Устремление взора к месту совершения земных поклонов и проявление должного смирения во время молитвы
«Он (да благословит его Аллах и приветствует) склонял свою голову во время молитвы и устремлял свой взор к земле»(152), (а) «когда он находился в Каабе, то не отводил взора от места совершения своих земных поклонов, пока не покидал её»(153); и он сказал: «Не подобает, чтобы в Доме (Аллаха) было нечто, что отвлекало бы молящегося»(154).
«Он запрещал устремлять свои взоры к небу»(155) и настаивал на этом запрете до такой степени, что сказал: «Люди, которые устремляют свои взоры к небу во время молитвы, должны прекратить это делать, а иначе их зрение никогда не вернется к ним (в другой версии этого хадиса говорится: «а то они лишатся зрения»)»(156). В другом хадисе сообщается: «...а когда вы совершаете молитву, не смотрите по сторонам, поскольку Аллах обращает Свой Лик к лицу Своего молящегося раба до тех пор, пока он не посмотрит в сторону»(157), и он также сказал относительно взглядов (бросаемых молящимся человеком) по сторонам: «Это (не что иное, как кража) шайтана, похищающего нечто из молитвы раба (Аллаха)»(158).
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Аллах не перестает смотреть на Своего раба во время молитвы до тех пор, пока он не посмотрит в сторону, а когда он отворачивает свое лицо, Аллах отворачивается от него»(159), (и) он «запретил три вещи: клевать носом как петух, сидеть как собака(160) и вертеть головой как лисица»(161); он также говорил: «Совершайте так свою прощальную (т.е. словно последнюю в жизни. - Прим. перев.) молитву, как будто вы видите Его (перед собой), а даже если вы и не видите Его (перед собой), то Он поистине видит вас»(162); и «Для любого мусульманина, который с наступлением времени обязательной молитвы должным образом совершит омовение, (а во время молитвы) будет проявлять должное смирение и правильно совершит все поклоны, (эта) молитва непременно послужит искуплением совершенных до него грехов, если не было (среди них ни одного) тяжкого, и так будет всегда»(163).
Однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву в хамиса (шерстяной одежде с узорами. - Прим. перев.), и взгляд его упал на эти узоры. Закончив молиться, он сказал: «Отнесите эту мою одежду Абу Джахму и принесите мне его анбиджанийу (одежду из грубой ткани без узоров - Прим. автора), ибо она (т.е. хамиса) отвлекла меня от моей молитвы! (в другой версии этого хадиса сообщается: «...ибо я посмотрел на её узоры, и она чуть было не ввела меня в искушение»)»(164).
Также «у ‘Аиши была тонкая шерстяная занавеска с узорами, которой она отгораживала часть своего дома, и (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Убери» отсюда эту твою занавеску, ибо поистине её изображения всё время стоят у меня перед глазами (т.е. отвлекают меня) во время молитвы!»(165).
Он также говорил: «Не следует совершать молитву, если еда уже подана, или если молящийся испытывает необходимость удовлетворить большую или малую нужду»(166).
__________
(152) Аль-Байхаки и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса. Этот хадис подкрепляется также другим схожим хадисом, сообщаемым со слов десяти его сподвижников, как передал Ибн ‘Асакир (17/202/2). См. «аль-Ирва’» (354).
(153) Там же.
Важное замечание! Эти два хадиса свидетельствуют о том, что устремление своего взора к месту совершения земных поклонов на земле является сунной, поэтому когда некоторые молящиеся закрывают свои глаза во время молитвы, это всего лишь показная набожность, ибо наилучшее Руководство - это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
(154) Абу Дауд и Ахмад передают этот хадис через достоверную цепочку передатчиков («аль-Ирва’», 1771); как ясно из контекста этого хадиса, слово «Дом» здесь означает Каабу.
(155) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(156) Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.
(157) Ат-Тирмизи и аль-Хаким, которые считали этот хадис достоверным. Ср.: «Сахих ат-Таргиб» (№ 353).
(158) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(159) Этот хадис передали Абу Дауд и другие. Его достоверность обосновали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 555).
(160) Прим. перев.: здесь имеется в виду, что «мусульмане не должны садиться на ягодицы, приподнимая колени и упираясь в землю руками, потому что в такой позе сидит сатана. Эта поза также называется ‘позой собаки’» - «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.
