Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его
Заметь смирение Матфея: себя поставил он после Фомы, а когда дошел до Иуды, не сказал: «Этот злодей, этот враг Божий», но назвал Искариотом, по его отечеству, ибо был и другой Иуда, называвшийся Леввеем и Фаддеем. Таким образом были как два Иакова, один Зеведеев, другой Алфеев, так и два Иуды – Иуда Фаддей и Иуда предатель. Симонов же было трое, именно: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался и Симоном.
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.
«Сих», говорит, кого? Рыбарей, мытарей. Посылает их прежде к иудеям, чтобы иудеи не имели повода говорить: мы, иудеи, не уверовали потому, что они посланы к язычникам. Так Он делает иудеев безответными. Самарян ставит рядом с язычниками, поскольку они только жили в Иудее, а были вавилоняне и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Под «Царством Небесным» разумей будущее блаженство. Господь вооружает апостолов чудесами, говоря:
Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Ничто так не прилично учителю, как смирение и нестяжание. Потому эти два качества и выставляет на вид, когда говорит: «даром получили, даром давайте». Не превозноситесь тем, что имеете такие блага и раздаете их, ибо вы получили их даром, по благодати. Но с смиренномудрием соединяйте также и нестяжание: «даром, говорит, давайте». А чтобы совершенно исторгнуть корень всех зол, говорит:
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Приготовляет их к самому строгому образу жизни, поэтому запрещает им всякое попечение об излишестве и всякую заботу, не позволяет носить даже жезла. Это верх нестяжания и сильное побуждение верить учителю нестяжания. Потом, чтобы не сказали: «чем же будем питаться», говорит: ибо «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от учеников своих; они обязаны доставлять вам это, как делателям. Впрочем, «достоин, сказал, пропитания», то есть пищи, а не роскошного стола, ибо учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.
Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не навлекли на себя нарекания; если же станут ходить к одним достойным, то, конечно, будут и пропитываемы ими. Далее повелевает: «оставайтесь», а не бродите из дома в дом, чтобы не стали говорить о них как о чревоугодниках и чтобы не подвергли оскорблению тех, которые примут их в первый раз.
А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Под целованием и миром разумей благословение, которое обыкновенно остается на одних достойных. Познай же отсюда, что главным образом дела наши доставляют нам благословение.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Они должны были, по воле Его, отрясать пыль в знак того, что там ничего не взяли по причине неверия людей; или же во свидетельство того, что они совершили дальний путь и между тем без пользы для них. Поэтому содомлянам отраднее будет, нежели сим неверующим, ибо содомляне, быв наказаны еще здесь, там наказаны будут уже гораздо легче.