Сквернословие, насмешки, кощунство
Пение песен и других страстных
Гимнов, бесчинные восклицания, смех и
Тому подобное.
В видении пишется: «Нам вынесли множество
Свитков, где были записаны все слова,
Какие я только говорила от юности моей,
Все, что было сказано мною необдуманного
И, тем более, срамного. Тут же были записаны
Все кощунственные дела моей молодости,
А также случаи праздного смеха, к которому
Так склонна юность. Я видела тут же
Скверные слова, которые я когда-либо говорила,
Бесстыдные мирские песни, и обличали
Меня духи, указывая и место и время и
Лиц, с кем занималась я праздными беседами
И своими словами прогневляя Бога, и
Нисколько не считала того за грех, а потому
И не исповедовалась в этом перед духовным
Отцом. Глядя на эти свитки, я молчала, будто
Лишенная дара речи, потому что мне нечего
было им отвечать: все, что было у них записано,
Была правда. И я удивлялась, как это у
Них ничего не забыто, ведь прошло столько
Лет и я сама давно забыла об этом. Подробно
И самым искусным образом испытывали они
меня, и мало-помалу я все вспомнила».
Часто мы считаем эти согрешения ничтожными,
Не каемся в них пред Богом и не
Исповедуем их отцу духовному. Но Господь
явственно сказал: всяко слово праздное, еже
Аще рекут человецы, воздадят о нем слово в
День судный. От словес бо своих оправди-
Шися и от словес своих осудишися.
И апостол завещает: всяко слово гнило да
Не исходит из уст ваших, и сквернословие
И буесловие и кощуны.
Второе мытарство — мытарство лжи,
На котором истязается всякая ложь, клятвопреступления,
Призывание имени Божия
Всуе, неисполнение обетов, данных Богу,
утаение грехов пред духовником на исповеди:
«Здесь человек отдает отчет за всякое
Лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление,
За напрасное призывание
Имени Господня, за ложные свидетельства,
За неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю
Исповедь во грехах и за все
Тому подобное, когда человек прибегает ко
Лжи. Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки
И особенно сильно испытывают проходящих
Через это мытарство. Когда они остановили
Нас, то начали со всеми подробностями
Спрашивать меня, и я была уличена в
Том, что два раза солгала когда-то в самых
Малых вещах, так что не ставила того себе
Во грех, а также в том, что один раз из-за
Стыда не всю правду сказала на исповеди
Своему духовному отцу. Уличив меня во
Лжи, духи пришли в большую радость и уже
Хотели похитить меня из рук Ангелов, но
Они, для покрытия найденных грехов, указали
На мои добрые дела, а недостающее пополнили
Добрыми делами отца моего преподобного
Василия и тем выкупили из этого
Мытарства, и мы беспрепятственно пошли
выше».
Третье мытарство — осуждение и клевета,
Где истязуются оклеветание ближнего,
Осуждение, уничижение, обесславление его,
Ругательство и насмешки над ним, при
Забвении собственных согрешений и недостатков,
При невнимании им.
Подвергшихся согрешениям этого рода
Лютые истязатели истязают с особенною
Жесткостью, как антихристов, предвосхищающих
Сан Христов и соделавшихся судьями
и губителями ближних: я увидела, как
Тяжко грешит тот, кто осуждает своего
Ближнего, и как много зла, когда один клевещет
На другого, бесславит его, бранит,
Когда ругается и смеется над чужими грехами,
Не обращая внимания на свои собственные.
Грозные духи испытывают грешных
В этом за то, что они предвосхищают
Сан Христов и делаются судиями и губителями
Своих ближних, когда как сами неизмеримо
Больше достойны осуждения.
В этом мытарстве я, по благодати Божией,
Не во многом оказалась грешна, потому что
Во всю жизнь свою остерегалась, чтобы
Кого-нибудь не осудить, не наклеветать на
Кого, не насмехалась ни над кем, никого не
Бранила; иногда только, слушая, как другие
Осуждали ближних, клеветали на них или
Смеялись над ними, в мыслях я отчасти с