(161) Ахмад и Абу Йа‘ла. См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 556).
(162) Аль-Мухлис в «Ахадис Мунтака», ат-Табарани, ар-Руайани, ад-Дийа’ в «аль-Мухтара», Ибн Маджа, Ахмад и Ибн ‘Асакир. Достоверность этого хадиса обосновал аль-Хайтами в «Асна аль-Маталиб».
(163) Муслим.
(164) Аль-Бухари, Муслим и Малик. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (376).
(165) Аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не приказал стереть изображение на занавеске либо разорвать её. Он велел лишь убрать занавеску, поскольку - а Аллаху это ведомо лучше - на ней не были изображены живые (имеющие душу) существа. Это подтверждается тем фактом, что он (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал уничтожать иные изображения, как о том говорится во многих хадисах, содержащихся в сборниках аль-Бухари и Муслима. Желающему побольше узнать об этом следует обратиться к книгам «Фатх аль-Бари» (10/321) и «Гаят аль-Марам фи Тахридж Ахадис аль-Халяль ва аль-Харам» (№ 131-145).
(166) Аль-Бухари и Муслим.
__________
Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (ду‘а аль-истифтах)
Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) начинал чтение (молитвы) с произнесения многих различных ду‘а, обращенных к Аллаху, в которых он восхвалял Всевышнего Аллаха, прославлял и превозносил Его. На самом деле он велел так же поступать и «человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Молитва человека не будет полной до тех пор, пока он не скажет такбир, не восхвалит Всеславного и Всесильного Аллаха и не возвеличит Его, (а затем) не прочтет из Корана столько, сколько ему не составит труда...»(167).
Он обращался к Аллаху с любыми мольбами (ду‘а), которые приведены ниже:
1. Аллахумма, ба‘ид байни ва байна хатайайа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайайа кя-ма йунакка-с-суабу-ль-абйаду мин ад-данаси, Аллахумма, гсиль-ни мин хатайайа би-с-сальджи, ва-ль-ма‘и, ва-ль-барад.
«О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада. О Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи. О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом».
Он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил эту мольбу во время совершения обязательных молитв(168).
2. Ваджжахту ваджхийа ли-ллязи фатара-с-самавати ва-ль-арда ханифан [муслиман], ва ма ана мин-аль-мушрикин. Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа ва мамати ли-Лляхи Рабби-ль-‘Алямин, ля шарикя ля-ху, ва би заликя умирту ва ана аввалюль муслимин. Аллахумма, Анта-ль-Малику, ля иляха илля Анта, субхана-кя ва бихамди-кя. Анта рабби ва ана ‘абду-кя. Залямту нафси ва-‘тарафту би-занби, фа-гфир ли занби джами‘ан, инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, ва-хдини ли-ахсани-ль-ахляки, ля йахди-ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф ‘ан-ни сайиа-ха ля йасрифу ‘ан-ни сайиа-ха илля Анта. Ляббай-кя ва са‘дай-кя, ва-ль хайру куллю-ху фи-йадай-кя, ва шарру ляйса иляй-кя, [валь махдиййу ман хадайта, ана би-кя ва иляй-кя, ля манджа ва ля мальджа’а мин-кя илля иляй-кя], табаракта ва та‘аляйта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.
«Будучи ханифом(169) [мусульманином], я обратил свое лицо к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь к многобожникам. Постине, моя молитва, мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это мне было велено, и я - первый из числа мусульман(170). О Аллах! Ты - Царь, нет бога, кроме Тебя [слава Тебе и хвала Тебе], Ты - Господь мой, а я - раб Твой(171). Я сам себя обидел и признал свой грех, так прости же все мои грехи, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя. Укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не направит к ним, и лиши меня дурных качеств, ибо никто не избавит меня от них, кроме Тебя! Вот я перед Тобой и счастлив служить Тебе(172); Всё благо в деснице Твоей, а зло - не от Тебя(173); [и идет по истинному пути тут, кого Ты направил; все, что я делаю, делается благодаря Тебе, и к Тебе я вернусь, нет спасения и нет убежища от Тебя, кроме обращения к Тебе] Ты - Всеблагой и Всевышний, и я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние!»
Он произносил эту мольбу в обязательных и дополнительных молитвах(174).
