Только благость и милость да сопровождают меня

При рассмотрении этого псалма ударение постоянно ставилось на старательность и осмотрительность, с которыми опытный пастух исполняет свои обязанности. При этом особенно подчёркивалось, как важно неус- танное попечение пастуха о благополучии своих овец. В общих чертах было перечислено, что испытывает ста- до в отношении ухода и помощи под умелым и полным любви наблюдением пастуха. Всё это обобщено псал- мистом в простом, но смелом утверждении: «Только благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Овца знает о своём привилегированном положении у такого пастуха. Что бы ни случилось, она может быть постоянно и везде убеждена, что она окружена добротой и благосклонностью. Сознавая свою при- надлежность доброму, сочувствующему и благоразумному владельцу, она исполняется утешением и уверенно- стью. О чём тогда ещё остаётся заботиться овце? Доброта и милость характеризуют милосердное и компе- тентное обращение пастуха с овцой. Выставляемое здесь утверждение не только смело, но оно выражает также известную гордость и дове- рие к пастуху, который добросовестно следит за развитием и судьбой овцы. Сколько христиан таким образом доверяют Иисусу Христу, своему Господу и Пастырю? Кто из нас действительно проникнут сознанием того, что благость и милость будут его сопровождать, что бы жизнь ни уготовила? Безусловно, легко говорить, когда всё хорошо. Если я могу радоваться хорошим здоровьем, если растёт мой доход, моей семье хорошо живётся, мои друзья расположены ко мне, то нетрудно сказать: «Только бла- гость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». А что же, если я заболею и должен беспомощно наблюдать, как спутник моей жизни с огромным со- страданием смотрит, как я переношу испытание? Что я буду чувствовать и как я буду реагировать, если я потеряю свою работу и денег больше не хватит на уплату счетов и долгов в рассрочку? Что произойдёт, если мои дети останутся в школе на второй год или свяжутся со скверной бандой? Как я буду реагировать, если мои друзья вдруг без видимой причины проявят себя ненадёжными и будут против меня? В такие критические времена испытывается доверие человека к своему доброму Пастырю. Это такие си- туации, в которых нас ничего не устраивает и жизнь превращается в причитания набожных выражений. Если мой маленький мир рухнет как карточный домик и мои эгоистичные мечты и надежды лопнут как мыльный пузырь, то я могу всё ещё честно утверждать: «Только - да, только - благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей!» Или это нечто большее, чем насмешка и глумление? Если я оглядываюсь на своё про- шлое, то постоянно прихожу к выводу, что мой добрый Пастырь, Иисус Христос, окружал меня той же самой любовью, какую я оказывал своим овцам. Случались такие события, которые я тогда рассматривал как вели- чайшее несчастье. Он водил меня по таким путям, которые мне казались тупиками. Он посылал мне такие дни, о которых я думал, что не переживу их. Но в конечном счёте всё обращалось для меня к лучшему и в мою пользу. Моим человеческим ограниченным умом я не всегда мог понять водительство моего Учителя, так как Его мудрость безгранична и непостижима. При моих природных способностях бояться, заботиться и спраши- вать «почему», мне было не всегда легко исходить из того, что Он прекрасно знает, что Он делает. Были време- на, когда я пытался уйти из Его школы и отказаться от всех надежд. И каким-то образом мне пришла мысль, что я лучше справлюсь, если я буду предоставлен самому себе. Так идут дела у большинства людей. Но я так рад, что мой добрый Пастырь не отпустил меня одного в дорогу. Я бесконечно рад, что Он в Своей великой доброте и милости ходил за мной. Единственно возможная причина Его поведения является Его любовь и Его сочувствие, которые Он проявил ко мне - своей овце. Не- смотря на мои сомнения, мой страх и размышления: действительно ли Он будет меня правильно вести, Он под- нял меня и увёл обратно к Себе. Когда я над всем этим размышляю, то отчётливо осознаю, что для того, кто действительно находится под господством Иисуса, не может быть трудностей, безвыходных ситуаций, кажущегося несчастья, ибо в ко- нечном итоге всё обернётся к лучшему. Это есть истинный смысл нашего выражения: «Благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Это есть прочный фундамент моей веры и доверия моему Госпо- ду. Я люблю Его, потому что Он первым полюбил меня. Его доброта, Его милость и Его сочувствие обновля- ются для меня каждый день. Моя уверенность и моё доверие основаны на Его любви, которую