Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко совершал дополнительные молитвы, сидя верхом и обратившись не в сторону киблы»
Глава 444: Добровольная молитва, совершаемая верхом на осле.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды он совершил молитву, сидя верхом на осле и повернувшись лицом налево от киблы, а потом его спросили: «(Почему же) ты молишься, не обращаясь лицом к кибле?» Он сказал: «Я бы не сделал этого, если бы не видел, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».
Глава 445: О том, кто не совершал дополнительных молитв после (обязательной) молитвы, находясь в пути.
553 (1101). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я (часто) сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не видел, чтобы он совершал в пути дополнительные молитвы, а Аллах, велика слава Его, сказал: “Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас… ”»1
1 “Сонмы”, 21.
Глава 446: О том, кто совершал в пути дополнительные молитвы, но не перед обязательными молитвами и не после них.
Передают со слов ‘Амира бин Раби‘а, да будет доволен им Аллах, что он видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути и сидел верхом на своей верблюдице, совершал ночью дополнительную молитву, (продолжая молиться,) куда бы она ни поворачивалась вместе с ним.
Глава 447: Объединение закатной и вечерней молитв в пути.
555 (1107). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней».
Глава 448: Если человек не в состоянии молиться сидя, он может совершать молитву лёжа на боку.
556 (1117). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:
У меня был геморрой, и я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку1”».
1 Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле.
Глава 449: Если кто-нибудь (из-за недомогания начинает) молиться сидя, а (во время молитвы недомогание) проходит или же человек чувствует облегчение, ему следует закончить (молитву) стоя.
Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что до тех пор, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны.
(1119). В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, (также) сказала:
Потом он делал то же самое во время совершения второго раката, а когда завершал свою молитву, смотрел (на меня), и, если я бодрствовала, разговаривал со мной, а если спала, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился (отдыхать)».