3. Та же мольба, что и № 2, но без слов:
«Анта рабби ва ана ‘абду-кя...» («Ты - Господь мой, а я - раб Твой...») и до конца, однако с добавлением следующих слов:
Аллахумма, Анта-ль-Малику ля иляха илля Антав, субхана-кя ва бихамди-кя.
О Аллах! Ты - Царь, нет бога, кроме Тебя, слава Тебе и Хвала Тебе!(175).
4. Та же мольба, что и № 2, но до слов: «...ва ана аввалюль муслимин» («... и я - первый из числа мусульман») и с добавлением следующих слов:
Аллахумма, хдини ли ахсани-ль-ахляки, ва ахсани-ль-а‘мали, ля йахди ли ахсани-ха илля Анта, вакыни саййи’и-ль-ахляки, ва-ль-а‘мали, ля йакый саййиа-ха илля Анта.
«О Аллах! Приведи меня к наилучшим нравственным качествам и к наилучшим делам, к которым никто не может привести, кроме Тебя; и убереги меня от дурных нравственных качеств и дурных дел, от которых никто не сможет уберечь, кроме Тебя!»(176).
5. Субхана-кя, Аллахумма, ва бихамди-кя, ва табаракя-исму-кя ва та‘аля джадду-кя ва ля иляха гайру-кя.
«Слава(177) Тебе, о Аллах, и хвала(178) Тебе, благословенно(179) Имя Твое, превыше всего величие(180) Твоё, и нет бога, кроме Тебя!»(181)
И он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Поистине, наиболее любимыми словами у Аллаха, произносимыми Его рабом, являются:
«Слава Аллаху» (субхана Ллах)»(182).
6. Читая ту же мольбу (что № 5) в дополнительной добровольной ночной молитве, он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял:
Ля иляха илля-Ллах - 3 раза, и Аллаху акбар кябиран - 3 раза
«Нет бога, кроме Аллаха» (3 раза) и «Аллах Велик много раз!» (3 раза)
7. Аллаху акбару кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асылян.
«Аллах Велик намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху утром и вечером!»
Один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) начал свою молитву этими словами, на что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как прекрасна (эта мольба), ибо из-за неё открылись небесные врата»(183).
8. Альхамду ли-Лляхи, хамдан кясиран, таййибан, мубаракан фи-хи
«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная!»
Этими словами начал молиться другой сподвижник, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я увидел, как двенадцать ангелов подхватили эти слова, опережая друг друга»(184).
9. Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим, ва-ля-кя-ль-хамду, Анта каййиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна, [ва ля-кя-ль-хамду, Анта малику-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хим], ва ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку ва ва‘ду-кя-хакку, ва каулю-кя-хакку, ва ликау-кя-хакку, ва-ль-джаннату хаккун, ва-н-нару хаккун, ва-с-са‘ату хаккун, ва-н-набиййуна хаккун, ва Мухаммадун хаккун, Аллахумма, ля-кя аслямту, ва‘аляй-кя таваккальту, ва би-кя аманту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту, ва иляй-кя хакямту, [Анта рабба-на ва иляй-кя-ль-масыру, фа-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту], [ва ма Анта а‘ляму би-хи минни] Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Муаххыру [Анта иляхи], ля иляха илля Анта.
«О Аллах, хвала Тебе, Ты - Свет(185) небес и земли и тех, кто там обитает. Хвала тебе! Ты - Хранитель(186) небес и земли, и тех, кто там обитает. [Хвала Тебе! Ты - Царь небес, земли и тех, кто там обитает.] Хвала Тебе, Ты - Истина, и Твое обещание - Истина, и Слово Твое - Истина, и встреча с Тобой - Истина, и Рай - Истина, и Огонь - Истина, и Час этот (т.е. День Воскресения. - Прим. перев.) - Истина, и Пророки - Истина, и Мухаммад - Истина. О Аллах, Тебе я покорился, на Тебя стал уповать, в Тебя уверовал, перед Тобой раскаялся, благодаря Тебе вёл споры и к Тебе на суд обратился. [Ты - наш Господь и к Тебе возвращение (для отчёта), так прости же мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что совершил явно] [и то, о чём Ты знаешь лучше меня]. Ты - Выдвигающий вперед и Ты - Отодвигающий. [Ты - мой Бог.] Нет бога, кроме Тебя»(187).
