Урок 3 Справедливость и милосердие в Ветхом Завете. Часть 1 9 – 15 июля 2016 г
Памятный стих:«Он вступается за угнетенных, дарует пищу голодным. Господь освобождает пленных, открывает Господь глаза слепым, Господь поднимает согбенных. Господь, любит праведных. Оберегает скитальцев Господь, поддерживает Он сироту и вдову, а замыслы нечестивых расстраивает» (Пс.145:7-9. ИПБ).
Милосердие и справедливость - отличительные черты Божьего народа
1. Пс.145:7-9 – что эти тексты говорят нам о Божьем характере?
2. Исх.22:21-23 и 23:2-9; Лев.19:10; Притч.14:31 и 29:7 – что заповедал Господь Своему народу относительно взаимоотношений с ближними?
Социальная справедливое входила в первоначальный замысел Бога относительно человеческого сообщества. Это должен был быть мир, где удовлетворены основные потребности людей, где народ благоденствует в мире и спокойствии.
Как искупленный народ, Израиль обязан был служить светом для мира, демонстрируя милосердие Божье ко всем без исключения. С признательностью они должны были являть характер Бога тем людям, которые не знали Его.
3. Еф.2:10; Мф.5:16 и Мф.7:12 – что сказано в Новом Завете относительно поведения людей? Какие уроки мы можем для себя извлечь из рассмотренных текстов?
Церковь Бога является Его невестой, Его женой. Как преображенные члены Его Церкви, мы должны отражать Божий характер. Если мы действительно принадлежим Господу, то будем поддерживать бедных и угнетенных и заботиться о них.
Забота обо всех
1. Втор.24:10-22 – какие повеления дал Господь относительно бедных, пришельцев и наемников? Чему мы можем из этого научиться?
Забота Господа о бедных, трудящихся и должниках облечена в форму конкретных и практических повелений относительно обращения с должниками и бедными наемными работниками.
2. Исх.20:8-10; 23:10-11; Лев.25:8-13 – как принципы милосердия и справедливости отражены в законах о субботе, данных древнему Израилю?
1) Бог выдел три типа суббот. Повеление соблюдать седьмой день, субботу, подразумевает обеспечение равными возможностям для отдыха всех, в том числе слуг, пришельцев домашних животных.
2) Каждый седьмой (субботний) год был временем прощения долгов, проявления заботы о бедных и освобождения рабов.
3) Юбилейный год уравнивал людей в правах, давая каждому возможность нового начала. Это было «защитой как от чрезмерного обогащения, так и от обнищания» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 185).
В самом устройстве еврейского общества действовали принципы правосудия и милосердия во благо наименее благополучных групп населения.
3. Быт.2:1-3 – для кого и для чего дана суббота?
Седьмой день, суббота, свидетельствует нам, что Бог создал всех людей на Земле и дал каждому Свой покой. Универсальность субботнего покоя предполагает, что всех нас, богатых и бедных, связывают родственные отношения. Наличие общего Отца - Бога - подразумевает всеобщее равенство и обязанность заботиться обо всех людях.
Седьмой день будет всегда указывать на творение, а также на Голгофский крест и Новую Землю. Суббота укрепит наши отношения с нашим сострадательным Творцом и Спасителем, тем самым сближая нас с теми, кого Он очень любит, - людьми нуждающимися, бедными и страждущими.
4. Втор.5:14 - как содержащееся в четвертой заповеди предписание об отдыхе в субботний день раба и рабыни раскрывает идею равенства всех людей перед Господом? С учетом этого, каким должно быть наше отношение к правам людей, которые работают на нас или ниже нас по социальному статусу? Каким образом универсальность жертвы Христа на кресте отчетливо обозначает равенство всех людей перед Богом?
5. Ам.8:4-7 - о какой порочной практике сообщают тексты и как нам убедиться, что в наших отношениях с людьми мы не поступаем так же?
Пророческий голос
1. Притч.31:8-9 - почему в Писании так часто упоминаются бедные и страдальцы? К чему призывает нас Господь в этих текстах? Как мы применяем эти принципы в своей жизни?
Страдальцы и изгои занимают особое место в сердце Бога. Он призывает Своих последователей целенаправленно заботиться о таких людях. Бог желает, чтобы Его народ являл Его милосердие и справедливость.
2. Ис.1:13-17 – что говорил Господь через Своих пророков, когда милосердие и справедливость попирались? Что есть истинное поклонение, к которому призывает Господь? Что говорят нам эти стихи сегодня?
Еврейские пророки часто выступали от имени и в защиту сирот, вдов, чужестранцев и угнетаемых членов общества, призывая к покаянию Божий народ, виновный в искажении Его заботы об обездоленных и угнетенных. Ветхозаветные пророки настаивали на необходимости духовных и нравственных реформ и бескорыстном служении. Пророческий голос Божьих слуг усиливался, когда Его народ прилагал невероятные усилия для поклонения, но не отражал в своих действиях милосердие Бога к страданиям окружающих людей. Невозможно представить себе худшего свидетеля, чем тот, кто настолько занят «поклонением» Богу, что не имеет времени для помощи нуждающимся. Такому «поклонению» нет места в жизни людей, которые служат Господу, удовлетворяя нужды других!
