Опять мы видим символику Света в вечерней службе 3 страница
На Великопостной службе Сугубая ектения вообще отменяется. Т.е. положение Сугубой ектении характеризует тип службы:
· Сугубая ектения сразу, в середине — это праздничная служба
· Сугубая ектения в конце — будничная служба
· если ее нет вообще, то это постовая служба.
Причем на Праздничной Вечерне Сугубая ектения дополняется двумя прошениями:
· “Рцем вси от всея души…” и
· “Господи Вседержителю Боже Отец наших…”
И только потом уже прошение: “Помилуй нас Боже”, — первое прошение этой ектении на будничной службе.
Затем “Сподоби, Господи”. По московской практике на праздничной службе оно поется, хотя должно читаться.
Затем, как и на будничной Вечерне:
· Просительная ектения
· “Мир всем”
· Молитва главопреклонения.
А потом на наших Всенощных появляется вставка: Лития.
Слово “лития” значит “моление”. Однако, в Византийской литургической терминологии термин “лития” обозначает вообще “любое шествие”:
· крестный ход в престольный праздник, по Типикону, называется литией;
· заупокойная молитва перед выходом из храма (в конце Вечерни Будничной) называется тоже литией заупокойной;
· шествие на Всенощной тоже называется литией.
Происхождение литии связано с особенностями устройства монастыря Саввы Освященного в Палестине, откуда происходит сама служба Всенощная (И вообще наш Часослов оттуда происходит, в том числе, и Всенощная).
В этом монастыре был главный монастырь — основной — и было множество келий, где монахи жили — “спасались”, некоторые достаточно далеко от монастыря, на расстоянии нескольких часов пути, по горам, причем.
Монахи жили в келиях, читали этот Часослов, т.е. вечерние и утренние часы прочитывали у себя в келиях всю неделю, во время Изобразительных причащались запасными Дарами. А 1 раз в неделю, в субботу, они отправлялись в монастырь. Приходили в субботу на Литургию, причащались. Затем оставались в монастыре целый день, затем всю ночь оставались и утром, в Воскресение, еще раз причастившись, брали с собой запасные Дары, необходимые продукты и отправлялись к себе обратно в келии — до следующей Субботы.
В Лавре Саввы Освященного монахи причащались каждый день: 2 раза в церкви и 5 раз — у себя в келии. Так была устроена монашеская жизнь в Лавре святого Саввы в древности.
Сейчас от этой Лавры остался только центральный монастырь, келии сейчас не существуют. Поэтому не очень легко догадаться, что там раньше было.
Этот монастырь был очень популярен. Там спасалось очень много монахов: не только греков, но и сирийцев, армян, грузин и даже латиноговорящих христиан — большое количество христиан со всего света там спасалось.
В субботу очень большое количество монахов собиралось в монастыре: и в самом монастыре, и из этих келий приходили. Их негде было разместить, и поэтому они служили ночью Всенощную: спасть все равно не получалось, и чтобы не терять время, они молились. Так возникла Всенощная.
А лития на Всенощной возникла вот почему. Опять-таки такое большое число монахов не могло уместиться в одном храме, поэтому служба совершалась сразу в нескольких храмах. Но чтобы явить единство, во время службы монахи из одного храма в другой перемещались: в середине службы монахи ходили всей толпой по разным храмам как бы приветствовали друг друга. Так возник обычай устраивать литию.
Во время этого шествия, естественно, пелись песнопения, произносились разные прошения.
Шествие заканчивалось на гробнице самого святого Саввы. Здесь братия помазывалась елеем от лампады святого и возвращалась обратно по своим храмам.
Так возник обычай устраивать литию.
О Всенощной можно читать работу Н. Д. Успенского в “Богословских трудах” №№ 18-19.
О жизни в древности в Лавре святого Саввы смотрите статью “О завещании святого Саввы” в “Богословском сборнике”, выпущенном ПСТБИ (в позапрошлом номере):
В современном Типиконе лития — это шествие не вообще из храма, а шествие в притвор. Наш Типикон рассчитан на архитектуру Афонских храмов, где притвор по площади не меньше, чем сам храм. И все, кто стоят в храме, могут безболезненно переместиться в притвор. После этого задергивается завеса арки, которая ведет из притвора в храм, — и получается, что все оказываются как бы в другом храме: в замкнутом помещении, задернута завеса, и не видно, что там еще есть помещение какое-то. И там, в притворе, совершается лития. Получается:
· шествие в притвор и
· там служба небольшая.
