Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом
– молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении.
Малик передаёт от Нафи,
что когда у ибн Умара спросили о мотиве страха и её описании он ответил:
«Если стах преобладает над вами, то молитесь на ходу или верхом в направлении Киблы или в любом направлении». Нафи сказал: «Я думаю, что ибн Умар мог сказать такое только исходя из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис.
Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Маджах и ибн Джарир передают,
что ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах языком вашего пророка
(да благословит его Аллах и приветствует) предписал вам молится
будучи дома четыре ракаата, в пути – два ракаата, а в страхе – один ракаат[191]».
Это же мнение предпочли: аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак и другие.
В дополнении имам аль-Бухари в главе «Осада крепостей и встреча с врагом»
передаёт, что аль-Ауза’и сказал: «Если победа мусульман близка, и они не в состоянии совершить молитву, то им следует молится в полусогнутом состоянии по отдельности. Если они не могут молиться в полусогнутом состоянии, то им следует отложить молитву, пока битва не приобретет более спокойный характер и они окажутся в относительной безопасности. Тогда им следует совершить молитву в два ракаата, если они не в состоянии – то молитву в один ракаат с двумя земными поклонами.Если они не в состоянии,
то им следует отложить молитву до состояния безопасности, ибо один лишь
такбир не может заменить молитву». Также считает Макхуль.
Анас ибн Малик сообщает: «Я присутствовал при штурме крепости Тастар.
Во время утренней молитвы бои ужесточились так, что мы не смогли совершить
утреннюю молитву до восхода солнца. Мы совершили её с Абу Мусой уже когда солнце
было высоко. И тогда Аллах даровал нам победу. Я бы не обрадовался всему богатству мира, как я обрадовался этой молитве[192]». Это текст Бухари.
В пользу всего этого свидетельствует хадис о том, что посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) отложил послеполуденную молитву до заката солнца во время битвы у рва. А также хадис в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправляя сподвижников в экспедицию на племя Бану Курайза сказал: «Пусть не один из вас не совершит молитву Аср, пока не достигнет Буна Курайза[193]». Некоторые сподвижники помолились, когда настало время молитвы.
Они объяснили это тем, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просто хотел от них ускорения при марше. Другие совершили молитву уже после заката,
как только они достигли территории Бану Курайза. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, не порицал ни тех ни других за это.
Слово Аллаха: ﴿فَإِذَآ أَمِنتُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ﴾
Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха
– т.е. совершайте молитву, таким образом, как Он повелел вам, совершая как подобает стояние в молитве, поясные и земные поклоны, а также сидение и смиренность в молитве.
Как Он научил вас тому, чего вы не знали
– за то, что Он даровал вам блага и наставил вас на прямой путь,
а также обучил вас тому, что приносит вам пользу в этой и последней жизни.
Примите это с благодарностью и поминанием Аллаха.
Как сказал Аллах об окончании молитвы страха:
﴿فَإِذَا اطْمَأْنَنتُمْ فَأَقِيمُواْ الصَّلَوةَ إِنَّ الصَّلَوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَـباً مَّوْقُوتاً﴾
Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз.
Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (4:103)
мы упомянем хадисы о молитве страха и её описании при комментарии
слова Всевышнего в суре «Женщины»:﴿وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَوةَ﴾
Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом. (4:102)
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لأزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ
فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِى مَا فَعَلْنَ فِي أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен
Пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас
В том, что они сделают сами с собой согласно принятому. Поистине, Аллах - великий, мудрый. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах – Могущественный, Мудрый.
وَلِلْمُطَلَّقَاتِ مَتَـاعٌ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