Он непрерывно оказывает мне - Своей собственности. Я нахожу своё утешение в сознании того, что Он в каждой ситуации сде- лает для меня всё вернее и лучше, чем я сам. 34 Для меня это самое величественное представление моего доброго Пастыря. Непрерывным потоком поступают ко мне Его доброта и милость. Беспрестанно бьют они ключом из источника - из Его сердца полного любви, хотя я этого не заслужил. В этом заключается зерно всего того, что до сих пор было сообщено в рассматриваемом псалме. Все заботы, все старания, вся тщательность, все сочув- ствия, все самопожертвования имеют свой корень в Его любви, любви Единственного, Который превыше всего любит Своих овец, Свой труд и Свою задачу Пастыря. «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1Иоан.3:16). Размышляя над этим, я должен себе поставить вопрос: «Может ли этот поток любви и милости устремляться в мою жизнь, как в водоём без стока? Нельзя ли этот поток пропускать через себя, чтобы он приносил пользу и другим?» Да, это возможно. Но для этого у мно- гих из нас затуманен взгляд. Совершенно практическим образом из моей жизни должны исходить доброта и милость, чтобы и другие ободрялись. Как Божья доброта и милость каждый день потоком поступают в мою жизнь, так эта доброта и милость пусть следуют за мной для пользы других, куда бы я ни пошёл. Быть может хорошо на этом месте ещё раз указать на то, что при неблагоприятных условиях может быть очень вредным. За короткое время овцы могут разрушить и опустошить участок земли. А с другой стороны, под надзором сведу- щего пастуха, они проявляют себя, как самый полезный вид животных. Никакое полезное животное не даёт по своему составу такой однородный навоз, как овцы. Если его правильным образом распределить по всему пастбищу, то для почвы он будет иметь неоценимую пользу. При- вычка овец, выбирать себе для лагеря более высоко расположенные места, способствует образованию перегноя на менее плодородном высокогорье. Никакой другой вид животных не употребляет в корм так много сортов зелёных растений. Овцы унич- тожают сорняки и другие нежелательные растения, которые в противном случае беспрепятственно распростра- нились бы на полях. К примеру они охотно поедают цветки и нежные верхушки канадского осота, который за короткое время превращается в крайне вредный сорняк, если его не держать под контролем. В течение немно- гих лет стадо овец может под квалифицированным надзором восстановить опустошённый участок земли, что невозможно с помощью какого-либо другого вида животных. В античной литературе говорится об овцах, как о «животных с золотыми копытами». Что овец так по- читали и высоко ценили имеет свою причину в том, что для земли они приносили большую пользу. Во время моей овцеводческой деятельности я испытал, как две полностью разорённые усадьбы за короткое время снова поднялись и стали приносить большой доход. Сверх этого некоторые участки земли, которые до этого были для владельца позорными пятнами, превращены в прекрасные паркоподобные участки огромной ценности. Где раньше господствовали только бедность и развал, возникли теперь цветущие поля с богатым доходом. Другими словами, доброта и милость следовали за моими стадами. За собой они оставляли нечто цен- ное, плодородное, прекрасное и полезное - как для самих себя, так и для меня и других. Где они прошли, оста- валось плодородие и освобождённая от сорняков земля. Там, где они паслись, как следствие приходили красота и изобилие. Теперь для меня возникает вопрос, так ли обстоит дело и в моей жизни. Оставляю ли я за собой такой благословенный путь? Сир Альфред Теннисон в одном из своих больших классических стихов писал: «Что люди делают доброе, живёт после их смерти». Однажды проездом были у нас два друга. Они хотели на Востоке завершить некоторые дела. Они пригласили меня поехать с ними и я согласил- ся. Когда мы проехали несколько дней, то один из них обнаружил отсутствие своей шляпы. Он был убеждён, что оставил её у нас дома. Он попросил меня написать моей жене, чтобы она нашла шляпу и выслала её следом. Её ответ на это письмо я никогда не забуду. Одно предложение произвело на меня особое впечатление: «Я обы- скала дом сверху донизу, но не нашла и следа от шляпы. Единственное, что оставили эти двое мужчин - боль- шое благословение!» Имеют ли и другие это впечатление обо мне? Оставляю я следы печали или радости? Вспоминают меня люди с радостью или воспоминание обо мне вызывает у них горечь? Оставляю ли я после себя благословение или я становлюсь для других проклятием? Приносит моя жизнь людям радость или