Во время шествия поются стихиры храма. Поскольку шествие идет по храму, все вспоминают святого, кому храм посвящен: святого или Божию Матерь или праздник Господский, которому этот храм посвящен. Итак,
· стихиры храма, а потом
· какие-то другие стихиры (по Уставу).
Стихиры на литии — это единственные стихиры, которые не имеют стихов: поются без стихов, подряд, что связано с некоторой поспешностью в их исполнении: идет шествие, поэтому там не до стихов.
Когда все остановятся, стихиры допоют, тогда произносят прошения (в притворе).
У нас в Росси не очень получается совершать литию: у нас притворы маленькие или их вообще нет, поэтому только духовенство уходит в конец храма — символически это шествие в притвор.
По идее, весь народ должен перейти в притвор, и должны после этого закрыться двери или завеса.
Прошения диакона:
· на 1-е хор отвечает 40 раз “Господи, помилуй”
· на 2-е (которое сейчас исключено из богослужебных книг) хор отвечает 30 раз “Господи, помилуй”
· на 3-е — 50 раз.
Второе прошение исключено, потому что в нем говорится о царе. Поэтому в советское время его исключили.
“Господи, помилуй” | |
было: | 40; 30; 50 раз |
сейчас осталось: | 40 и 50 раз. |
Затем еще 2 прошения, и по 3 раза “Господи, помилуй” на каждое из них. Далее священник говорит краткую молитву: “Услыши мя, Боже, Спасителю наш…”. А затем читается молитва главопреклонная и не просто главопреклонная, а во время нее нужно “лежать ниц” на земле, по Уставу. И по Уставу, священник читает ее и лицом обращен к молящимся. Это молитва с перечислением большого количества имен святых. По идее, священник должен читать эту молитву лицом к молящимся, а молящиеся должны лежать “ниц” на земле.
Эта молитва взята из чина Прощения. Нам знаком чин Прощения по службе в Прощеное Воскресение — 1 раз в году.
Но на самом деле чин Прощения совершается, по Уставу, каждый день после Повечерия, т.е. после вечерних молитв; включает в себя прощения братии друг другу:
· сначала прощение они спрашивают у Бога; в это время как раз читается эта молитва, она немного получается как разрешительная, поэтому священник читает ее лицом к молящимся, а молящиеся лежат на земле;
· потом просит прощение друг у друга;
· а потом еще читают молитву “Ненавидящих и обидящих нас прости…” — из вечернего Правила; это заключительная молитва чина Прощения… ежедневного.
Поскольку Повечерие при Всенощной не служится, то и чин Прощения этот исчезает из службы.
Чтобы совсем он не исчез, эта молитва Прощальная вставлена в чин литии, и поэтому она таким образом читается.
После того, как лития закончится, все возвращаются в храм, и Вечерня продолжается. Следуют:
· стихиры на стиховне;
· “Ныне отпущаеши…”, которое тоже не читается, а поется, по московской практике, хотя по Уставу читается;
· Трисвятое;
· “Пресвятая Троице”;
· “Отче наш”.
А затем совершается благословение хлебов:
· хлеба,
· пшеницы,
· вина и
· елея.
С чем связан этот обряд?
Во время Всенощной, которая длится много времени, монахам предлагалась некоторая еда, чтобы они перекусили, как-то подкрепились (Мы помним, что многие монахи приходили в монастырь св. Саввы издалека).
Хлеб и вино — это понятно: их едят. А из пшеницы и елея тут же варили кашу — вот зачем им пшеница и елей.
Сейчас возникает некоторое недоумение: куда эту пшеницу употребить? Из-за этого ее немного кладут, а раньше благословляли ее ведрами, чтобы накормить всех монахов (Сейчас эту пшеницу кладут в кашу, суп; кто-то сеет).
Чин этот никак не связан с литией! Хотя часто говорят, что это литийные хлебы. Или спрашивают: будет ли лития? При этом имеют в виду благословение хлебов.
На самом деле это 2 чина, друг с другом не связанные.
В церковном Уставе ест день — Великая Суббота, когда благословение хлебов бывает без литии.
В Великую Субботу:
· благословение хлебов есть,
· литии нет.
