Питать осознанность в каждый миг

Однажды холодным зимним вечером, возвращаясь домой с прогулки по горам, я обнаружил все двери и окна своей хижины распахнутыми настежь. Уходя, я не закрыл их, и порыв холодного ветра открыл окна и разбросал бумаги с моего стола по всей комнате. Я немедленно закрыл

окна и двери, включил лампу, собрал бумаги и аккуратно сложил их на столе. Затем я развел огонь в камине, и скоро потрескивание дров снова наполнило комнату теплом.

Иногда в толпе мы чувствуем себя устало, холодно и одиноко. У нас может возникнуть желание уйти, чтобы побыть с самим собой и снова ощутить тепло, как это сделал я, закрыв окна и сев у камина, защитив­шись от сырости и холодного ветра. Наши чувства - это наши окна в мир, и иногда ветер дуст в них и что-то нарушает внутри нас. Некоторые из нас оставляют окна открытыми все время, позволяя взглядам и звукам мира завоевывать нас, проникать в нас, выставлять на показ нашу грусть и беспокойство. Мы чувствуем такую слабость, одиночестео и страх. Случалось ли с вами однажды, что вы смотрите ужасную телепрограмму и не способны ее выключить Хриплые звуки, вспышки выстрелов выво­дят из душевного равновесия. Тем не менее, вы не поднимаетесь и не вы­ключаете это. Почему вы себя этим мучаете? Не хотите ли вы закрыть свои окна? Вы боитесь уединения, из-за той пустоты и одиночества, с которыми вы можете столкнуться, когда окажетесь одни?

Когда мы смотрим телевизионную программу, мы становимся ей. Мы то, что мы чувствуем и ощушаем. Когда мы злимся, мы - гнев. Когда мы любим, мы - любовь. Когда мы смотрим на покрытые снегом вершины, мы становимся горами. Мы можем стать тем, чем хотим, так зачем же мы открываем свои окна отвратительным телевизионным передачам, рассчитанным на сенсацию и легкие деньги, программы, которые остав­ляют тяжесть на сердце, заставляют сжиматься наши кулаки, и не вызы­вают ничего, кроме опустошения. Кто позволяет производить такие про­граммы и смотреть их даже детям? Мы! Мы слишком неразборчивы, слишком готовы смотреть все, что идет на экране, слишком одиноки, ле­нивы или устали создавать свою жизнь сами. Мы включаем телевизор и оставляем его включенным, позволяя кому-нибудь вести, менять и раз­рушать нас. Давая себе волю в этом, мы отдаем свою судьбу в руки тех, кто, возможно, не отвечает за свои поступки. Мы должны осознавать, какие программы вредят нашей нервной системе, уму и сердцу, а какие приносят нам пользу.

Конечно, я говорю не только о телевидении. Как много соблазнов окружает нас и наших собратьев? Сколько раз в день мы чувствуем себя потерянными и рассеянными из-за них? Мы должны больше заботиться о своей судьбе и спокойствии. Я не предлагаю вам разом закрыть все окна, ведь существует много чудес, которые мы относим к внешнему миру. Мы можем открыть окна этим чудесам и смотреть на них осознанно. Та­ким образом, даже сидя у прозрачной бегущей реки, слушая красивую музыку, смотря великолепный фильм, нам не нужно полностью теряться

в реке, музыке или фильме. Мы можем продолжать осознавать себя и свое дыхание. Вместе с солнцем осознанности, светящим нам, мы можем избежать многих опасностей. Река будет чище, музыка гармоничней, а душа режиссера больше видна для нас.

