Глава 3. Святой Дух и Божественное действие. 3 страница
161. Третье воспоминание[38].
Однажды в духовном мире я услышал с северной стороны шум будто от мельницы. Сначала я недоумевал, что бы это могло быть, но вспомнил, что "мельница" и "молоть" - значит изыскивать из Слова то, что служит учению. Поэтому я подошёл к тому месту, откуда слышался шум, и при моем приближении шум исчез. Тогда я увидел на земле нечто сводчатое, куда вёл поземный ход. Увидев его, я спустился и вошёл внутрь.
Там была комната, в которой среди книг сидел старец, державший перед собой Слово, в котором он отыскивал то, что служило бы его учению. Вокруг лежали листки бумаги, на которых он выписывал нужное. В соседней комнате были писцы, собиравшие листки и излагавшие написанное на них в одном документе. Сначала я спросил его о книгах вокруг него.
Он сказал, что в каждой из них говорится об оправдывающей вере. "Книги из Швеции и Дании глубоки, из Германии – глубже, из Британии – еще глубже, а из Голландии – глубже всех", сказал он и добавил, что хотя они во многом противоречат друг другу, но в разделе об оправдании и спасении одной верой все согласны. После этого он сказал, что сейчас он собирает из Слова то, что относится к первому принципу оправдывающей веры, что Бог Отец лишил милости человеческий род за его беззакония, и поэтому Божественная необходимость для спасения людей состояла в том, чтобы принять удовлетворение, примирение, умилостивление и посредничество от того, кто бы принял на себя праведное осуждение, а это не могло быть совершено никем иным, кроме Его единственного Сына. По совершении же этого стало возможно обращаться к Богу Отцу ради Него, ибо мы говорим: "Отец, помилуй нас ради Сына". "Я видел и вижу, - сказал он, - что это согласно со всяким рассудком и с Писанием. Можно ли иначе подступать к Богу Отцу, как не через веру в заслугу Сына?
Услышав это, я поразился, что он сказал, будто бы это согласно с рассудком и Писанием, тогда как это противно рассудку и Писанию, о чём я и сказал ему открыто. Тогда он, воспламенённый своей ревностью, возразил: "Как ты можешь так говорить?"
Я открыл ему своё мнение, сказав: "Не противно ли рассудку мыслить, что Бог Отец лишил милости человеческий род, отверг и отлучил его? Разве Божественная милость - не свойство Божественной сущности? Лишить милости означало бы лишиться Божественной сущности, а лишиться Божественной сущности означало бы перестать быть Богом. Может ли Бог лишиться Самого Себя? Поверь мне, милость со стороны Бога, будучи бесконечна, также вечна. Милость Бога может быть упущена со стороны человека, если он не принимает её, но никогда со стороны Бога. Если бы милость покинула Бога, пришёл бы конец всем небесам и всему человеческому роду. Поэтому милость со стороны Бога продолжается вечно, не только к ангелам и людям, но даже к дьяволам в аду. Если это согласно с рассудком, то почему ты говоришь, что единственный способ обращения к Богу Отцу - по вере в заслугу Сына, тогда как всегда можно обращаться через милость?
Почему ты говоришь об обращении к Богу Отцу ради Сына, а не через Сына? Разве Сын - не посредник и не спаситель? Почему не обращаешься к Самому посреднику и спасителю? Не Он ли Бог и Человек? Кто на земле обращается непосредственно к императору, царю или князю? Разве это не дело уполномоченного представителя? Разве ты не знаешь, что Господь пришёл в мир для того, чтобы Самому приводить людей к Отцу, и что невозможно прийти, кроме как через Него. Этот вход всегда открыт, если ты обращаешься непосредственно к Самому Господу, потому что Он в Отце и Отец в Нём. Исследуй Писание, и ты увидишь, что это согласно с Писанием, и что твой путь к Отцу противоречит ему, как противоречит и рассудку. Я скажу тебе даже, что это дерзость - восходить к Богу Отцу не через Того, кто из лона Отца и кто один с Ним. Разве ты не читал Иоанн 14:6?