В греческой практике — то же:
· благословение хлебов бывает по праздникам на Вечерни,
· а лития, если и бывает, то на Утрени, например, хотя может быть и на Вечерни.
Эти 2 чина на самом деле не связанные. Хотя часто они связываются:
· если опускается лития, то как правило, опускается и благословение хлебов;
· и наоборот, если совершается лития, то совершается и благословение хлебов.
Хотя они не связаны:
· можно совершить и литию без (благословения) выноса хлебов
· и вынос (благословение) хлебов без литии.
[Вознесение хлебов — это такой обряд. При литии выносят хлебы просто так, для красоты].
И тогда конец Вечерни изменяется.
Будничная Вечерня после “Отче наш” заканчивается так:
· тропарь мы пели и
· Сугубая ектения.
На Праздничной Вечерне Сугубую ектению мы уже сказали; ее уже не нужно повторять. Осталось спеть только тропарь.
Вместо обычного — Отпустительного — тропаря поется тропарь на благословение хлебов. Он поется не единожды, а трижды и к нему не прибавляется “Слава”: И ныне:”
Т.е. тропарь — 3 раза без прибавления “Слава: И ныне”:
· на праздник — это тропарь праздника;
· на воскресной службе — это тропарь “Богородице Дево, радуйся…”.
Во время пения тропаря совершается каждение стола с хлебами.
После тропаря священник читает молитву на благословение хлебов. Затем хор поет “Буди имя Господне” и 33- псалом — псалом на раздаяние хлеба:
· на Литургии во время пения этого псалма раздается антидор;
· на Всенощной — литийный хлеб — благословенный хлеб.
Поскольку антидор важнее, чем хлеб на Всенощной, на Литургии псалом поется целиком, на Всенощной — только до середины, т.е. псалом 33 — до середины.
В конце псалма священник говорит: “Благословение Господне на вас…”.
На этом 1-я часть Всенощной заканчивается. Дальше начинается Великое чтение:
· из Апостола — на воскресной службе;
· или из каких-то других книг, не обязательно Библейских, — на Всенощной в другие дни;
в частности, здесь может читаться даже Апокалипсис Великим Постом и в праздники Иоанна Богослова в качестве Великого чтения читается Апокалипсис. Апокалипсис может читаться за богослужением, но не на Литургии, а на Всенощной.
Теперь несколько слов о сокращениях.
О сокращении стихир я не говорю: понятно, что можно немножко меньше стихир спеть, немножко больше. Мы говорим о сокращении в существенных частях (службы). Т.к. у нас, в отличие от греков. Всенощная служится часто греки редко Всенощную служат; они предпочитают служить отдельно Вечерню и Утреню; а Всенощную, если уж служить, то по-настоящему, по полной программе, т.е. у нас Всенощная — обычная служба, то ее, как правило, сокращают.
Часто при совершении Всенощной:
· опускают литию;
· опускают молитву на благословение хлебов и
· опускают Великое чтение, т.е. сразу после возгласа начинается Утреня: Если лития и Великое чтение опускаются достаточно безболезненно, то опущение молитвы на благословение хлебов немного нарушает логику службы — получается, что мы 3 раза поем тропарь для того, чтобы 3 раза покадить хлеб, а если хлеба нет, то для чего тогда петь тропарь 3 раза?
· и затем поется 33-й псалом — то же самое: мы поем псалом на раздавание хлеба, а хлеб при этом не раздаем — это немного не логично.
Но, тем не менее, это уже общепринятая традиция, с которой никто бороться, конечно, не собирается.
Вот порядок Вечерни в составе Всенощной.
Теперь отдельно напишем, чем отличается Великая Вечерня от Будничной Вечерни.
Сейчас мы говорим о любой Великой Вечерне — как в составе Всенощной, так и вне ее.
Отличия Великой (т.е. Праздничной) Вечерни от Будничной (т.е. Вседневной):
1) вместо рядовой кафизмы поется “Блажен муж”;
2) есть обязательно Вход;
3) паремии (но не всегда): только если святой или праздник имеет паремию; на воскресной службе паремии нет, если святой не случится с паремией;
4) порядок ектений:
· сначала Сугубая,
· потом Просительная.
[На Великой Вечерни, если она не в составе Всенощной, Царские врата открываются на Отпуст: Отпуст совершается при открытых Царских вратах.