Как люди, начинающие медитировать, мы можем захотеть уехать из города в сельскую местность, чтобы помочь себе закрыть окна, беспо­коящие нашу душу. Здесь мы можем стать едиными с тихим лесом, зано­во открыть и восстановить себя, и нас не будет уносить хаос внешнего мира. Свежие тихие леса помогают нам оставаться осознанными, и когда наше осознание глубоко укоренено, и мы можем поддерживать его без колебаний, тогда мы, возможно, захотим вернуться в город и оставаться там уже более спокойными. Но иногда мы не можем покинуть город, и тогда нам надо найти освежающие и спокойные мгновения, которые по­могут нам исцелиться непосредственно в гуще деловой жизни. Возможно, мы захотим посетить доброго друга, который сможет успокоить нас, или отправиться па прогулку в парк, радуясь деревьям и прохладному ветру. Находимся ли мы в городе, на природе или в глуши, нам необходимо ук­реплять себя, выбирая свое окружение внимательно и каждый момент подпитывая наше осознание.

Просто сидеть

Когда вам надо замедлиться и вернуться к себе, нет необходимости мчаться домой к своей подушке для медитации или в медитационный центр, чтобы практиковать осознанное дыхание. Вы можете дышать вез­де. Например, сидя на стуле в офисе или в своем автомобиле. Даже если вы в магазине, полном людей или стоите в очереди в банке, если вы на­чинаете чувствовать истощение и потребность вернуться к себе, вы може­те практиковать осознанное дыхание и улыбаться, оставаясь там же. Где бы вы ни были, вы можете дышать с полным вниманием. Всем нам надо время от времени возвращаться к себе, чтобы суметь противостоять труд­ностям жизни. Мы можем делать это в любом положении: стоя, сидя, ле­жа или гуляя. Однако, если вы можете сесть, помните, что сидячее поло­жение самое устойчивое.

Однажды я 4 часа ждал самолет, который опаздывал в аэропорт Кен­неди в Нью-Йорке, и я сидел со скрещенными ногами прямо в зале ожи­дания. Я просто скатал свой свитер и пользовался им как подушкой и си­дел. Люди смотрели на меня с любопытством, но затем перестали обра­щать меня внимание, и я сидел совершенно спокойно. Там было негде отдохнуть - аэропорт был полон людей, поэтому я просто устроился по

удобней там, где находился. Возможно, вы не захотите медитировать так заметно для окружающих, но осознанное дыхание в любом положении в

любое время поможет вам восстановиться.

Сидячая медитация

Самое устойчивое положение для медитации - сидеть со скрещенны­ми ногами на подушке. Выберите подушку удобной для вас толщины. Позы лотоса и полу лотоса очень хороши для того, чтобы сохранять ус­тойчивость тела и ума. Чтобы сесть в позу лотоса, просто скрестите свои ноги, положив одну стопу (для полу лотоса) или обе стопы (для полного лотоса) на противоположное бедро. Если поза лотоса слишком сложна, достаточно просто сидеть со скрещенными ногами в любом удобном по­ложении. Пусть ваша спина будет прямой, наполовину прикройте глаза и удобно сложите руки перед собой. Если вы предпочитаете, можно сидеть на стуле, поставив ноги на пол, и сложив руки перед собой. Или вы може­те лежать на полу на спине, с вытянутыми ногами, слегка разведя их и положив руки по сторонам, желательно ладонями вверх. Если ваши руки или ноги немеют или начинают болеть во время сидячей медитации, и это нарушает вашу концентрацию, вы вполне можете изменить свою позу. Если вы делаете это медленно и внимательно, следя за дыханием и каж­дым движением своего тела, вы не потеряете ни единого момента удо­вольствия. Если боль слишком сильна, поднимитесь, пройдитесь медлен­но и осознанно, а затем можете сесть снова.

В некоторых медитационных центрах практикующим не позволяют двигаться во время сидячей медитации. Им часто приходится испыты­вать сильный дискомфорт. Мне это кажется не естественным. Когда часть нашего тела онемела или болит, она что-то говорит этим, и нам нужно прислушаться к ней. Мы сидим в медитации, чтобы культивировать в себе спокойствие, радость и ненасилие, а не переносить физическое на­пряжение или вредить своему телу. Если мы изменим положение ног или совершим небольшую медитацию с ходьбой, это не слишком отвлечет других, а нам может оказаться полезным.