Услышав это, старец разгорячился до того, что вскочил с места и закричал своим писцам, чтобы выкинули меня вон. Когда же я быстро вышел сам, он швырнул мне вслед книгу, случайно попавшуюся ему под руку. Эта книга была Слово.
162. Четвёртое воспоминание[39].
Произошёл спор между духами, может ли кто-нибудь видеть какую-либо богословскую истину учения в Слове не от Господа. Все сошлись в том, что никто не может, кроме как от Господа, потому что:
Не может человек взять ничего, если это не дано ему с неба. Иоанн 3:27.
Потому они спорили, может ли кто-либо видеть истины, если он не обращается непосредственно к Господу.
С одной стороны говорили, что нужно прямо обращаться к Господу, ибо Он есть Слово, с другой стороны - что истина учения видна бывает также тогда, когда обращаются непосредственно к Богу Отцу. Поэтому спор сводился в основном к тому, позволительно ли Христианину непосредственно обращаться к Богу Отцу и этим возноситься над Господом, и не будет ли это непристойной и безрассудной самонадеянностью и дерзостью. Ибо Господь говорит: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанн 14:6). Они прекратили обсуждать этот вопрос, сказав, что человек может видеть истину учения в Слове из собственного природного света. Но и это было отвергнуто. Таким образом они остановились на том, что истину могут видеть те, кто молится Богу Отцу. Перед ними были прочитаны некоторые места из Слова, после чего они молились на коленях, чтобы Бог Отец просветил их. О некоторых буквальных выражениях, прочитанных им из Слова, они говорили, что то или иное истинно, хотя они были ложны. Так продолжалось несколько раз, пока им не надоело, и наконец они признали, что не могут видеть истину. Другая же сторона, непосредственно обращавшаяся к Господу, видела истины и учила им.
Когда спор таким образом разрешился, вышли несколько духов из бездны, сначала казавшиеся саранчой, а затем маленькими человечками. Это были те, что в мире молились Богу Отцу и утвердились в оправдании одной верой, и те же, что описаны в Апокалипсисе (Откр. 9:1-11). Они сказали, что в ясном свете и также из Слова видят, что человек оправдывается одной верой без дел закона. Их спросили, какой именно верой, и они ответили: "В Бога Отца". Однако после того, как их испытали, им было сказано с неба, что они не знают ни одной истины учения из Слова. Они возразили, что всё равно видят свои истины в свете.
Тогда им было сказано, что они видят их в обманчивом свете. Они спросили: "Что такое обманчивый свет?" Их научили, что обманчивый свет - это свет ложных утверждений и что этот свет соответствует свету, в котором живут совы и летучие мыши, для которых тьма есть свет, а свет - тьма. Это было доказано тем, что когда они смотрели вверх на небо, где сам свет, то видели тьму, а когда смотрели вниз в бездну, откуда они вышли, видели свет.
Негодуя на это доказательство, они сказали, что тогда свет и тьма ничем не являются, это только состояния глаза, по которым свет называют светом, а тьму - тьмой. Но было показано, что их свет - обманчивый, то есть свет утверждения лжи, и что их свет есть только деятельность их ума, происходящая от огня вожделений, он ничем не отличается от света кошек, чьи глаза от горячего желания при виде мышей в подвалах подобны свечам в ночное время.
Разгневанные услышанным, они сказали, что они не кошки и не похожи на кошек, поскольку могут видеть, если захотят. Но боясь вопроса, почему они этого не хотят, они удалились и спустились в свою бездну. Пребывающих там и подобных им ангелы называют совами и летучими мышами, а также саранчой.
Когда они пришли к своим в бездну и рассказали, что ангелы говорили, будто "мы не знаем истин учения, и даже ни одной", и называли их летучими мышами, совами и саранчой, там поднялось волнение. "Помолимся Господу, - сказали они, - чтобы позволил нам взойти и ясно показать, что у нас есть много истин учения, неведомых самым архангелам". И поскольку они молились Господу, разрешение было дано, и они поднялись, числом до трёхсот.
