Чистота других учений для нас чистотой не является. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое

Чистота других учений для нас чистотой не является... Тантра утверждает: «То, что является очень чистым для других учений, является для нас грехом, потому что их понятие чистоты разделяет. Для них что-то становится нечистым».

Если вы назовете кого-то праведником, то вы создадите грешников. Теперь вы кого-то где-то будете осуждать, потому что праведник не может существовать без грешника. А теперь посмотрите на абсурдность наших усилий: мы все время стара­емся избавиться от грешников, мы обманываемся и надеемся на существование мира, в котором не будет грешников - только праведники. Это бессмыслица, потому что праведники не могут существовать без грешников. Они являются другой стороной той же самой монеты. Вы не можете уничтожить одну сторону монеты, всегда будут существовать обе стороны. Грешники и праведники являются частями одного и того же явления. Если вы уничтожите грешников, из мира исчезнут и святые. Но не беспокойтесь; пусть они исчезают, потому что их не существует в мире.

Грешники и праведники являются частями одной и той же интерпретации, одним и тем же отношением к миру, согласно которому утверждается: «Это является добром, а то является злом». Вы не можете сказать про что-то, что оно является добром, пока вы не скажете про что-то другое, что оно является злом. Зло необходимо для того, чтобы определить добро. Так что добро зависит от зла, ваша добродетель зависит от греха, и существование одних праведников невозможно; они не могут существовать без грешников. Так что они должны быть благо­дарны грешникам; они не могут существовать без них. Во взаимоотношениях между ними, в их сравнении, в том, насколь­ко они осуждают грешников, они являются частями и единой связкой одного и того же круга явлений. Грешники могут исчезнуть из мира только тогда, когда исчезнут праведники, но не раньше этого; греха не будет там, где не будет понятия добродетели.

Тантра утверждает, что факт является реальностью, а интерпретация создает нереальность. Не интерпретируйте, не истолковывайте. Ничто в реальном мире не воспринимай как чистое или нечистое. Почему? Потому что чистота и нечистота является нашим отношением, наложенным на реальность. Поп­робуйте использовать эту технику. Она является не простой, она трудна, потому что мы очень сильно ориентированы на двой­ственное мышление, мы обоснованы в двойственном мышлении, укоренены в нем настолько, что мы даже не осознаем все наши суждения и мнения. Если кто-то начнет здесь курить, то сознательно вы можете ничего не почувствовать, но вы будете осуждать. Где-то глубоко внутри себя вы осуждаете. Ваш взгляд может быть осуждающим, отсутствие вашего взгляда тоже может быть осуждающим. Вы можете и не смотреть на человека, но, тем не менее, осуждать его.

Использовать эту технику будет трудно, потому что привы­чка осуждать слишком глубоко укоренилась в вас. Вы все время - своими жестами, походкой, манерой сидеть - осуждаете и судите, вы даже не осознаете, что вы делаете это. Когда вы смеетесь над человеком или когда вы не смеетесь над ним, когда вы смотрите на кого-то или не смотрите, а просто игнорируете его, что вы делаете в этот момент? Вы накладываете на него ваше отношение. Вы говорите, что что-то является прекрасным; тогда вы должны осудить что-то, как безобразное. И это двойственное отношение одновременно разделяет и вас, так что внутри вас существуют две личности.

Если вы говорите, что кто-то гневается, а гневаться - это плохо, то что вы будете делать, когда почувствуете, что гнева­етесь? Вы будете говорить, что это плохо, и тогда возникнут проблемы. Тогда вы начнете разделять себя на две личности - на плохую, дьявольскую личность, и на хорошую, праведную личность. Вы, конечно, должны отождествлять себя с праведни­ком внутри себя, поэтому дьявол, Сатана внутри вас должен осуждаться. Вы разделены на две части. Теперь в вас будет постоянная борьба, постоянный конфликт. Теперь вы не можете быть индивидуальностью; вы будете толпой, домом, отделенным от самого себя. Теперь в вас не будет спокойствия, не будет тишины. Вы будете испытывать только напряжение и страда­ние. Это то, что вы чувствуете, но не знаете почему.

Разделенный человек не может быть в покое. Как он может быть в покое? Куда поместить вашего дьявола? Вы должны уничтожить его, но это вы сами; вы не можете уничтожить его. Вас не двое. Реальность едина, но вследствие вашего разделяю­щего отношения вы разделили внешнюю реальность. Теперь внутреннее также разделено соответствующим образом, - так что каждый сражается с самим собой. Это подобно тому, как если бы вы сражались с одной своей рукой - сражались правой рукой против левой руки. Но энергия же здесь одна и та же. И в моей левой руке, и в моей правой руке присутствую я; я протекаю в обеих руках. Но я могу противопоставить одну против другой, мою правую руку против левой руки, я могу создать конфликт, поддельное сражение. Иногда я могу обмануть самого себя, и правая рука выиграет сражение, а левая рука будет повержена. Но это обман, потому что я знаю, что в обеих руках присутствую я, и в любой момент я могу сделать победителем левую руку. Я присутствую в обеих руках; обе руки принадлежат мне.

Поэтому, сколько бы вы ни думали о том, что вы сделаете праведника внутри себя победителем и сокрушите дьявола, знайте, что в любой момент вы можете изменить отношение, и праведник будет повержен, а дьявол возьмет верх. Это порожда­ет страх, чувство не безопасности, потому что вы знаете, что ничто не является определенным. Вы знаете, что в данный момент вы очень любите, что вы сокрушили свою ненависть, но вы боитесь, потому что в любой момент ненависть может взять верх, а любовь будет повержена. И это может случиться в любой момент, потому что внутри вас есть и то и другое.