Весть порицания и надежды для народа Божьего актуальна для нас и сегодня.
3. Иер.6:13-15 – как реагирует Господь на творящиеся беззакония?
Господь осуждает народ за проявления социальной несправедливости, а также за показное проявление благочестия и веры, поскольку знает, насколько оно лживо. Подобное отношение сопровождалось показной религиозностью, бессмысленными ритуалами и духовным лицемерием. Ужасно, когда плохо обращаются с людьми, но еще хуже, когда это совершается во имя религии. Делая это, люди не испытывали никакого смущения в связи с таким поведением: «Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер.6:15).
4. Ис.58:1-5 – почему пост, совершаемый народом, был неугоден Богу? В чем была проблема? Что говорил Господь этим людям относительно ошибочности их религиозных обрядов? Какой более глубокий вопрос затронут в отрывке? Какие дела верующих людей могут разочаровать Бога сегодня?
Поклонение зачастую бывает эгоистичным. Богу отвратителен бессмысленный религиозный пост. Истинное поклонение будет включать в себя служение «голодным», «угнетенным» и «бедным». Такое служение другим благословляет не только получающих помощь, но и оказывающих ее.
5. Ис.58:6-7 - какой пост заслуживает Божьего одобрения?
«Когда мы обретем ум Христов и будем творить Его дела, тогда исполним пост, о котором говорит пророк Исаия: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо" [Ис.58:6]. Узнайте, в чем нуждаются бедные и страждущие, а затем с любовью и нежностью поделитесь с ними тем, что Бог даровал вам, помогая им обрести мужество, надежду и уверенность» (Э. Уайт. Вестник Тихоокеанского униона, 21 июля 1904 г.).
6. Ис.58:8-12 - что происходит с теми, кто помогает нуждающимся людям?
Служа другим, отдавая, мы получаем благословение. Радость, чувство удовлетворения и надежда посещают тех, кто помогает людям, не имеющим возможности помочь себе. Трудно представить себе лучший способ отражения Христова характера в мире.
7. Ис.58:13-14 – что значит «почтить субботу»?
8. Мф.23:23 – с какими похожими проблемами столкнулся Иисус много сотен лет спустя?
Иисус продолжил разоблачать напускную набожность тех, кому не было никакого дела до социальной справедливости. Фарисеи строго придерживались буквы закона, отдавая десятину со всего, что росло в их садах. Но «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять».
9. Мы, христиане, бываем подвержены искушению сосредоточить свое внимание только на борьбе с моральными грехами, игнорируя случаи дискриминации и отвержения людей. Почему вопрос социальной справедливости должен волновать последователей Христа?
Забота о физических нуждах людей - это не только приготовление пути для Евангелия, но также важная часть самого Евангелия.
Сила добра
1. Деян.20:35 – что заповедал нам Господь? Испытывали ли вы действенность этих слов в своем служении другим?
Христианство - это нечто большее, чем средство достижения спасения в будущем. Это также призыв проявить Божью преобразующую любовь посредством заботы о бедных и отверженных. Ищите возможности для служения, позволяющие на постоянной основе оказывать реальную помощь людям, находящимся в трудном положении.
Иисус подчеркнул: помогая бедным и страдающим, мы служим Ему (Мф.25:40).
2. Деян.20:35 – что значит «блаженнее давать, нежели принимать»? В чем состоит это блаженство? Какие чувства вы испытываете, помогая страждущим?
3. Пс.81:3; Ис.1:17 – как эти тексты относятся к нам сегодня? Каким должно быть наше участие в решении социальных вопросов?
Уроки, выводы
1. С какими духовными проблемами столкнулся Божий народ Ветхого Завета? Какие уроки мы можем для себя извлечь из их жизни?
Народ Божий увлекся своими религиозными формами и практиками, но был слаб в практическом применении своей веры. Бог призывает Свою Церковь сегодня быть силой для добра, вторя призыву ветхозаветных пророков демонстрировать истинный Божий характер.
2. Насколько значима для Бога надлежащая забота о наименее защищенных слоях общества: нищих, сиротах, вдовах, иммигрантах?
3. Как мы, будучи Телом Христовым, можем проявлять на деле Христово сострадание к нуждающимся и совершать исцеляющее служение для людей в обществе?
Вывод. В намерения Бога не входило, чтобы люди страдали, испытывая нужду, одиночество, боль и разочарование. Но, столкнувшись с такой реальностью, Он призывает нас, Своих последователей, заботиться о тех, кто находится на задворках общества.
Светлана, [email protected]