Иногда мы можем использовать медитацию как средство спрятаться от себя и от жизни, как кролик, прячущийся в своей норке. Таким обра­зом, нам удается на время избежать некоторых проблем, но когда мы по­кидаем свою “нору”, нам снова приходится с ними встречаться. Напри­мер, если мы практикуем свою медиацию очень интенсивно, мы можем чувствовать некоторое облегчение, когда мы истощаем себя и направляем

свою энергию в сторону от наших трудностей. Но когда наша энергия возвращается, вместе с ней возврашаются и проблемы.

Нам надо практиковать медитацию мягко, но постоянно в своей по­вседневной жизни, не упуская ни единой возможности или события, по­зволяющих глубже заглянуть в истинную природу жизни, включая паши житейские проблемы. Практикуя таким образом, мы пребываем в глубо­ком единстве с жизнью.

Колокола осознанности

В моей традиции используются храмовые колокола для того, чтобы напомнить нам о возвращении к настоящему мгновению. Каждый раз, когда мы слышим колокол, мы прекращаем говорить, прекращаем думать и возвращаемся к себе, вдыхая и выдыхая и улыбаясь. Что бы мы ни де­лали, мы останавливаемся на мгновение и просто наслаждаемся дыхани­ем. Иногда мы произносим такие стихи:

Слушай, слушай, этот прекрасный звук возвращает меня к моему истинному я.

Когда мы вдыхаем, мы говорим “слушай, слушай”, а когда выдыха­ем, говорим: “Этот прекрасный звук возвращает меня к моему истинному я”.

С тех пор, как я приехал на Запад, мне не часто приходится слышать буддистские храмовые колокола. Но к счастью, в Европе есть церковные колокола. Их не так много в соединенных Штатах, а жаль. Когда я читаю лекции в Европе, я всегда пользуюсь звоном церковных колоколов, чтобы практиковать осознанность. Когда звонит колокол, я прекращаю гово­рить, и все мы слушаем этот звук. Это так приятно ( я думаю, это лучше, чем лекция!). Когда звонит колокол, мы можем остановиться и насла­диться своим дыханием и прикоснуться к чуду жизни, которое есть по­всюду вокруг нас - в цветах, в детях, в прекрасных звуках. Каждый раз, когда мы соприкасаемся с собой, возникают благоприятные условия для того, чтобы встретиться жизнь как она есть сейчас.

Однажды в Беркли я предложил профессорам и студентам Калифор­нийского Университета, чтобы каждый раз, услышав звон колокола, они делали паузу и осознанно дышали. Каждый должен иметь время, чтобы порадоваться жизни! Мы не должны целый день носиться сломя голову. Мы должны научиться с радостью слушать церковными колокола. Коло­кольный звон прекрасен и он может пробудить нас.

9 Тит Нат Хан

Если у вас дома есть колокольчик, вы можете практиковать дыхание и улыбку под его звук. Но нет необходимости носить с собой колокольчик в офис или на производство. Вы можете использовать любой звук для того, чтобы напомнить себе, что пора остановиться, вдохнуть, выдохнуть и порадоваться настоящему мигу. Гудок, который включается, когда вы забываете застегнуть ремень безопасности в своей машине, это колокол внимания. Это не обязательно должен быть звук. Например, солнечный луч в нашем окне - это колокол осознанности, который зовет нас вер-!гуться к себе, вдохнуть, улыбнуться и полностью жить в настоящем мгновении.

Пирожное из детства

Когда мне было четыре года, моя мать обычно приносила мне пирож­ное каждый раз, когда возвращалась домой с рынка. Я всегда выходил во дворик и уделял полчаса или сорок пять минут тому, чтобы съесть это пирожное. Я откусывал маленький кусочек и смотрел на небо, затем я трогал ногой собаку и откусывал другой маленький кусочек. Я просто радовался всему вокруг: небу, земле, бамбуковым зарослям, кошке, соба­ке, цветам. Я был способен радоваться всему, потому что мне не о чем было беспокоиться. Я не думал о будущем, я не сожалел о прошлом. Я был полностью в настоящем Мгновении со своим пирожным, с собакой, с бамбуковыми зарослями, с кошкой и со всем остальным.