Явившись на земле, они сказали: "Мы в мире были славными и знаменитыми людьми, поскольку знали тайны оправдания одной верой и обучали им, и по утверждению в них видим не только свет, но даже как бы светило в его блеске, так же, как когда-то в наших кельях. Однако мы слышали от своих товарищей, которые побывали у вас, что этот свет - не свет, а тьма, потому что у нас нет, как вы говорите, никакой истины учения из Слова. Мы знаем, что всякая истина Слова светит, и верим, что наше сияние происходит от того, что мы глубоко размышляем над нашими тайнами. И поэтому мы покажем, что у нас есть истины из Слова в великом множестве".
"Разве нет у нас истины, - спросили они, - что есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, и что следует верить в Троицу? Разве нет у нас истины, что Христос - наш Искупитель и Спаситель? Разве нет у нас истины, что один Христос есть праведность, и Ему одному принадлежит заслуга, и что неправеден и нечестив тот, кто хочет приписать себе часть Его заслуги и праведности? Разве нет у нас истины, что никто из смертных не может делать от себя самого никакого духовного добра, но всякое добро, которое в самом себе добро, исходит от Бога? Разве нет у нас истины, что бывает добро ради заслуги и лицемерное, и что такое добро есть зло? Разве нет у нас истины, что добрые дела всё равно следует делать? Разве нет у нас истины, что есть вера, что следует верить в Бога и что всякий получает такую жизнь, какова его вера? И помимо того, многое ещё из Слова. Кто из вас может отрицать что-либо из этого? А вы говорите, что у нас в наших школах нет истины, даже одной-единственной. Оправданы ли обвинения, которые вы бросаете нам?"
Но тогда они получили ответ: "Всё вами приведенное само по себе - истина, но у вас она искажена, поскольку из ложных предпосылок можно вывести только ложь. Что это так, мы покажем наглядно. Недалеко отсюда есть место, на которое льётся свет прямо с небес. В середине его есть стол, и если на него положить какую-либо бумагу с написанной на ней истиной из Слова, то эта бумага от написанной истины сияет, как звезда. Напишите же ваши истины на бумаге, положите на этот стол, и вы увидите".
Они так и сделали, отдали её хранителю, который положил её на стол и сказал им: "Отойдите и смотрите на стол". Они отошли и стали смотреть, и вдруг бумага засияла, как звезда. Тогда хранитель сказал: "Вы видите, что написанное вами на бумаге - истина. Но подойдите ближе и сосредоточьте взгляд на бумаге". Они сделали так, и свет тут же исчез, а бумага стала черна, словно покрыта печной сажей. Затем хранитель сказал: "Коснитесь бумаги вашими руками, но остерегайтесь касаться написанного". Когда они сделали это, вырвалось пламя и сожгло бумагу. После того как они это увидели, им было сказано: "Если бы вы коснулись написанного, то услышали бы грохот и обожгли себе пальцы".
Тогда стоявшие сзади сказали им: "Теперь вы видели, что истины, которые вы употребили во зло, утверждая тайны вашего оправдания, сами по себе - истины, но в вас эти истины - поддельные". Они взглянули вверх, и небо им показалось словно кровавым, а затем - словно мраком. Сами же они в глазах ангельских духов казались одни летучими мышами, другие – совами, а некоторые – филинами. Они убежали в свои мрачные места, которые обманчиво светились перед их взором.
Присутствовавшие ангельские духи удивлялись, так как не знали прежде ничего об этом месте и столе. Тогда голос с южной стороны сказал им: "Подойдите сюда, и вы увидите еще более удивительное". Они приблизились и вошли в комнату, стены которой сверкали золотом, в ней также увидели стол, на котором лежало Слово, осыпанное драгоценными камнями, имевшими небесную форму. Ангел-хранитель сказал: "Когда Слово открыто, от него исходит свет неописуемой белизны, и при этом над Словом и вокруг него от драгоценных камней появляется радуга. Когда сюда приходит какой-либо ангел из третьих небес, над Словом и вокруг него появляется радуга на красном фоне; когда приходит и смотрит ангел вторых небес, появляется радуга на голубом фоне; когда же приходит и смотрит ангел последних небес, появляется радуга на белом фоне. Когда сюда приходит и смотрит какой-либо добрый дух, то появляются переливы света будто мраморные". Что это так, они убедились своими глазами. Ангел-хранитель продолжал: "Если подходит искажающий Слово, то сначала исчезает сияние, если же он приближается и устремляет взгляд на Слово, вокруг него словно разливается кровь. Тогда его предупреждают, что лучше уйти, потому что это опасно".