Эту мольбу он (да благословит его Аллах и приветствует) произносил во время совершения дополнительной ночной молитвы, так же как и следующую мольбу (№ 10)(188):
10. Аллахумма, Рабба Джибраиля ва Микаиля ва Исрафиля, Фатира-с-самавати ва-ль-арди, ’Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Анта тахкуму байна ’ибади-кя фи-ма кя-ну фи-хи йахталифун. Ихди-ни ли-ма-хтулифа фи-хи мин-аль-хакки би-изни-кя, инна-кя тахди ман таша’у иля сыратин мустакымин
«О Аллах, Господь Джибраила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное! Ты рассудишь рабов Своих в том, в чем они расходились между собой. Приведи меня с соизволения Своего к Истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведешь Ты к Прямому Пути, кого пожелаешь»(189).
11. Он (да благословит его Аллах и приветствует) по десять раз произносил каждый такбир («Аллаху акбар»), каждый тахмид («аль-хамду ли-Лляхи»), каждый тасбих («Субхана-Ллах»), каждый тахлиль («Ла илаха илля-Ллах») и каждый истигфар «Астагфиру Ллах», затем говорил 10 раз:
Аллахумма, гфир ли, ва хдини, ва рзукни, [ва ‘афини] - 10 раз.
«О Аллах! прости меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию [и избавь меня]» (10 раз),
а затем говорил:
Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин-ад-даййыки йаумаль-хисаб (10 раз)
«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от тягот в День Расчета»(190) (10 раз).
12. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, зуль-малякути валь-джабарути, валь-кибрийа’и валь-‘азамати
«Аллах Велик! (3 раза). Обладатель Владычества, Могущества, Величавости и Величия!»(191).
__________
(167) Абу Дауд иль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
(168) Аль-Бухари, Муслим и Ибн Аби Шайба (12/110/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 8).
(169) Ханиф - истинно верующий в Единого Аллаха (Прим. перев.).
(170) Так это передается во многих сообщениях, а в некоторых передается «ва ана миналь муслимина» («и я - из числа мусульман»). Возможно, это произошло из-за ошибки одного из передатчиков хадиса, что подтверждается другими доказательствами, поэтому молящемуся следует говорить: «ва ана аввалюль муслимина» («и я - первый из числа мусульман»). В этом нет ничего противоречивого, вопреки тому, что говорят некоторые люди, полагая, что эта фраза значит: «Я первый человек, обладающий этими качествами, тогда как у других людей их нет». Однако это не так: эта фраза на самом деле значит опережение (друг друга) в выполнении повелений, - сходным с этим являются (аяты): «Скажи (О Мухаммад!): «Если бы у Милосердного был сын, то я был бы первым из поклоняющихся (ему)». (Сура «Украшения», аят 81), и высказывание Мусы (мир ему): «... и я - первый из верующих» (Сура «Преграды», аят 143).
(171) Азхари сказал: «Я не поклоняюсь никому, кроме Тебя».
(172) «ляббай-кя»: я непоколебимо и постоянно готов служить Тебе; «са‘дай-кя»: я чрезвычайно счастлив (находиться под) Твоим повелением и с полной искренностью следую вере, которую Ты избрал.
(173) То есть зло не может исходить от Аллаха, потому что в Его деяниях нет ничего злого (и дурного), ибо все Его деяния - благие, которым присущи справедливость, милость и мудрость, - все они благие, и в них нет никакого зла. А зло как раз и является злом потому, что оно не может исходить от Аллаха. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) говорит: «Он (Аллах) является Творцом добра и зла, однако зло существует в некоторых Его созданиях, а не в (самом) Его акте творения и не в (самих) Его деяниях. Поэтому Всевышний свободен от всякой несправедливости, притеснения (зульм), которое в своей основе заключается в расположении чего-либо не на своем, присущем тому месте. Он всё расставляет по своим местам, поэтому всё (исходящее от Него) является благим. Однако зло заключается в расположении чего-либо не на своём, присущем тому месте: когда что-либо помещается в присущее тому место, то это уже не зло, поэтому, естественно, зло не исходит от Него... На вопрос: «Почему (тогда) Он сотворил нечто, в чем содержится зло?», я отвечу: «Он совершил акт творения, а Его деяние является добром, но не злом, поскольку творение и деяние принадлежат Аллаху, и злу невозможно быть отнесенным либо приписанным Аллаху. Ничто злое (и дурное), содержащееся в сотворенном, не может исходить от Аллаха, однако Его деяния и Его творение могут быть отнесены к Нему, поэтому они и являются благими». Остальная часть рассуждения на эту важную тему, а также её завершение содержатся в книге Ибн аль-Каййима «Шифа’ аль-‘Алиль фи Маса’иль аль-Када’ валь-Кадр ват-Та‘лиль» (стр. 178-206).