Можно есть так же медленно и с удовольствием, как я ел это пирож­ное в детстве. Может быть, вам кажется, что вы потеряли это свое детское пирожное, но я уверен, что оно все еще здесь, где-то в вашем сердце. Все еще здесь. И если вы действительно хотите, вы можете найти его. Осоз­нанное употребление пищи - это самая важная практика медитации. Мы можем есть так же образом, как ели то пирожное в детстве. Настоящий миг наполнен радостью и счастьем. Если вы внимательны, ш это увиди­те.

Медитация с мандарином

Если я предложу вам свеже сорванный мандарин, насколько вы су­меете насладиться им, зависит от вашей осознанности. Если вы свободны or забот и беспокойства, он принесет вам больше радости, если вы охва­чены гневом или страхом, мандарин не сможет стать для вас настоящим источником наслаждения.

Однажды я предложил детям полную корзину мандаринов. Корзину передавали по кругу, и каждый ребенок брал мандарин и держал его в руке. Каждый из нас смотрел на свой мандарин, и детям предложили ме­дитировать о его происхождении. Они видели не только -свой мандарин, но также его мать - мандариновое дерево. Получив наставления, они на­чали видеть цветущее дерево в солнечном свете и под дождем, потом они видели, как опадают лепестки и появляется маленький зеленый плод. Солнце сменялось дождем, и маленький мандарин рос, а потом кто-то сорвал его. И теперь мандарин здесь. После этого каждому ребенку пред­ложили медленно очистить свой мандарин, обращая внимание на его влажность и аромат, а-затем поднести его ко рту и внимательно откусить, полностью осознавая плотность и вкус фрукта и сока, который из него вытекает. Вот так медленно мы медленно ели его.

Каждый раз, когда вы смотрите на мандарин, вы можете глубоко за­глянуть в него. Вы можете увидеть всю Вселенную в этом мандарине. Когда вы чистите его и ощущаете запах, это прекрасно. Позвольте себе не спеша съесть мандарин, и быть совершенно счастливым.

Причастие

Практика причастия - это практика осознанности. Когда Иисус пре­ломил хлеб и разделил его со своими учениками, он сказал: “Ешьте его, это моя плоть”. Он знал, что если его ученики съедят хоть один кусочек хлеба осознанно, они будут жить по-настоящему. В обычной жизни они могли есть свой хлеб, забывая о нем, поэтому хлеб вовсе не был хлебом, он был лишь призраком. В нашей обычной жизни мы можем видеть лю­дей вокруг себя, но если нам не достает осознанности, это просто фанто­мы, а не настоящие люди, и мы сами тоже являемся призраками. Практи­ка осознанности позволяет нам стать настоящей личностью. Когда мы -настоящая личность, мы видим вокруг себя настоящих людей, и .жизнь предстает во всем своем богатстве. Когда мы таким образом едим хлеб, мандарин или пирожное, это та же самая практика.

Когда мы дышим, когда мы внимательны, когда мы вглядываемся в свою пищу, жизнь в этот момент становится реальной. Для меня обряд причастия - это прекрасная практика осознанности. Таким решительным способом Иисус пытался пробудить своих учеников.

Осознанная еда

Несколько лет назад я спросил у детей, зачем надо завтракать. Один мальчик ответил: “Чтобы набраться энергии на весь день”. Другой ска­зал: “Мы едим завтрак, чтобы завтракать”. Я думаю, что второй ответ более правильный: цель еды - это еда. Есть осознанно - это важная прак­тика. Мы выключаем телевизор, откладываем газету и работаем вместе пять или десять минут, накрывая на стол и завершая другие дела. Эти несколько минут мы можем быть очень счастливы. Когда пища на столе и все сидят за столом, мы практикуем дыхание. “Вдыхая, я успокаиваю свое тело, выдыхая, я улыбаюсь” три раза. Мы можем полностью восста­новиться после трех таких дыханий.