Но некто, бывший в мире одним из самых значительных авторов учения об оправдании одной верой, дерзко подойдя, сказал: "Когда я был в мире, я не искажал Слово. Я вместе с верой возвышал и милосердие и учил, что человек, творя в состоянии веры милосердие и его дела, обновляется, возрождается и освящается Святым Духом. Я учил также, что не может быть веры одинокой, то есть без добрых дел, как нет дерева без плода, солнца без света и огня без теплоты. И я даже винил тех, которые говорили, что добрые дела не являются необходимыми. Кроме того, я превозносил заповеди Десятословия, а также покаяние, и так удивительным образом всё в Слове применил к учению о вере, при этом открыв и показав, что она одна спасительна".
Уверенный в своём утверждении, что не искажал Слово, он подошёл к столу, и не смотря на предупреждение ангела, коснулся Слова. И тогда вдруг из Слова вырвался огонь с дымом, раздался грохот и треск, и он был отброшен в угол комнаты, где некоторое время лежал как мёртвый. Ангельские духи удивились этому, но им было сказано, что этот предводитель более остальных превозносил добро милосердия, как исходящее от веры, понимая под ним не что иное как политические дела, называемые также нравственными и гражданскими, которые следует делать для мира и собственного процветания в нём, но меньше всего - для спасения. Кроме того, он предполагал, что существует незримое действие Святого Духа, о котором человек ничего не знает, присущее вере в этом состоянии.
Тогда ангельские духи, разговаривая между собою об искажении Слова, согласились в том, что искажать Слово значит выбирать из него истины и применять их для подтверждения лжи, то есть извлекать их из Слова в отрыве от него и убивать. Например, те истины, которые были приведены выше теми духами из бездны для подтверждения современной веры и объяснения их в свете этой веры. Далее будет показано, что эта вера оплодотворена ложными понятиями. Кто извлекает из Слова истину, что следует проявлять милосердие и делать добро ближнему, но утверждает, что это следует делать не ради спасения, так как всякое добро, исходящее от человека, не есть добро, поскольку делается ради заслуги, тот эту истину извлекает из Слова в отрыве от Слова и убивает её. Ибо Господь в Своём Слове обязывает всякого человека, который хочет спастись, любить ближнего и по любви делать ему добро. То же относится и к остальным истинам.
Божественная Троица.
163. Мы обсудили темы о Боге Создателе и в то же время о создании, затем о Господе Искупителе и в то же время об искуплении, и наконец, о Святом духе и в то же время о Божественном действии. Итак, поскольку мы говорим уже о Триедином Боге, следует обсудить Божественную Троицу, о существовании которой известно в христианском мире, но неизвестно, что это такое. Однако это единственный вопрос, по которому можно составить правильное представление о Боге, а правильное представление о Боге - всё равно что святилище и алтарь в церкви или корона на голове царя или скипетр в его руке, когда он сидит на престоле. На этом подвешено всё богословие, как цепь на своём первом звене. Поверьте мне, если угодно, что каждому в небесах отводится место в соответствии с его понятием о Боге. Это понятие подобно пробному камню, которым проверяют золото и серебро, то есть добро и истину, которые есть у человека. Ибо ему не дано никакого добра, приносящего спасение, кроме того, что от Бога, и никакой истины, кроме той, что качества свои черпает из недр добра. Но чтобы обоими глазами увидеть, что такое Божественная Троица, обсуждение нужно разбить на разделы, а именно:
(i) Существует Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
(ii) Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.
(iii) Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.
(iv) Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх Богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога.
(v) Троица личностей была неизвестна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введённое в католическую церковь и из неё во все церкви, отделившиеся от неё.