(174) Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн Хиббан, Ахмад, аш-Шафи‘и и ат-Табарани. Ошибается тот, кто считает, что эта мольба читается только в дополнительных молитвах.
(175) Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(176) Ан-Наса’и и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(177) То есть «я прославляю тебя», что значит: «я верю, что Ты абсолютно лишен каких-либо недостатков».
(178) То есть «мы преисполнены восхвалением Тебя».
(179) То есть «благословения Твоего Имени велики, поскольку великое благо проистекает из поминания Имени Твоего».
(180) То есть «Твоя Слава и Твоя Мощь».
(181) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал достоверным этот хадис, и с ним согласился аз-Захаби. Укайли сказал: «Этот (хадис) передается через несколько путей с хорошими иснадами». Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (341). Его передали также Ибн Мандах в книге «Ат-Таухид» (123/2) с достоверной цепочкой рассказчиков, ан-Наса’и в «аль-Йаум ва аль-Лайла» в форме «маукуф» и «марфу‘» и Ибн Кясир в «Джами‘ аль-Масанид» (т. 3, ч. 2, стр. 235/2).
(182) Абу Дауд и ат-Тахави приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.
(183) Муслим и Абу Авана. Достоверность этого хадиса установил ат-Тирмизи. Также его передал Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан» (1/210) со слов Джубайра ибн Мут‘има, который слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил эти слова во время совершения дополнительной молитвы.
(184) Муслим и Абу Авана.
(185) То есть: «Ты - Дарующий Свет (всему сущему), и Ты выводишь (на Путь Истины) тех, кто обитает на небесах и на земле».
(186) То есть: «Хранитель и постоянный Блюститель над ними».
(187) Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана, Абу Дауд, Ибн Наср и ад-Дарими.
(188) То, что эти мольбы читались во время дополнительной добровольной ночной молитвы, не означает, что они не могут читаться молящимся и в обязательных молитвах, за исключением имама, чтобы он не затягивал молитву для молящихся за ним.
(189) Муслим и Абу Авана.
(190) Ахмад, Ибн Аби Шайба (12/119/2), Абу Дауд, ат-Табарани в «Му‘джам аль-Аусат» (62/2) через одну достоверную цепочку передатчиков, а другую - хорошую.
(191) Ат-Тайалиси и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
__________
Чтение Корана
Он (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к защите Всевышнего Аллаха от шайтана, говоря:
А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи
«Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений (приводящих к безумию(192)), от высокомерия (которое он внушает) и (пустых, порочных) стихов»(193).
Иногда он говорил:
А‘узу би-Лляхи ссами‘и-ль ‘алими мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи
«Я прибегаю к защите Всеслышащего и Всезнающего Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений (приводящих к безумию), от высокомерия (которое он внушает) и (пустых, порочных) стихов»(194).
Затем он читал:
Бисми Лляхи рахмани рахим («Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!»), но не вслух(195).
__________
(192) Три арабских слова «хамз», «нафх» и «нафс» были подобным образом истолкованы передатчиком хадиса; все три толкования также восходят к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) через достоверную цепочку хадиса в форме «мурсаль». Под «стихами» здесь подразумеваются стихи, полные пустословия и тщеты, поскольку о (некоторых стихах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Постине, в (некоторых) стихах (заключена) мудрость» (Аль-Бухари).
(193) Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни и аль-Хаким, который вместе с Ибн Хиббаном и аз-Захаби обосновал достоверность этого хадиса. Источники и цепочки передатчиков этого и следующего хадисов приведены в книге «аль-Ирва’» (342).
(194) Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Ахмад высказывался в пользу этого хадиса в книге «Маса’иль Ибн Хани» (1/50).
(195) Аль-Бухари, Муслим, Абу Авана, ат-Тахави и Ахмад.
__________