Затем мы смотрим на каждого человека, в то время как мы дышим, чтобы быть в контакте с собой и со всеми, кто за столом. Нам не требу­ется два часа, чтобы увидеть другого человека. Если мы действительно спокойны внутри, нам достаточно смотреть одну или две секунды, чтобы увидеть. Л думаю, если в семье пять человек, достаточно пять или десять секунд для такой практики - смотреть и видеть.

После дыхания мы улыбаемся. Сидя за столом с другими людьми, у нас есть возможность подарить подлинную улыбку дружелюбия и пони­мания. Это очень легко, но не многие делают это. Для меня это самая важная практика. Мы смотрим на каждого человека и улыбаемся ему или ей. Дыхание и одновременно улыбаться это важная практика. Если лю­ди, живущие вместе, не могут улыбаться друг другу, ситуация очень опасна.

После дыхания и улыбки мы смотрим на пищу таким образом, чтобы она стала настоящей. Эта пища раскрывает нашу связь с землей. Каждый кусочек содержит в себе жизнь солнца и земли. То, насколько пища рас­кроет себя, зависит от нас. Мы можем видеть и ощущать вкус целой Все­ленной в куске хлеба. Созерцание пищи в течение нескольких секунд и затем осознанный прием пищи могут принести много счастья.

Возможность сидеть со своей семьей и друзьями и наслаждаться пре­красной пищей - это большая ценность, которая не каждому дана. Мно­гие люди в мире голодают. Когда я держу чашку риса или кусок хлеба, я знаю, что я удачлив, и я чувствую сострадание к тем, у кого нет пищи, и кто одинок без друзей и без семьи. Это очень глубокая практика. Нам не надо идти в храм или в церковь, чтобы выполнять ее. Мы можем практи­ковать прямо за обеденным столом. Осознанный прием пищи взращивает

семена сострадания и понимания, которые укрепят нас в помощи голод­ным и одиноким людям.

Чтобы добавить осознанность во время еды, вы можете время от вре­мени есть молча. Первый раз, когда вы будете есть молча, вы можете чув­ствовать некоторое неудобство, но когда вы привыкнете, вы поймете, что прием пищи в молчании приносит покой и счастье. Так же, как мы вы­ключаем телевизор перед едой, мы можем “отключить” разговор, чтобы наслаждаться пищей и присутствием других.

Я не советую есть молча каждый день. Разговор друг с другом может быть прекрасным способом объединиться в осознанности. Но мы должны различать различные типы разговора. Некоторые темы могут разделять нас. Например, если мы говорим о недостатках других людей. Тщательно приготовленная пища будет бесполезна, если мы позволим такому разго­вору присутствовать во время еды. Вместо этого мы говорим о тех вещах, которые питают наше осознание пищи и наше единство друг с другом, и таким образом культивируем счастье, необходимое нам для роста. В этом случае осознание вкуса хлеба во рту и его питательность совсем иные, чем в той ситуации, когда мы обсуждали недостатки других людей. Те­перь вкус хлеба приносит жизнь и делает ее настоящей.

Так что во время еды лучше воздерживаться от обсуждения тем, кото­рые могут разрушить наше внимание по отношению к семье и к пище, но мы можем свободно говорить вещи, которые питают осознанность и сча­стье. Например, если какое-то блюдо вам очень нравится, вы можете спросить, попробовали ли его и другие люди, а если пет, то предложите им попробовать это прекрасное блюдо, приготовленное с любовью и за­ботой. Если у кого-то есть другие заботы помимо пищи на столе, напри­мер, трудности на службе или проблемы с друзьями, то он теряет настоя­щий миг и вкус пищи. Вы можете сказать: “Это очень вкусно, ты согла­сен?", чтобы отвлечь его от беспокойства и посторонних мыслей и вер­нуть к настоящему мгновению, радуясь вкусной еде и вашему обществу. Вы становитесь Бодхисаттвой, помогая живым существам стать просвет­ленными. Дети особенно хорошо практикуют внимательность и напоми­нают другим делать то же самое.