(vi) От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь.
(vii) Отсюда мерзость запустения и горе, которого никогда не было и не будет, предсказанные Господом у Даниила, у евангелистов и в Апокалипсисе.
(viii) Если бы Господь не основал новые небеса и новую церковь, никакая плоть не была бы спасена.
(ix) Из Троицы личностей, каждая из которых отдельно Бог, согласно Афанасиеву символу, возникло множество разнородных нелепых представлений о Боге, иллюзорных и мёртвых от рождения.
Теперь всё это будет объяснено в частностях.
164. (i) Существует Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
Что есть Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, ясно показано в Слове, в частности, в следующих местах.
Ангел Гавриил сказал Марии: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим. Лука 1:35.
Здесь упомянуты все три: Всевышний, то есть Бог Отец, Святой Дух и Сын Божий.
Когда Иисус крестился, вот, небеса раскрылись, и увидел Иоанн Дух Божий, который спускался, как голубь, и сел на Него; и вот, голос с небес, говорящий: Это Сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Матф. 3:16,17; Марк 1:10,11; Иоанн 1:32.
Ещё более открыто в словах Господа к ученикам:
Идите и сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Матф. 28:19.
А также в этом месте у Иоанна:
Ибо трое свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух. 1 Иоанн 5:7.
И кроме того, что Господь молился Своему Отцу, говорил о Нём и с Ним и сказал, что пошлёт Святой Дух, и послал. И апостолы также часто упоминали в своих посланиях Отца, Сына и Святой Дух. Из всего этого ясно, что есть Божественная троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
165. Разум, предоставленный самому себе, никоим образом не сможет увидеть, как надо понимать сказанное выше. То ли это три Бога, которые сущностью и поэтому именем составляют одного Бога, то ли это три точки зрения на один предмет, то есть лишь качества или атрибуты одного Бога, называемые таким образом, или что-то ещё. Что делать в таком случае? Ничего другого человеку не дано, кроме того, что обращаться к Господу Богу Спасителю и читать Слово под Его руководством, поскольку Он есть Бог Слова; тогда он будет просвещён и увидит истины, которые признает и разум. Но если ты не обращаешься к Господу, даже когда читал Слово тысячу раз и видел в нём как Божественную Троицу, так и единство, ты никогда не поймёшь ничего, кроме учения о трёх Божественных личностях, каждая из которых отдельно Бог, то есть о трёх Богах. Однако, поскольку это несовместимо с общим представлением, принятым у всех людей во всём мире, чтобы избежать критики выдумали учение, что хотя есть на самом деле три Бога, вера требует, чтобы говорили не о трёх Богах, а об одном. Более того, чтобы не навлечь порицание окружающих, в этом отношении в первую очередь разум следует заключить в тюрьму и содержать связанным в послушании у веры, что и стало впоследствии святым принципом христианского духовенства в христианской церкви.
Такое парализованное потомство рождается от того, что не читают Слово под руководством Господа. Тот, кто читает Слово не под руководством Господа, читает его под руководством собственного разума, а он слеп, как сова, в том, что освещено духовным светом, во всём существенном церкви. Когда такой человек читает о Троице в Слове и думает при этом, что хотя есть три Бога, они тем не менее образуют одного, ему это представляется ответом с Дельфийского треножника. Ответ этот непонятен ему, поэтому он катает его между зубов, поскольку, если поднесёт к глазам, он будет загадкой, которая становится всё более запутанной и тёмной по мере того, как её пытаются разгадать. В конце концов он начинает думать об этом без помощи разума, что подобно разглядыванию без помощи глаз. Вообще говоря, чтение Слова под руководством собственного разумения теми, кто не признаёт Господа Богом небес и земли, не обращается к Нему и не поклоняется Ему одному, можно сравнить с игрой детей, когда они завязывают глаза платком и хотят пройти по прямой линии, и им даже кажется, что идут прямо, хотя они шаг за шагом отклоняются в сторону, и наконец двигаются в обратном направлении, спотыкаются о камни и падают.
