Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах.
Сказал Абдуллах Ибн Аббас об аяте: «Милостивый возвышен над Троном»:
«То есть: сидит на нём»
Передал его Ибн аль-Мухибб в «Ас-Сыфат», 106 лист, и признал и одобрил этот асар и его смысл имам-муджаддид Исмаил ат Тейми ашШафии, см. «ас-Сияр», 20-87, и имам Абу Муса аль-Мадини аш Шафии, и упомянул его иснад Ибн аль-Каййим в «Аль-Иджтима», 156, и назвал такой иснад достоверным шейх Махмуд Шакир в «Хашия тафсир ат-Табари», 1-156, как указал шейх Адиль аль Хамдан.
3-4. Асма Бинт Умайс и Джа’фар Ибн Аби Толиб, двоюродный брат Пророка, да будет доволен ими Аллах.
Передал имам Ибн Хузейма, от Асмы Бинт Умейс, что она сказала: «Я вместе с Джа’фаром была в Эфиопии, и увидела женщину несшую на голове корзину с мукой. И она прошла мимо одного мужчины-эфиопа, и он сбросил корзину с ее головы, и ветер разметал муку. И она сказала: «Я оставляю тебя на Царя, в тот день, когда Он сядет на Престол, и отнимет от беззаконника в пользу обиженного им».
И в этой истории – одобрение двумя сподвижниками этих слов, и передача их. И передана эта история в более длинном контексте, и пришло там, что Пророк выслушал эту историю от Джа’фара после возвращения из Эфиопии, и одобрил слова этой женщины. Однако уединился в этой добавке аль-Макки, и он слабый.
Что же касается этой истории от Асмы и Джа’фара, то она достоверна. Передал ее Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 173, и другие. Назвал ее хорошей по сумме путей шейх Мустафа аль-Адави см. «Тахридж китаб ат таухид», 173,
Сказал Ибн аль-Каййим в «Ан-Нуния»:
«И пришло упоминание Сидения в асаре Джа’фара Ар-Раббани, двоюродного брата Пророка, и пришло по другим путям, а истина – ясна! И ад-Даракутни, Имам – утверждает асары в этом разделе не боясь, и у него есть касыда, в которой он упомянул это, и в ней он сказал, что не отрицает это переданное. И случилась по этой причине у него фитна в его время, с сектой отрицания и вражды!»
Источник: «Ан-Нуния», 454.
И шейх уль Ислам также опирался на эту историю, не порицая ее. Источник: «Шарх хадис ан-Нузуль», и др.
Слова табиинов.
Икрима и Хасан аль-Басри.
Сказал имам аль-Хакам Ибн Мабад аль-Хузаи:
«Рассказал мне Мухаммад Ибн Хатим, что рассказал ему Аль-Фадль Ибн Аббас, что рассказал ему Абдур-Рахман Ибн Сабит, от Язида Ибн Харуна, от Уббада Ибн Мансура, что он сказал: «Я спросил аль-Хасана и Икриму о смысле слова Всевышнего: «Милостивый возвышен над Троном», и они ответили: «Это значит «Сидит».
Источник: «Ар-Ру’я».
И иснад этого асара хороший, и также сказал Усама Ибн Атая в своем тахкыке.
3-4. Мухаммад Ибн Ка’б и Умар Ибн Абдуль Азиз.
Сказал великий табиин Мухаммад Ибн Ка’аб рассказывая праведному халифу Умару Ибн Абдуль Азизу о смысле аята: «Салям» будет им словом от Милостивого Господа»(Йасин, 58):…до тех пор, пока не окажется Аллах там, где Он сидит».
Источник: «Тафсир ат-Табари», 29036, 29037.
Сказал шейх Адиль аль Хамдан: «Иснад этого асара хороший» Источник: «Тахкык исбат аль-хадд лиЛлях», 73.
И утвердил этот асар аль-Коды Абу Я’ла в «Ибталь ат-тауилят», 2-471.
И имам Ибн Джарир выбрал это слово среди всех слов об аяте, сказав:
«И самое близкое к истине – то сообщение, что пришло от Мухаммада Ибн Кааба аль-Куразы..», затем упомянул асар с иснадами. Источник: «Тафсир ат-Табари», 20-540.
Сказал имам ад-Дарими сразу после того как привёл этот асар, а перед ним и другие асары: «Эти хадисы все они или большинство их – пришли о нисхождении Господа в этих местах. И на вере в них, и считании их правдой мы застали всех людей фикха и понимания из числа наших шейхов, и ни один из них не порицал их, и не отказывался передавать их, пока не появилась эта банда, которая начала противостоять асарам Посланника Аллаха отвержением, и упорно приступила к отталкиванию их!». Источник: «Ар-родд аля аль-джахмия», 1/93.
Муджахид Ибн Джабр.
Сказал Муджахид, делая тафсир аята: «И Аллах выведет тебя на хвалимое место» (Аль-Исра, 79): «Аллах посадит его рядом с Собой на Трон».
Передал его имам аль-Халляль в «Ас-Сунна», 264,248.
И придет отдельный раздел об данном асаре Муджахида в одной из частей работы.
6. Сулейман Ибн А’маш.
Уже упоминалось, что он рассказывал хадисы о Сидении Аллаха на Троне и не порицал их.
Слова саляфов и ученых.
1. Хориджа Ибн Мус’аб
Хориджа Ибн Мус’аб – имам и алим Хорасана, табии табиин, ученик Аюба Ас-Сахтияни, Умара Ибн Динара, и других великих имамов, и учитель Абдур-Рахмана Ибн Махди, Уаки, Нуейма Ибн Хаммада и других имамов саляфов. Был слабым в хадисе, но не никто не касался его акыды
Сказал Хориджа, прочитав аят: «Милостивый возвышен над Троном»
«И разве является аль-истиуа чем то, кроме как аль-джулус (сидением)?»
Данный асар передали: ученик Ахмада Харб аль-Кирмани, в «Масаиль», 3/1118,имам аль-Халляль, в «Ас-Сунна», 1691, Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, «Ас-Сунна», 10, Ибн Батта, «Аль-Ибана», 330,и упомянули этот асар в тафсире аль-Истива Ибн аль-Каййим в «ас-Сауаик аль-Мурсаля», 4/1303, и Ибн Усаймин, см. «Маджму ар-расаиль уаль фатауа», 1-135, и его иснад достоверен.