Мытье посуды

Мне кажется, что мысль о том, что мыть посуду неприятно, может возникнуть только тогда, когда вы этого не делаете. Когда вы стоите пе­ред раковиной с закатанными рукавами, погрузив руки в теплую воду, это по-настоящему приятное ощущение. Мне нравится мыть каждую тарелку,

полностью осознавая эту тарелку, воду и каждое движение рук. Я знаю, что если я буду спешить, чтобы побыстрее приступить к десерту, время мытья посуды будет неприятным и не стоящим того, чтобы его прожить, а очень жаль, потому что каждая минута, каждая секунда жизни - это чу­до. Сами тарелки, и тот факт, что я их мою, это чудеса.

Если я не способен с радостью мыть посуду, если хочу закончить это дело быстрее, чтобы пораньше приступить к десерту, я точно также не сумею насладиться своим десертом. Держа в руке вилку, я буду думать о том, что произойдет позже , а ощущение и аромат десерта вместе с удо­вольствием от еды будут потеряны. Меня всегда будет тянуть в будущее, и я не смогу жить в настоящем.

Каждая мысль, каждое действие в свете осознания становится свя­щенными. В этом свете не границ между священным и обыденным. Дол­жен признаться, что из-за этого я мою посуду дольше, но я полноценно живу каждый миг, и я счастлив. Мытье посуды - одновременно средство и цель, т.е. мы моем тарелки не только для того, чтобы они были чисты­ми, мы моем их ради самого процесса мытья посуды, чтобы в это время полностью переживать каждое мгновение.

Медитация хождения

Медитация при ходьбе может быть очень приятной. Мы идем медлен­но, в одиночестве или с друзьями в каком-то красивом месте. Эта медита­ция в действительности состоит в том, чтобы радоваться прогулке. Идти не с целью придти куда-то, а просто гулять. Наша цель - быть в настоя­щем, и осознавая дыхание и ходьбу, радоваться каждому шагу. Поэтому нам следует стряхнуть все печали и беспокойства, не думать о будущем, не думать о прошлом, а просто радоваться настоящему мигу. Мы можем взять ребенка за руку. Мы гуляем, делаем шаг за шагом, как если бы мьг были самым счастливыми людьми на земле.

Хотя мьг ходим все время, наша ходьба больше похожа на бег. Когда мы ходим таким образом, мьг впечатываем в землю беспокойство и пе­чаль. А мы должны ходить так, чтобы запечатлевать на земле только мир и покой. Мы все можем это сделать, конечно, если очень захотим. Любой ребенок может сделать это. Если мы можем сделать одигг шаг подобным образом, затем мы можем сделать два. три и пять шагов. Когда мы спо­собны сделать один шаг умиротворенно и счастливо, мы работаем на де­ло мира и счастья всего человечества. Медитация при ходьбе - это пре­красная практика.

Когда мы медитируем, гуляя по улице, мы идем немного медленнее, чем обычно, и согласуем свое дыхание с шагами. Например, мы можем делать три шага на каждом вдохе, и три шага на каждом выдохе, Мьг мо­жем произносить: “Вдох, вдох, вдох. Выдох, выдох, выдох”. Слово “вдох” помогает нам обозначить вдох. Каждый раз, когда мы произносим это слово, мы делаем вдох более реальным, как будто произносим имя

друга.