Они подобны также мореходам, которые плывут без компаса, направляют корабль на скалы и погибают. Ещё они подобны человеку, идущему через обширное поле в густом тумане, который видит скорпиона и думает, что это птица, хочет поймать её рукой и поднять, и тут его поражает смертельное жало. Сравнением может служить нырок или коршун, который видит над водой часть спины большой рыбы, налетает и вонзает в неё клюв, но рыба увлекает её вглубь, и она захлёбывается. Подобно тому человек, который входит в лабиринт без провожатого или без нити, чем глубже проникает в него, тем больше забывает дорогу к выходу. Человек, читающий Слово под руководством собственного разумения, а не под руководством Господа, думает, что у него зрение, как у Линкея[40], и глаз больше, чем у Аргуса, а между тем внутренне не видит ни малейшей истины, а только ложь. Но когда он убеждает себя, эта ложь кажется ему Полярной звездой, к которой он направляет на всех парусах своё мышление. Однако при этом он видит истины не лучше, чем крот, а если и видит, перетолковывает в согласии со своими фантазиями, извращая и искажая всё святое в Слове.
166. (ii) Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.
У каждого предмета есть общие и частные составляющие сущности, которые вместе образуют единую сущность. Общие составляющие сущности у человека - его душа, тело и действие. Что они образуют единую сущность, можно видеть по тому, что одно существует от другого и для другого в непрерывной последовательности. Каждый человек начинается с души, которая является самой сущностью семени. Она не только служит началом, но и производит в нужном порядке всё, что составляет тело, а затем то, что из этих двух, души и тела, одновременно исходит и называется действием. Поскольку же одно производит другое и поэтому прививает и присоединяет, ясно, что все три составляющих принадлежат одной сущности. Вот почему они называются тремя составляющими сущности.
167. Каждый признаёт, что эти три составляющих сущности, а именно душа, тело и действие, были и есть в Господе Боге Спасителе. Разве что антихрист может отрицать, что Его душа - от Его Отца Иеговы, ибо в Слове, в обоих заветах, Он называется Сыном Иеговы, Сыном Всевышнего и Единородным. Таким образом, Божественное Отца - первая составляющая Его сущности, как душа в человеке. Отсюда следует, что Сын, рождённый от Марии - это тело той Божественной души, поскольку то, что растёт в утробе матери, является просто телом, зачатым и произведённым от души. Таким образом, это вторая составляющая сущности. Действия есть третья составляющая сущности, поскольку они исходят одновременно из души и тела, а всё исходящее имеет одну и ту же сущность с тем, от чего исходит. Три составляющих сущности - Отец, Сын и Святой Дух едины в Господе, как душа, тело и действие у человека. Это ясно показано в словах Господа о том, что Отец и Он - одно, Отец в Нём и Он в Отце; подобно тому Он и Святой Дух едины, поскольку Святой Дух есть Божественное, исходящее от Господа по Отцу, что было выше полностью доказано по Слову (153, 154). Доказывать это здесь ещё раз было бы всё равно, что переполнять желудок[41] или нагружать стол едой, когда наелся досыта.
168. Когда говорится, что Отец, Сын и Святой Дух - это три составляющих сущности одного Бога, как в человеке душа, тело и действие, для человеческого ума эти три составляющих сущности могут выглядеть как три личности, но это невозможно. Однако когда это понимается так, что Божественное Отца, образующее душу, Божественное Сына, образующее тело, и Божественное Святого Духа, то есть Божественное исходящее, образующее действие, - это три составляющие сущности одного Бога, тогда это доступно разуму. Ибо и Отец есть Его Божественное, и Сын от Отца есть Его Божественное, и Святой Дух - от Них обоих. Поскольку они одной сущности и одной души, они образуют одного Бога. Если же эти три составляющие сущности называют личностями и каждую наделяют своими свойствами, а именно: Отца - вменением, Сына - посредничеством, а Святого Духа - осуществлением, то разделяют Божественную сущность; а между тем, она одна и неделима. Иначе ни одна их трёх личностей не была бы полностью Богом, но каждый Бог имел бы власть на одну треть, а это здравый рассудок не может не отвергнуть.