Тантра призывает не разделять, стараться быть неразделен­ным; только тогда вы будете победителем. Как можно быть неразделенным? Вы не должны осуждать, вы не должны гово­рить, что «это» является хорошим, а «то» - плохим. Просто отбросьте все понятия чистоты и нечистоты. Смотрите на мир, но не говорите, что он из себя представляет. Будьте невежествен­ным, не будьте слишком умным. Не навешивайте ярлыки, оставайтесь безмолвным, неосуждающим, не судящим. Если вы сможете оставаться в безмолвии по отношению к миру, то постепенно это безмолвие проникнет и внутрь. И если снаружи нет разделения, то разделение исчезнет и из внутреннего созна­ния, потому что обе ваши личности могут существовать вместе.

Но это опасно для общества. Вот почему тантра подавляет­ся. Это опасно! Ничто не является аморальным, ничто не является моральным; ничто не является чистым, ничто не является нечистым. Все есть то, что оно есть. Настоящий последователь тантры не скажет, что вор является плохим; он скажет, что этот человек вор, вот и все. При использовании слова «вор» в его уме нет никакого осуждения. Это слово «вор» только отражает факт, но не является осуждением. Если кто-то скажет: «Вот человек, который является великим праведником», то он скажет: «О'кей, это праведник». Но в этом нет никакой оценки. Он не скажет: «Этот человек хороший», он скажет: «О'кей! Этот человек праведник, а этот - вор». Точно так же он скажет, что это роза, а это - не роза, что это дерево высокое, а это - низкое, что ночь является темной, а день светлым, - но без какого-либо сравнения.

Но это опасно. Общество не может существовать без осуж­дения одних явлений и без одобрения других - общество без этого не может существовать! Общество построено на двойствен­ности. Вот почему подавлялась тантра. Думали, что она антисо­циальна, но это не так. Это не так! Эта позиция не двойственности является трансцендентальной. Она не является антисоциаль­ной, она трансцендентальна; она выше общества, вне общества.

Попробуйте этот подход. Пребывайте в мире без каких-либо оценок, только с естественными фактами: что-то есть это, что-то есть то. И тогда, постепенно, вы начнете чувствовать не раз­деление и внутри себя. Ваши полярности сблизятся, ваши «плохо» и «хорошо» будут идти рядом. Они сольются в одно, и вы станете единым целым. Не будет ничего чистого, ничего нечистого. Вы познаете реальность.

Чистота других учений для нас чистотой не является... Тантра утверждает, что то, что является основой для других, для нас является ядом. Имеются, например, учения, основанные на ненасилии. В них утверждается, что насилие это плохо, а ненасилие - хорошо. Тантра утверждает, что ненасилие являет­ся ненасилием, насилие - насилием; ничто не является добром, ничто не является злом.

Имеются учения, к основам которых относится безбрачие - брахмачарья. В них утверждается, что брахмачарья - это добро, а секс - зло. Тантра утверждает, что секс есть секс, а брахмачарья есть брахмачарья. Один является брахмачарином, другой - нет. Но это простые факты, к ним не прикреплены никакие оценки. И тантра никогда не скажет, что брахмачарин хорош, безбрачный хорош, а тот, кто занимается сексом, плох. Тантра принимает вещи такими, каковы они есть. И почему? Только для того, чтобы создать внутри вас единство, целос­тность.

Эта техника предназначена для создания единства внутри вас, чтобы иметь внутри вас тотальное существование, неразде­ленное, не конфликтующее, без каких-либо противопоставле­ний. Только тогда возможно безмолвие. Тот, кто пытается достичь чего-то вопреки чему-либо, никогда не будет в покое. Как он может быть в покое? И тот, кто разделен внутри себя, кто сражается внутри себя, как может стать победителем? Это невозможно. Вы есть и то и другое, так кто же может победить? Никто не победит, а вы будете в убытке, потому что вы растратите свою энергию в ненужной борьбе. Эта техника предназначена для создания в вас целостности, единства. Поз­вольте долинам исчезнуть; не судите.

Иисус сказал где-то: «Не судите, да не судимы будете». Но евреям невозможно было понять это, потому что все понятия евреев ориентированы на мораль: «Это хорошо, а то плохо». Иисус в своем поучении «не судите» говорил языком тантры. Если он был убит, распят, то это только вследствие этого. Он занимал позицию тантры - «не судите».

Так что не говорите, что проститутка порочна - кто знает? И не говорите, что пуританин добродетелен - кто знает? Они, в конце концов, являются участниками одного и того же спектак­ля. Они опираются друг на друга, они связаны взаимным существованием. Поэтому Иисус говорит: «Не судите», и это то, что имеет в виду и данная сутра: «Не судите, да не судимы будете».

Если вы не судите, не принимаете никакой моральной точки зрения, если вы просто наблюдаете факты таким, каковы они есть, если вы не интерпретируете их в соответствии со своими взглядами, то вас невозможно будет осудить. Вы пол­ностью трансформированы. Теперь нет необходимости, чтобы вас судила какая-то божественная сила, - в этом нет необходи­мости! Вы сами стали божественным; вы сами стали Богом. Будьте свидетелем, не судите.

Глава 10 (42)

БДИТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ТАНТРЫ

Наши рекомендации