким). Это говорит о том, какое значение и какое место принадлежит молитве в исламе, коль скоро Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) заповедал о ней перед разлукой и переходом к Аллаху.
Молитва имеет огромную пользу для нравственности и воспитания души. Пожалуй, самая великая польза от нее состоит в том, что верующий, исполняя молитву, чувствует, что находится в послушании Аллаху, что между ним и Аллахом не существует преграды, что уже одним произнесением слов «Аллах велик!» он прямо обращается к Царю царей, Владыке Судного дня, и это рождает в его душе богобоязненность и благоговейный страх перед Вездесущим и Всемогущим Господом.
Что касается плодов молитвы в жизни мусульманина, прививаемых ею нравов и воспитания души, то об этом сказано Всевышним Аллахом:«Молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (29 : 45). Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах!), истолковывая этот священный аят, говорит: «Молитва заполняет все существо молящегося. Если он войдет в михраб, почтительно склонится пред Господом, воспомянет о том, что Господь здесь, рядом с ним, смотрит на него и видит, то душа его исправится и покорится Аллаху, ее пронизает ожидание встречи со Всевышним, всеми фибрами души он ощутит благоговейный страх перед Господом». Иначе говоря, молитва направляет молящегося на прямой путь, пробуждая в нем страх Божий, напоминая о том, что Аллах видит и знает все о своих рабах.
Молитва вырабатывает у мусульманина навык к дисциплине во время ее отправления, к соблюдению тишины. Она также приучает его придерживаться установленых сроков, уважать время. Кроме того, он привыкает постоянно находиться в телесной и душевной чистоте. Велика роль молитвы с точки зрения морали, очищения нравов от всего греховного и порицаемого. Помимо этого, она имеет большое значение в плане гигиены и санитарии.
Что касается ребенка, то для него молитва – важнейшее религиозное, общественное, нравственное, воспитательное и историческое событие. И нельзя допустить, чтобы она оказалась мимолетным явлением в жизни ребенка.
Обучение сына молитве в семилетнем возрасте – одна из обязанностей отца по шариату. Сказал Избранный пророк: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее (т.е. за ее невыполнение), когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Для приучения к молитве в исламе выделен самый долгий период по сравнению с приобретением других навыков служения Аллаху: с семи до десяти лет ребенок обучается, приучается и поощряется к молитве, а затем, с десяти лет до наступления возраста шариатской ответственности, применяется наказание.
Этого срока вполне достаточно для отца, заботящегося о благонравии своего сына, чтобы приучить его к молитве.