169. Кто же не может постичь Троицу в Господе по троичности любого человека? У каждого человека есть душа, тело и действие; то же самое и у Господа, ибо в Господе вся полнота Божественности обитает телесно, как сказано у Павла (Кол. 2:9). Поэтому Троица в Господе - Божественная, в человеке же - человеческая. Кому не видно, что рассудок не играет никакой роли в мистической вере, что существуют три Божественные личности, но только один Бог, и что этот Бог, несмотря на то, что Он один, не является одной личностью? Но рассудок, хотя и спит, всё равно вынуждает уста повторять это, как попугай. Когда рассудок спит, могут ли уста говорить что-нибудь, в чём была бы жизнь? Если уста говорят то, от чего разум уходит в противоположную сторону и отказывается, чем будет речь, как не глупостью? В наше время человеческий рассудок в отношении Божественной Троицы связан, как узник в тюрьме, по рукам и ногам. Его можно сравнить также с весталкой которая была сожжена заживо за то, что дала погаснуть священному огню. А между тем Божественная Троица должна сиять как светоч в умах людей, составляющих церковь, поскольку Бог в Его Троице и единстве Троицы есть всё во всём святом небес и церкви. Делать одного Бога из души, другого из тела и третьего из действия - это то же самое, что из трёх составляющих сущности человека делать три отделённых одна от другой части. Что это, если не расчленение и убийство?
170. (iii) Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.
В современной христианской церкви признают Божественную Троицу, существовавшую до создания мира, то есть, что Бог Иегова породил Сына от вечности, и от них обоих изошёл Святой Дух, и что каждый из них - сам по себе или отдельно Бог, поскольку каждый является отдельной личностью, существующей самостоятельно. Но это лежит вне рассудка, и поэтому называется таинством, в которое можно проникнуть только верой, что эти трое обладают одной Божественной сущностью, под которой понимается вечность, безмерность, всемогущество и, следовательно, равные Божественность, слава и величие. Ниже будет показано, что такая Троица есть три Бога, а не Божественная Троица. Тем не менее, из всего сказанного уже ясно, что Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, предусмотренная и существовавшая после воплощения Бога, и поэтому после создания мира, есть Божественная Троица, поскольку она в одном Боге.
То, что Божественная Троица существует в Господе Боге, Искупителе и Спасителе Иисусе Христе, объясняется тем, что в Нём - три составляющие сущности одного Бога, которые образуют одну сущность. Согласно Павлу, вся полнота Божественности пребывает в Нём, и это ясно из слов самого Господа, что всё принадлежащее Отцу - Его и что Святой Дух говорит не от себя, а от Него; кроме того, когда Он воскрес, Он забрал из гробницы всё Своё человеческое тело, как плоть, так и кости (Матф. 28:1-8; Марк 16:5,6; Лука 24:1-3; Иоанн 20:11-15), что невозможно никому из людей. Он представил ученикам живое свидетельство этого, говоря:
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; ведь это Я Сам; ощупайте Меня и рассмотрите, ибо у духа нет плоти и костей, а у Меня, как видите, есть. Лука 24:39.
По этому любой человек может убедиться, если хочет, что человеческое Господа Божественно и потому в Нём Бог - человек, а человек - Бог.
171. Понятие о Троице, которое современная церковь заключает в свою веру, как в объятья, состоит в том, что Бог Отец породил Сына от вечности и Святой Дух затем изошёл от них обоих и что каждый из них есть сам по себе Бог. Такую Троицу человеческий ум может постичь только как триархию, то есть как правление трёх царей в одном царстве или командование трёх полководцев одним войском, или одинаковую власть трёх хозяев в одном доме. Что от этого может произойти, кроме беспорядка? А если кто-то захочет нарисовать перед взором своего ума картину или набросок такой триады правителей, он в своём воображении сможет представить только некоего человека с тремя головами на одном теле или с тремя телами под одной головой. Такое чудовищное изображение Троицы предстанет пред теми, кто верит в три Божественные личности, любая из которых сама по себе Бог, и соединяют их в одного Бога, отрицая, что Бог, будучи единым, есть одна личность.