Но у нас, в московской практике, Великую Вечерню отдельно от Всенощной редко когда служат. Если и служат, то сразу после Вечерни служат Утреню — тогда отпуст не говорят, значит, Царские врата не открываются. Царские врата открываются, естественно, на Вход].
Теперь, чем отличается Вечерня в составе Всенощной от Вечерни вне Всенощной.
Отличия Вечерни внутри Всенощной от Вечерни вне Всенощной:
1) Вечерня начинается с возгласа Утрени, т.е. вместо возгласа Вечерни произносится возглас Утрени;
2) 103-й псалом не читается, а поется и сопровождается каждением;
3) добавляется чин литии;
4) добавляется благословение хлебов во Всенощной, и из-за этого изменяется окончание Всенощной: поется тропарь трижды и добавляется 33-й псалом (т.е. тропарь утраивается и появляется еще 33-й псалом).
Понятно, что Вседневная Вечерня от Вечерни в составе Всенощной отличается уже восемью отличиями (4+4=8).
Вопрос: Как устроено освещение в Афонских храмах.
Рисунок.
Вот храм (условно), притвор пока не берем. В храме висит паникадило, а здесь висит хорос (паникадило — как у нас). Хорос — это круг со свечами многочисленными, иконами…
Здесь висят обычно паникадильца — с двух сторон. Над клиросом висит свечка-лампочка.
Во всех монастырях, кроме русского, здесь — свечи.
Затем висят еще кресты для свечей: серебряный крест и 2 свечи. Там не принято, чтобы молящиеся сами зажигали свечи, это делает специальный монах.
Подсвечников там мало. Здесь всегда висят иконы: икона храма и чудотворная икона Божией Матери. В каждом монастыре есть чудотворная икона Божией Матери, и, соответственно, она здесь висит. Здесь стоят подсвечники; их очень мало, почти их нет. Здесь еще есть маленькая свечка, чтобы читать священнику молитву. Лампады перед иконами. У монаха есть запал-свеча, чтобы зажигать, и приспособление для тушения свечей (палка с колпаком на конце).
И в разные моменты службы эти свечи зажигаются в разном количестве и в разных комбинациях.
В храмах электричества нет — они специально его не проводят туда: гораздо красивее смотрятся свечи, чем лампочки. На Праздничной службе как они освещают храм?
Возьмем Всенощную. Сначала зажигают, по-моему, паникадило (я не помню, что сначала зажигают).
На “Господи воззвах” зажигают хорос (паникадило к этому времени тушат) и раскручивают его.
Затем после Входа его тушат постепенно Там все постепенно зажигают и тушат: по одной свечке. Остается после Входа минимальное освещение.
Уходят в притвор на литию. Возвращаются, еще горят несколько свечей в паникадиле, потом и их тушат.
Читают шестопсалмие в темноте. Потом кафизмы в темноте.
Затем на седальнах по 2-й кафизме начинают зажигать и на полиелее зажигают паникадило без хороса.
На полиелее раскручивают паникадило.
Потом после полиелей, 1-й и 3-й песни канона все гасят. Весь канон дальше, 4-я, 5-я, 6-я, 8-я песни) — в темноте.
На Хвалитные стихи опять зажигают хорос и опять его раскручивают. Там всегда горит несколько свечей.
Когда зажигают все свечи, то раскручивают хорос, а когда не все — не раскручивают. Раскручивают вообще только на праздники.
Они, например, никогда не зажигают все свечи. Даже в самый большой праздник у них несколько свечей не горит, и все равно очень светло.
Кресты опускают вниз только чтобы зажечь свечи, а потом поднимают их вверх.
На стихиры опять гасят хорос, и славословие поется опять в темноте.
На Литургии постепенно зажигают, к Евангелию не так много свечей горит.
На Херувимскую песнь зажигают и то, и другое; и раскручивают одно в одну сторону, другое — в другую сторону. Потом опять тушат.
И к Причащению вообще гасят все свечи. Такой принцип: на Причащении ничего не должно гореть.
И только монах стоит специально со свечой в руке у чаши, и этим изображается, что подлинный свет — это Сам Христос: Святые Дары — это и есть Свет, а все остальное как бы фальшивое. При Причащении только один монах стоит со свечой у Святых Даров.