страда- ния? В Ис.52:7 читаем: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир…» Иногда очень полезно задать себе следующий вопрос: «Оставляю ли я в памяти у других мир или бес- покойство? Готовность прощения или озлобление? Удовлетворённость или спор? Радость или разочарование? Любовь или злобу?» Бывают люди, которые оставляют после себя такую неразбериху, что, зная это, они охот- нее всего стерли бы свои следы. Настоящее дитя Божие, которое остаётся под покровительством доброго Пастыря, не должно никогда стесняться или бояться возвратиться туда, где оно когда-то побывало. Почему нет? Потому что его пребывание где-либо должно означать укрепление и ободрение для других (Деян.15:35-36). В Африке, где я провёл так много лет, Давид Ливингстон оставил большее впечатление, чем миллионы других людей. Куда бы ни вели его путешествия - через кусты и степи большой части земли-он оставлял следы благословения. Местные жители, язык которых он никогда не знал, много лет спустя вспоминали доброго, лю- бящего врача, за которым постоянно следовали доброта и приветливость. Жизнь Иисуса на этой земле обобщена в простом, ко ротком и, тем не менее, содержательном предло- жении: «Он ходил и делал доброе!» Это указывает на самое возвышенное, благородное и важное задание, кото- 35 рому Он посвятил Свою короткую жизнь. Все Его дела были пронизаны милосердием. На фоне часто бесцере- монного поведения людей тем более выделяется и светится Его самоотверженность и любовь. Даже самые большие грешники находили у Него прощение, в то время как их ближние только критиковали и презирали их. И опять я задаю себе вопрос: Как поступаю я по отношению к другим людям? Сижу я на троне само- влюблённости и с полным презрением смотрю вниз на своих ближних, или веду себя как Иисус Христос? Склоняюсь ли я к ним и воплощаюсь ли с ними в нужде? Пытаюсь ли хотя бы в меньшей мере передать им не- много той доброты и приветливости, которой меня так обильно наделил мой Учитель? Смотрю я на погибших глазами Иисуса Христа с состраданием и милосердием, или неодобрительно? Готов ли я не замечать у других вину и слабости и прощать им, как Бог простил и мои грехи? Готовность оказать другим доброту и помощь, является единственно действительным масштабом того, как высоко я ценю доброту и милость Господа, кото- рую Он мне оказал. Если я не могу прощать и не готов помочь изнемогающим, то я, очевидно, знаю очень мало или вообще ничего не знаю о практическом значении милости или прощения, которые Иисус Христос мне по- дарил. К этой нехватке любви среди христиан следует отнести то обстоятельство, что в наши дни Церковь Ии- суса Христа превратилась в малопритягательное заведение. Люди приходят и ищут любви, но нашим равноду- шием мы отталкиваем их. Однако, если человек из собственного опыта знает о доброте и милости Господа в своей жизни, то он и к своим ближним будет относиться с любовью, теплом, милосердием и доброжелательно- стью. От этого вы будете иметь пользу. Но что также важно: и Бог имеет от этого пользу. Да, Бог имеет от этого пользу! Большинство из нас думают, что только мы имеем в Боге пользу в том, что Он нас благословляет. Но жизнь христианина не является улицей одностороннего движения. Когда я видел, что моё стадо росло и развивалось, то это доставляло мне всегда радость. Это было мне наградой за те старания и заботу, которые я оказывал своему стаду. Я испытывал просто большое чувство счастья, наблюдая как овцы мирно паслись. И мысль о том, что выпасные земли имели от овец тоже пользу, наполняет меня чувством удовлетворения. И то и другое вместе возбуждало во мне радость и благодарность. Вся моя жизнь была через это обогащена. Это было лучшей наградой за мои старания и труд, За всё, что я вложил в предприятие, я был обильно вознаграждён. Однако большинство христиан забывают, что и наш добрый Пастырь ждёт благодарения за Свои ста- рания. В Ис 53:11 читаем: «Через тягостный труд Своей души Он увидит плод и будет насыщаться». Так гласит этот стих в оригинале. Это есть та польза, которую мы можем Ему приносить: принять предложение Господа и дать себя спасти для вечной жизни. С любовью и нежностью Он смотрит на мою жизнь, потому что любит ме- ня. В Своём долготерпении Он смотрит долгие годы, в течение которых Его доброта и милость непрерывно следовали за мной. И Он хотел бы, чтобы часть этой доброты и приветливости я не только передавал другим, но давал и Господу. Он тоскует о любви - о моей любви. И я люблю Его, потому что Он первым меня полюбил. Это означает для Него радость и удовлетворение.

Наши рекомендации