Если ваши легкие требуют четыре шага вместо трех, пожалуйста, дайте им четыре шага. Если они хотят только два шага, дайте им только два. Длительность вдоха и выдоха не обязательно должны быть одинако­выми. Например, вьг можете делать три шага на каждый вдох и четыре на каждый выдох. Если вы чувствуете себя счастливым, спокойным и радо­стным во время ходьбы, вьг практикуете правильно.

Осознавайте прикосновения ног к земле. Идите, как бы целуя землю ногами. Мы причинили много вреда земле, сейчас пора позаботиться о ней. Мьг приносим свой покой на поверхность земли и делим с ней урок любви. В таком настроении мы продолжаем гулять. Время ot времени, когда мьг видим что-то красивое, мы можем остановиться и посмотреть -на дерево, на цветок, на играющих детей. Когда мы смотрим, мьг продол­жаем следовать за своим дыханием, чтобы не потерять прекрасный цве­ток в погоне за своими мыслями. Когда мьг захотим продолжить прогул­ку, мы просто трогаемся дальше. Каждый наш шаг вызывает прохладный ветер, освежающий наше тело и ум. С каждым шагом цветы расцветают под нашими ногами. Это случается только в том случае, если мьг не дума­ем о будущем или прошлом, если мы знаем, что жизнь можно найти только в настоящем.

Телефонная медитация

Телефон очень удобен, но он может стать нашим тираном. Нас может беспокоить звук телефона или слишком частые звонки. Когда мьг говорим по телефону, мы можем забыть, что мы говорим по телефону и при этом тратим драгоценное время “и деньги”. Часто мы говорим о вещах, кото­рые совершенно не важны. Сколько раз мьг получали телефонный счет и изумлялись его сумме. Телефонный звонок создает в нас своего рода виб­рацию, а возможно, и некое беспокойство: кто звонит, хорошие новости или плохие. Но какая-то внутренняя сила притягивает нас к телефону, и мы не можем сопротивляться. Мы - жертвы своего собственного телефо­на.

Я советую вам, что когда вы в следующий раз услышите звонок теле­фона, просто оставайтесь на месте, вдохните и выдохните осознанно, улыбнитесь себе и повторите этот стих:

Слушай, слушай Этот прекрасный звук возвращает меня if моему истинному я

Когда телефон позвонит во второй раз, вы можете повторить стих, а ваша улыбка будет еще шире. Когда вы улыбаетесь, мышцы вашего лица расслабляются, и ваше напряжение быстро проходит. Вы можете позво­лить себе такую практику “Дышать и улыбаться”, потому что, если зво­нящий хочет сказать что-то важное, он прослушает хотя бы три гудка. Когда телефон звонит в третий раз, вы можете продолжить практику ды­хания и улыбки в то время, как вы медленно идете к телефону с полным самообладанием. Вы - хозяин себя. Вы знаете, что улыбаетесь не только ради себя самого, но также ради другого человека. Если вы раздражены или сердиты, другой человек воспримет вашу негативность. Но так как вы осознанно дышали и улыбались, вы погружены в полноту внимания, и когда вы снимаете трубку, как счастлив человек, позвонивший вам!

Перед тем, как звонить по телефону, вы также можете три раза вдох­нуть и выдохнуть, а затем набирать номер. Когда вы слышите гудки в трубке, вы знаете, что ваш друг практикует дыхание и улыбку и не сни­мет трубку до третьего звонка. Так что говорите себе: “Она дышит, а как же?” Вы практикуете вдохи и выдохи, и она тоже делает это. Это так за­мечательно!

Вам не нужно ходить в медитациопный зал, чтобы выполнять эту пре­красную практику. Вы можете заниматься этим на работе и дома. Я не знаю, как могут практиковать телефонные операторы, если у них звонят одновременно несколько телефонов, я полагаюсь на вас, чтобы найти практику телефонной медитации для операторов. Но те из нас, кто не ра­ботает телефонными операторами, имеют право на три дыхания. Практи­ка телефонной медитации противостоит стрессам и депрессии и приносит полноту внимания в нашу обычную жизнь.

Наши рекомендации