Потом они идут в трапезную. А после трапезной возвращаются в храм и поют многолетие — епископу, если епископ приезжал в храм, или — игумену.
И при этом горит и то, и другое; тоже раскручивают, но это длится не долго. По Уставу в храме свечи должен зажигать кандиловжигатель. Устав — монастырский. В монастыре нет прихожан, в монастыре все свои, монахи. Один монах зажигает и тушит свечи.
В монастыре не хор, а несколько монахов поющих. В каждом монастыре есть несколько монахов, которые умеют петь, остальные петь не умеют.
На будничной службе ставят тех, кто не умеет петь (как и у нас), а на праздничной службе тех, кто умеет петь. Поют они греческим Византийским пением, — как и во всей Греции. Только в русском монастыре обычно такое Киевское многоголосие.
Только в Сербском и Болгарском монастырях (они служат по-славянски)… У них проблемы с певчими.
А еще у них есть скиты; не монастыри, а скиты, где живут несколько монахов, — меньше, чем в монастыре. И некоторые скиты специально занимаются пением. Там есть один скит, в котором монахи ставят своей целью учить петь. Когда бывает очень-очень большой праздник, из этого скита приходят монахи петь.
Там вообще монахи ходят на праздники в другие монастыри. Там принято, чтобы от каждого монастыря был обязательно представитель на празднике. Но кроме этого, и другие монахи, если хотят, могут прийти на праздник в другой монастырь.
На Афоне монахи должны присутствовать на всех службах в своем монастыре, но если у них важное послушание, то их освобождают от службы.
Какой распорядок дня монаха на Афоне? (Я уже рассказывал об этом).
В обычный день монах встает в 2-3 ч утра. Читает какое-то келейное правило. У русских оно есть, а у греков, между прочим, может и нет правила, а если и есть, то не такое большое. Затем идут в храм на Полунощницу. В храме читается Полунощница — в притворе. Затем Утреня, они идет 2-3 ч. В монастырях с более мягким (легким) Уставом после Утрени идет сразу Литургия.
В монастырях с более жестким Уставом после Утрени — пауза несколько часов и затем Литургия (так положено по Уставу), тогда получается, что обед откладывается на несколько часов.
В некоторых монастырях бывает Утреня, потом сразу Литургия, потом несколько часов пауза (без обеда) и потом Молебен, и после Молебна — Литургия.
[В паузу монахи должны молиться, читать Евангелие, делать какие-то послушания, но не спят. Паломники в паузу спят. Я спал в это время, поэтому не знаю, что они делали].
Потом идет у них обед, потом послушание: 7-8 часов утра у них послушание.
Затем в 2-3 ч дня начинается 9-й час, Вечерня. После этого ужин. Потом Повечерие. Так что часов в 6 все заканчивается. И часов в 7-8 (вечера) они ложатся спать.
Там время Устава по-Византийски: закат солнца — 0 часов. Утреня начинается в 7-8 часов. Таким образом, они как раз спят 7-8 часов.
Там монастыри есть разные: есть побогаче, где нет такой духовности. В некоторых монастырях монахи и днем спят тоже. В некоторых, наоборот, очень много работы.
Начинается ночь с заката, и время начинает свой отсчет. Закат меняется в течение года, поэтому и время тоже меняется.
Там 20 монастырей и у всех есть свои владения. Кроме монастырей там есть скиты, келии и коливы.
Скиты — это фактически такие же монастыри, только не обладающие автономией. Монастырь обладает автономией: он сам посылает своего представителя в Священный Кинод, и от других монастырей не зависит.
А скит зависит от какого-то монастыря, т.е. это монастырь при монастыре. В скиту может жить и 20, и 30, и 100 человек. В бывшем русском Английском скиту вообще жило несколько сотен человек. И вообще самый большой храм на Афоне — храм Английского скита.
Келия рассчитана на 5-10-20 монахов.
Келии, коливы и скиты принадлежат монастырям: соответственно, монахи этих помещений платят монастырям аренду. Монастыри распоряжаются этими помещениями: какому-нибудь монаху монастырь может разрешить жить бесплатно…
Это считается нормальным, если богатый грек под конец своей жизни принимает монашество, покупает какую-нибудь келию.
