Приветствую великий простор пустого дхату!

Из несозданного пространства в сострадательную каю восставшего,
Царя Ригпа — саморожденного Самантабхадру,
Естество пяти светов, самосовершенство пяти семей,
Всепроникающее сострадание источающего — приветствую!

С почтением склоняюсь пред природой ума —
исконно всесовершенным Буддой;
пред сущностью —
без основы, без корня;
пред естеством —
совершенной полнотой ясного света;
пред состраданием —
распахнувшимся необъятным простором.

Есть внешнее, внутреннее, тайное и очень тайное. Из них поведаю очень тайное — несравненного царя — общее изложение девяти колесниц.

* * *

Есть три: Основа, Путь и Плод.
Через них раскрою два: чистоту и самосовершенство.

Сначала расскажу о чистоте, всего — три:

Вначале — о чистоте Основы —
искони нет у нее ни основы, ни корня;
Затем — о чистоте Пути —
пуст мой ум, нет у него корня;
В заключение — о чистоте Плода —
достиг исконной земли, истощающей все.

[Теперь расскажу] о самосовершенстве, всего — три.

[Вначале] — о самосовершенстве Основы —
бескрайне светлое Ригпа не склонно ни к сансаре, ни к нирване
— [оно] пребывает в основе, [из которой] вышли все [дхармы].

Затем — о самосовершенстве Пути —
во дворце Читты мирные и гневные [божества]
вибрации пяти естественно ясных светов
из глаз в безоблачном небе проявили
— [так достиг] процветания в познании.

Наконец — о самосовершенстве Плода —
с концом обучения все проявленное растворилось в дхармате
— это великое самосовершенство внутреннего пространства.

* * *

Вибрацию Ригпа так живым понимать должно:
эта естественная вибрация есть гневное Тело пяти семей,
вездесущая Мудрость пустоты и ясности.

* * *

[Теперь расскажу] о методе, которым являет себя естество сансары и нирваны.

Из области великой чистоты возникло бескрайне светлое Ригпа — как радуга в небе.

Будда самосовершенной Основы — исконный владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в нирване — искони пробужден, от начала [пробужденность] распространяет.

Про этот порыв творчества Ригпа [так скажу].
Лишь двинулся — и уже знает себя: изначальный Самантабхадра —
Извечно свободна Основа.
Благодаря этому не копятся кармические следы.

В тот миг, когда движущийся узнал себя, в тот же миг — совершенный Будда, чьи благие качества [уже] изначально завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями какой-нибудь будущей причины. Коли искони самосовершенен в основе, что за нужда добиваться этого усердием и трудами.

Поэтому в этот же самый миг узришь весь мандал познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.

* * *

Из обители Будды Основы творчество Ригпа, распространившись, непрестанно продолжает распространяться. Вследствие неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно принимается за субъект и объект, — так возникают ``я'' и ``другое'' и все разнообразие двойственного мира.

От наличия причин и условий возникают три вида ума: грубый, тонкий и очень тонкий — и три соответствующих им мира: сначала — без образа, затем — мир образа, и, наконец, — мир страстей.

Если же какой такой мятущийся множественный ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в движении, узнает в пустоте свое лицо — тут же освободится, и разве есть освобождение выше этого.

* * *

Что же до естества пяти светов Ригпа, то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и пустоту, то сообразно с этим различают два творчества — проявленное и пустое.

Проявленное творчество —

это тело и вишая и все разнообразие проявляющихся феноменов. Его называют еще самосовершенным творчеством.

Пустое творчество —

это мятущийся ум. Хоть и без основы, без корня, но различные мысли непрестанно возникают; но лишь мелькнули — и где же искать их? Говорят, что они естественно возникают из чистого творчества.

Поскольку [вследствие неведения то, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды], проявляется столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили условием и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два метода — тречхо и тхогей.

Тхогей — освобождает тело и вишаю в естественную вибрацию пяти светов. В этом случае говорят, что изначальное Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.

Тречхо — освобождает движение мысли. Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением движение мысли освобождает себя. Оставил все как есть, пусть естественно явленное пребывает в своей естественности. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не имеет корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.

* * *

Изначальное естественное состояние непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути, истощившее движение мысли Ригпа саморожденной вибрацией пяти естественных светов самопроизвольно проявилось мирными, гневными и т.п.

Без всякой причины, как луна в реке, как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нем как хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.

Распространил оттуда чудодейные лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных бодхисаттв-махасаттв. Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в усмиряемом мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.

* * *

В этом учении говорится об истине. Нет в нем ничего придуманного, все как есть. Составил же его Жармед Лонгъян — Обширное пространство недеяния (byar med klong yangs) на славной горе Чхимпу.

Благо! Благо! Благо!

Перевод с тибетского В.Е.Ушакова.

http://www.pravidya.ru/

Наши рекомендации