Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея исключительно библейская. За пределами традиции Откровения она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются религиями Откровения, присутствует учение о бессмертии души, то под этим понимается нечто весьма отличное от того, что понимает под бессмертием души Библия. Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается лишь как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции, оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.
Священное Писание говорит, что Бог не сотворил смерти: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть(Прем. 2, 28-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Человек не умер бы, если бы не согрешил.
В Священном Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: Скоро должен оставить храмину мою(2 Пет. 1, 14), а в следующем стихе он называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти апостол Павел: Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах(2 Кор. 5, 1), или Имею желание разрешиться и быть со Христом(Флп. 1, 23), или Время моего отшествия настало(2 Тим. 4, 6).
В Священном Писании говорится о невозможности уничтожения души, например, Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10, 28); Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы(Лк. 20, 38).
Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9-31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения.
В 1 Тим. 6, 16 говорится, что Бог есть Единый, имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, Создавшему возможно уничтожить бессмертное, т.е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.
Частный суд
Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Священном Писании Ветхого Завета в Сир. 11, 26-27 о частном суде говорится: Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его. В Новом Завете сказано: Человекам положено однажды умереть, а потом суд(Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.
Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно понимается некоторый процесс, который состоит из двух частей:
1) Исследование правоты или виновности подсудимого;
2) Произнесение над ним приговора.
В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведующий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.
Также и произнесение Богом приговора нельзя понимать в смысле объявления судебного решения, потому что изволение Божие вместе с тем есть и действие Его воли, вводящее в блаженное состояние или отвергающее от Царства вечной жизни.
В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в «Слове о исходе души» свт. Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» бл. Феодоры, которое содержится в житии св. Василия Нового.
Каким образом относиться к этим повествованиям, как рассматривать те образы, которые в них содержатся? Когда преп. Макарий Египетский, подвижник V века, вопросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то ангел, явившийся Преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных», – т.е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т.е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл.
Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:
По разлучении души от тела, ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово(Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя(Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском стоит не возьмут, а истяжут, т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи). В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил – света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.