Там живут и в пещерах, где только не живут! Там ходят албанцы и их грабят, ходят через лес…
А когда Всенощная бывает, там другой распорядок. На Афоне 3 вида Всенощных:
· Всенощная в панигири, т.е. в престольный праздник — 1 раз в году;
· Всенощная в очень большие праздники и
· просто Всенощная.
Они имеют разную продолжительность:
Всенощная в панигири длится 14 ч, а просто Всенощная — часов 5.
Всенощная в панигири имеет такую последовательность служб:
· Молебен Божией Матери и
· Малая Вечерня.
Это длится 1 ч — 1,5 ч.
Потом ужин, небольшой отдых. Потом Всенощная, которая длится часов 12 без перерыва. В середине Всенощной они пьют кофе всегда — во время чтения кафизм.
По Уставу, после того как раздают хлеб и вино на Всенощной. после этого вкушать уже ничего нельзя, — чтобы поститься перед Причастием. Но греки считают, что и так очень длинная Всенощная, и поэтому пьют кофе.
Очень длинные распевы: один псалом длится 2 ч; полиелей (один псалом) длится 45 минут.
“Богородице Дево” длится очень долго: я заснул в середине где-то, проспал сколько-то, проснулся — а они только 3-й раз пели. После окончания Всенощной сразу служат водосвятный молебен.
Потом совершается архиерейская Литургия (Архиерей стоит на Вечерне до литии, а с литии уходит, и приходит только к Литургии. Причем, это так положено; даже если он захочет остаться в храме, ему не дадут это сделать, потому что по Уставу нельзя. У них очень строго соблюдается Устав: и то, что пьют кофе во время Всенощной, так повелевает Устав Афонский — его нельзя преступить).
Потом в трапезной чинопанагии совершается — всегда по праздникам. Если это праздник не Господский, то совершают благословение колива.
Обычно у них так:
· каждый день коливо благословляют;
· по праздникам — чинопанагии;
· в престольный праздник — и то, и другое делают (если только праздник не Господский; потому что коливо можно благословлять или в честь святого, или в честь Божией матери).
Потом после трапезы — многолетие епископу (в храме).
Вот и получается 14 часов, а с обедом — и все 15 ч.
А потом в этот же день вечером совершают заупокойную службу о всех ктиторах (если это престольный праздник), т.е. всех, кто этот монастырь построил.
Есть такая книжечка, в которой вкратце описывается особенность афонской службы — не Устав, а особенность: как зажигать свечи, как делать трапезу.
Ее перевели на русский язык и хотят издать. Наверное, она скоро будет издана.
Лекция № 10.
Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
Мы переходим к изучению годовых кругов неподвижного и подвижного. Центром праздников неподвижного круга является праздник Рождества Христова. Этому празднику и подготовке к нему посвящена сегодняшняя лекция, что мне кажется достаточно уместным, поскольку завтра начинается Рождественский пост.
· Итак, Рождество Христово подготавливается продолжительным постом. Праздник Рождества установлен в конце IV в. История установления такая: в середине III в., по сообщению Клиента Александрийского, гностики, влияния которых было особенно сильно в Александрии, ввели у себя праздник Богоявления 6 января. какой смысл придавали гностики этому празднику? Они учили (василидиане, последование Василида), что Христос был простым человеком, а Бог является во Христе в момент Его Крещения. Момент Крещения особенно подчеркивается у гностиков. В этом заключался гностический, еретический праздник Богоявления — Крещение Иисуса, когда в нем является Бог. Праздник стал очень популярным — православные должны были ему что-то противопоставить. Они тогда вводят свой праздник Богоявления в тот же самый день 6 января, но уже добавляют к празднованию Крещения празднование Рождества, подчеркивая, что Бог является сразу с самого начала, что Христос с самого начала и Бог и человек, а не только в момент Крещения. Вот как был установлен православный праздник Богоявления. Итак, Богоявление во всех его формах: явление Бога во плоти — Рождество; явление Троицы — в Крещении и, вообще, сам факт явления Бога на земле в этом празднике. Итак, Богоявление появляется в III в. и празднуется 6 января в IV в. в 1-й половине в Риме стали праздновать отдельно Рождество; дата для Рождества 25 декабря выбрана, вероятно, так: Ипполит Римский, известный церковный писатель, священномученик (жил в III в.) в своих известных толкованиях на книгу пророка Даниила говорится, что Пасха случилась в тот же самый день, когда произошло Благовещение, в этот же самый календарный день, и затем указывает, что поскольку не совпадают солнечный и лунный календари. Распятие Христа попало, согласно Ипполиту, на 25 марта, стало быть Благовещение — 25 марта и Рождество — 25 декабря, через 9 месяцев после Благовещения. Возможно так, возможно как-нибудь иначе, во всяком случае была выбрана дата 25 декабря. И. в IV веке римская практика празднования отдельно Богоявления, отдельно Рождества постепенно распространилась по всему христианскому миру. В конце IV в. ее вводят в Антиохии сначала, затем в Константинополе Иоанн Златоуст, при этом проповедь Иоанна Златоуста на Рождество наполнена таким оправданием, что вот, дескать, новый праздник, зато он неплохой. Этот праздник был совсем новый для Востока в этом день. Позже всего он был введен в Иерусалим — только в V в. В Иерусалиме отделяет Рождество от Богоявления. До сих пор в нехалкидонских церквах, которые сохраняют практику V в., например, армянская церковь в некоторых моментах сохраняет практику V в., например, армянская церковь в некоторых моментах, сохраняет практику V в.: не отделено Рождество от Богоявления, — армяне празднуют в один день 6 января Рождество вместе с Богоявлением — в православной церкви с конца IV в. повсеместно уже эти праздники уже разделены. Процесс происходил постепенно в течение несколько десятков лет. О посте перед Рождеством сообщает Иоанн Златоуст, напоминает, чтобы перед Рождеством какое-то время люди постились. Вероятно, первоначально пост был недолгим, около недели продолжался, а затем он был увеличен до размеров Великого Поста, это происходило постепенно в течение нескольких столетий. Вот эта книга Скабаллановича самая лучшая на рус. язы. книга о празднике Рождества, о посте, называется “Рождество Христово”.
Еще в IX в. один из византийских авторов говорит о Рождественском посте, что одни воздерживаются в течение 18 дней от мяса, сыра и яиц, а другие — только от мяса, а другие — 1? дней, а какие-то — только 4 дня, но Апостолы установили для всех верных 40 дней, поста, т.е. такой продолжительный Рождественский пост установлен только в IX в. в Византии, но и сейчас в современном уставе в этом посте можно выделить 2 части — последние 5 дней поста начинается с 20 декабря старого стиля или 2 января нового стиля, отметим, что 1 января не входит в эти строгие дни. Это особо строгий пост, — то самое древнее ядро Рождественского поста, последние 5 дней — в эти дни запрещается рыба , елей, кроме воскресенья, а последний день перед Рождеством вообще сочельник — очень строгий пост, и, с другой стороны, относительно нестрогие остальные дни Рождественского составляют до 1 января включительно. В Рождественский пост специально подобраны памяти пророков, очень много памятей Ветхозаветных пророков, тем самым указано на то, что пророки указывали на Рождение Христа. Постепенно в Рождественский пост начинают появляться Рождественские песнопения, с Введения во храм Пресвятой Богородице начинает петься катавасия рождественская на праздничных утренях — Христос рождается — Только один раз в Рождественский пост вместо рождественской катавасии, поется другая катавасия, тоже рождественская, но не из 1 рождественского канона — Христос рождается, а из второго рождественского канона — Спаси люди — и это в день Саввы освященного. В середине Рождественского поста празднуется память Саввы Освященного, человеку, который положил основу палестинским богослужебным порядкам, фактически положил основу нашему Иерусалимскому уставу, поэтому к нему такое внимание, Савве освященному положено бдения по Типикону, в этот день 5 декабря — 18 декабря нового стиля поется катавасия не из 1-го, а из 2-го канона — Спаси люди, а все остальные праздничные дни мы поем катавасию 1 канона Рождества Христова.
Также начинают появляются отдельные песнопения, например, служба святителя Николая 6 декабря старого стиля нескольких стихир на И ныне:, которые должны были быть Богородичными, а здесь эти несколько стихир Рождества; на И ныне на Господи воззвах — В вертепе благоукрасися, например, стихира Рождества. Но это нельзя назвать предпразнством. Когда отдельные песнопения появляются, нас как бы готовят к празднику, но Предпразнство собственно начинается с 20 декабря старого стиля, т.е. Предпразнство занимает вот эти строгие постные дни.